Возраст от 11-12 лет до 15 лет определяется как средний школьный возраст, который совпадает с обучением 5-9 классах, переходным возрастом, перестройкой всего организма.
Отличительной особенностью этого возраста является половое созревание (11 лет у девочек, чуть позже у мальчиков). Это явление вносит значительные изменения в жизнь подростка, нарушает внутреннее равновесие, приносит новые переживания и усложняет отношения между мальчиками и девочками.
По словам Карелиной О.И. в этом возрасте учащиеся все чаще с интересом реагируют на захватывающие, необычные классные задачи и уроки. Тем не менее, быстрое переключение внимания не дает подросткам много времени, чтобы сосредоточиться на одном уроке. Следует отметить, что трудно преодолеваемые и необычные зачади вызывают повышенный интерес и способны привлечь внимание в течение длительного времени [Карелина: 2010].
Как писал Волчков Э.Г.: «Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.» [Волчков, 2013: 213].
Отличительной особенностью мышления подростков является критичность. Подросток, который ранее всегда соглашался во всем, пытается выразить себя и свое мнение как можно чаще. Дети данный период склонны к возражениям и спорам, абсолютное послушание авторитету взрослого сводится к нулю, родители зачастую считают, что их послушный ребенок подвергается влиянию из вне, наступает кризисная ситуация. чтобы прийти к кризисной ситуации.
Кроме того, средний школьный возраст является самым благоприятным периодом для творческого развития. Как было отмечено выше, подростки любят решать проблемные ситуации, определять причину и следствие, а задания, в ходе которых можно озвучить вое мнение, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту, вызывают повышенный интерес [Беспалько: 1989].
По данным исследования внутреннего мира подростков, одной из важнейших нравственных проблем старшеклассников является несогласованность убеждений, нравственных идей, а также понятий с поступками, действиями и поведением в целом. Система оценочных суждений и нравственных идеалов неустойчива. Трудности в плане жизни, семейные трудности и влияние друзей могут вызвать у детей большие трудности в развитии и социализации. В этой связи, работа учителя должна иметь прямую направленность на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
Учитель должен сосредоточить свое внимание на формировании нравственных качеств личности и ознакомление с примерами положительных идеалов.
Более того, учитель должен глубоко осмыслить особенности поведения и развития современного подростка, уметь поставить себя на его место в самых сложных противоречивых условиях реальной жизни. Это позволит не только преодолевать отчуждение, но и налаживать хорошие отношения в системе:
школа семья общество ребенок.
Особо важным для учащегося средней школы является возможность самореализации и самовыражения, ввиду этого, задания, дающие такую возможность и учитывающие их интересы, вызовут повышенный интерес. Кроме того, возможность самоорганизации, вступления в диалог и полилог, принятия самостоятельных решений – это то, что всегда будет встречено на «ура». При работе с учащимися, педагог должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».
У многих учащихся средней школы возникают проблемы с учителями. Имея отметку «отлично» по большинству предметов, по данному предмету ученик успевает исключительно на «3» и «2». Зачастую это не связанно ни с работоспособностью, ни с умственными способностями. Как правило, здесь прослеживается прямая связь с падением интереса к изучению данного предмета и изменением учебной мотивации. Педагогу следует незамедлительно выяснить причину возникновения проблем ученика и использовать результаты при работе с классом [Моисеева: 2016].