Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств

Познание подразумевает осуществление процесса, связанного с постижением действительности и приобретением знаний. Ещё древние люди предпочитали заниматься наблюдением за чем-то новым, таким образом, приобретая полезные сведения, касающиеся окружающего их мира, и познавая неизведанное. Однако возникает логичный вопрос, зачем человеку необходимо это делать? Что является силой, подталкивающей его к занятиям познавательной деятельности? Для всякого познания источником является разум и чувства. Философы XVII –XVIII столетий озадачивались вопросами, связанными с тем, что выступает в роли определяющего звена в цепочке познавательной деятельности человека. Одни утверждали, что в качестве такого звена выступает разум, а, по мнению других, — чувства. Посмотрев правде глаза, стоит отметить, что значимыми являются оба источника знаний. 

Человек осознает, что мир полон неизведанным, и поэтому жаждет заниматься познанием, то есть изучением объективной действительности. Здесь возникает потребность в возникновении чувств, так как, умеющий к ним прислушиваться, человек всегда может на них положиться. Благодаря чувствам, мы находим верный выход из сложных ситуаций, и видим то, что выходит за пределы человеческого понимания. Человеческие чувства дарятся душой, а эта субстанция никогда не ошибается. Именно душе дано знать всё то, чего не способны узнать сами люди. На помощь человеку, прочувствовавшему что-то новое, приходит разум, который наделяет индивидуума способностью к осмыслению этого нового. Полнота знаний об окружающем мире зависит от руководства подсказками чувств и разума одновременно.

По-моему мнению, данное высказывание Ф. Патрици поднимает проблему роли чувственного опыта и рационально-теоретического мышления в познании, а также многоуровневости процесса познания. То есть автор видит в эмпирических и рациональных действиях индивида источник познания. И процесс познания не возможен без взаимодействия двух уровней- чувственного и рационального.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Хотелось бы напомнить, что познание может быть поделено на виды. Ключевым с точки зрения современного общества является научное познание. Оно имеет эмпирический (чувственный) базис и теоретический (рациональный). К примеру, научные работники проводят эксперименты (эмпирика) и затем обосновывают их результаты (теоретическая работа).

Религиозное познание из-за сверхъестественного свойства главным образом опирается на теоретическую базу (священные писания и пр.), но в то же время имеет и эмпирическую опору (совершаются обряды, ритуалы и пр.). Житейское познание также проявляет двойственность внутри себя: эмпирическая сторона (проверяем, какой чайник быстрее вскипит) и теоретическая (у меня аллергия на апельсины, значит я их не куплю). Вместе с тем, конечно, возникают случаи, когда нам остается довольствоваться только одной стороной познания. К примеру, не все научные знания практически (эмпирически) доказаны. То, что человек без защитного снаряжения погибнет на поверхности Солнца – не подлежит доказыванию по гуманистическим и иным причинам. Однако с теоретической точки зрения – это неопровержимо. Несмотря на эти исключения, познание все равно проявляется либо в чувственном либо в теоретическом виде либо в их совокупности.

Одним из доказательств такого тезиса является исследовательская деятельность прославленного российского химика Д.И. Менделеева конца 19-начала 20 века. Работая над известной периодической таблицей, ученый проводил десятки экспериментов, а венец творения – периодический закон пришел спустя три дня после напряженной теоретической работы, а известный миф о том, что все это придумано во сне, всего лишь миф. 

Следующим примером работы разума и чувств в познании является деятельность адронного коллайдера, запущенного в 2008 году на границе Швейцарии и Франции. Огромная практическая работа ученых и более 100 инженеров со всего мира позволила проводить масштабные эксперименты, результаты которых затем изучались учеными-теоретиками. С помощью данного комплекса (эксперимент + теоретическое обоснование) современный мир получил ценные сведений о «базоне Хиггса» – микрочастицы, имеющей ключевое значение для Вселенной.

Человек всегда исследует мир вокруг себя, используя мышление и умение выстраивать логические цепочки, руководствуясь имеющимися сведениями. Изучая, человек полагается на разум, однако то, что подталкивает его к познанию — эмоции, провоцирующие к дальнейшим действиям. Будь то стах перед неизвестностью, любопытство или стремление к новому, эмоция — мотиватор для дальнейших действий по познанию вне зависимости от того, является ли последнее большим шагом для мировой науки или же базовыми навыками ребенка.

Чтобы начать исследовать, человеку как правило необходим толчок, помогающий ему начать двигаться в верном направлении, и, как правило, этот толчок исходит изнутри и выражается в каком-либо порыве чувств (а если человека вынуждает к действию какой-либо внешний фактор, он в любом случае вызывает некоторую эмоциональную реакцию). 

Так, изначально примитивным человеком двигал страх перед огнем, но постепенно он сменялся любопытством, стал поддерживать и в конце концов люди даже самостоятельно начали разжигать по средствам трения. 

Множество изобретений создано людьми из-за их любопытства и желания к росту. Поведению человека на этапе развития, когда эмоциональные импульсы играют особенно большую роль в поведении — а именно к детству, когда любой порыв может стать мотивом для дальнейших действий. 

Например, маленький ребенок исследует окружающий мир на ощупь, руководствуясь вопросом «А что будет, если…?». Некоторые предметы оказываются приятными по ощущениям, другие же вызывают боль или дискомфорт. Знания о вещах накапливаются, и в дальнейшем ребенок будет по возможности избегать тактильного контакта с объектами, причинившими неудобства. Это один из методов познания, базированного на любознательности и формирующего  представления о мире вокруг.

Познание исходит от желание понять и усвоить что-то новое, а это стремление, в свою очередь, невозможно без наличия разума.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Человек — единственное существо на планете, которое мыслит и обладает высокоразвитым интеллектом, требующим развития. В отличии от животных он(человек) способен сам определять и находить своё место в жизни.

В заключение хотелось бы сказать, что я действительно могу согласиться с Франческо Патрици: человеческие чувства и эмоции являются стимулом к исследованию того, что окружает нас, и служат предпосылкой к дальнейшим логическим выводам. А также именно способность мыслить рождает желание познать себя и мир, так как человеческий разум стремится к саморазвитию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *