Влияние религии на формирование образа женщины на Кавказе

Шариат сыграл позитивную роль в урегулировании брачного выкупа: выкуп должен был выплачиваться не семье невесты, а самой себе как ее обеспечение вдовства или развода по инициативе ее мужа. Однако здесь норма шариата вступила в противоречие с обычным правовым предписанием. В результате почти у всех мусульман Кавказа был компромисс: часть выкупа (калым) была выплачена семье, другая (кебин) — самой невесте.

Шариат освятил право женщины и личного имущества (для мужчин, долю приобретенного ими для женщин — долю того, что они приобрели) и предоставил ей, хотя и с нарушением, право на семейную собственность, включая право собственности на землю. Шариат допускает различные толкования, но в общих чертах, он рассматривает женщину как наследницу с половиной доли, хотя на практике адаты не решали в пользу женщин. В результате женщины из высших классов часто возбуждали судебные иски в части наследства, а не по адатам, но в соответствии с шариатом или законами Российской империи. В результате администрация стала предлагать везде, что наследники сами выбирают тот или иной принцип наследования. Переплетение адатов, шариата и российских законов расширило практику такой компромиссной формы, как нефтяной дом — мирная сделка, соглашения между сторонами.

Для некоторых народов региона Шариат несколько улучшил положение женщины в разводе. Когда развод женщины вначале не разрешался (например, ингуши), теперь ей разрешили по закону. Рационализация и расширение прав собственности женщин почти повсеместно ограничивают развод человека. Муж, отпустив жену без всякой серьезной причины, должен был вернуть ее каюты и приданое, что было не всегда легко для него. Кроме того, Шариат установил определенный период (от шести месяцев до года), после чего развод считался окончательным. Это дало инициатору развода время подумать над влиянием родственников и сообщества, в принципе, осудив распад семьи. Одним словом, и здесь шариат, не ставя мужчину и женщину в равное положение, в какой-то степени уравнял неравенство полов

Негативное влияние шариата было то, что оно усилило сегрегацию полов. Например, все описания жизни адыгов первой половины XIX века. Подчеркнула разницу положения черкеса с положением восточной женщины. «Женщины среди черкесов не так ограничены, как у других азиатов», — сказал Г.Ю. Клапрот. По мнению И.Ф. Blarambergh, «у черкесов нет женщин в таком заключении, как в других азиатских странах». К. Кох утверждал, что «женщины среди черкесов не так отделены от мужчин, как это принято на Востоке, и они принимают участие во всех празднествах и других развлечениях». Во второй половине XIX века. Ситуация начала меняться под влиянием шариатского движения в Кабарде и активной деятельности мусульманского духовенства. Так, народная кадика Нальчикского района на собрании крестьянских представителей издала указ о «запрете появляться на улицах женщинам от 10 лет, а также танцевать голой головой, т. Е. Без носовых платков, а также запрещающих Девушки во время танца, чтобы взять мужчин за ладонь ».

Женская половина дома была также недоступна для мужчин, как и для мужчин, из темноты можно было выйти на улицу только с разрешения старших и в сопровождении одного из родственников и совместной резиденции мужчин и женщин Был также обескуражен. Покрывала в крестьянском образе жизни не использовались, но под влиянием шариата женщина с более старыми или с аутсайдерами теперь чаще закрывала нижнюю часть лица концом головного убора.

При полном вхождении Кавказа в состав Российской империи регион попал под имперскую юрисдикцию. Мусульманскому населению была предоставлена возможность руководствоваться шариатом, но не во всех сферах юридической жизни. Уголовные нормы шариата (отрезание рук за кражу, забивание камнями женщин за прелюбодеяние и т. Д.) Были заменены российским законодательством. Тем не менее, гражданские и семейно-семейные нормы сохраняются. Постепенно обычное право было заменено шариатом и российскими правовыми нормами, в течение долгого времени гражданское судопроизводство проводилось в сочетании с шариатом, адатами и российским законодательством.

В славянских семьях важную роль в семейном праве играли также обычное право и существующие традиции. Семьи крестьян и казаков были патриархальными и основывались на буквальном подчинении младшего старшему. Крестьянская семья представляла, прежде всего, экономическую единицу, поэтому важным вопросом для ее характеристики является рассмотрение организации работы в семье. В небольших семьях не было выраженного разделения труда, как в больших семьях, здесь все «мужское» выпало на долю взрослого мужчины, и все «женские» рабочие места приходились на долю женщины. В многодетных семьях, где было много женатых сыновей, отец и мать взяли на себя руководство, в частности свекровь, как правило, не работала дома, а только распоряжалась работой дочери -Закон. Ее свекровь распоряжалась всей семейной жизнью, ее невестки всегда спрашивали ее, что приготовить на завтрак или ужин, можно ли что-нибудь взять с едой, сделать что-нибудь в свободное время от основных обязанностей на Главная. Старшая невестка пользовалась большим уважением в семье, она заменила свою свекровь в ее отсутствие, помогла ей ухаживать за младшими детьми. Существующее разделение труда по полу определило положение женщины в крестьянской семье. В сельском хозяйстве мужской труд обычно имеет большее экономическое значение, чем у женщин. Тяжёлая работа женщин в семье не оценивалась и считалась лишь придатком к основным занятиям по пастушьим и скотоводческим хозяйствам, которые в основном обеспечивали состояние семьи. Роль женского труда в сельском хозяйстве была вспомогательной. Если в доме было достаточное количество мужчин, в обязанности которых входило выполнение основных полевых работ, уход за скотом. Это наложило отпечаток на семейные отношения. Поскольку мужской труд ценился выше, человек в доме был самым важным. Тем не менее патриархальный характер семейной структуры в крестьянских семьях был не столь очевидным, как в горных семьях. В больших семьях власть главы семьи редко была деспотической, не менее, а иногда даже важную роль в решении семейных проблем играла мать. У нее часто были деньги из семьи, с которыми она обходилась с отцом. В важных семейных вопросах они консультировались со старшим сыном, слушали мнение старшей невестки.

Вообще, старшая пара управляла домашним хозяйством в многодетных семьях и управляла фондами. Его денег ни от его сыновей, ни от его невестки не было. Деньги, заработанные с помощью найма и холостяков, и женатые сыновья были отданы отцу (исключением были девушки, которые зарабатывали свое приданое). Брак его сына слегка изменил его положение в большой семье, его сын не получил никакой экономической независимости. Часто в самых угнетающих семьях невестки они были полностью лишены гражданских прав в отношении имущества (за исключением вопросов, связанных с приданым). Даже одежда или обувь, купленные ее мужем из-за пределов заработка, теща могла отнять у невестки и отдать ее дочерям.

На депрессивное положение женщины в крестьянской семье также повлияло наследство. После смерти мужа жена не наследовала никакого движимого или недвижимого имущества, наследники были детьми как мужского, так и женского пола, а мать была просто назначена сельским обществом опекуном своих детей до достижения совершеннолетия. И как опекун она должна была сообщить обществу о расходах, понесенных в доме.

Проявление патриархального образа жизни, отсутствие прав невестки в семье часто встречалось в северокавказских селах снохачества. В больших семьях случалось, что невестка жила с девериями, даже имела детей от них. Если муж узнал об этом, то часто случались драки братьев, отца и сына. Но чаще всего женщина оставалась виноватой. Кажется, он находился между тремя огнями. С одной стороны, ей нужно было бояться гнева мужа, с другой — если она отказалась от тестя, он мог бы выделить ее мужа из семьи на невыгодных имущественных условиях. Часто девушка сознательно шла на связь с тестем, чтобы облегчить ее положение в семье. В свою очередь, свекровь могла преследовать свою невестку за «особое внимание к тещу». В горных семьях случаи снохацизма не встречались из-за привычки избегать.

Взаимоотношения в семье между супругами во многом зависели от их склонности и привязанности друг к другу. Во многих семьях браки совершались только с разрешения родителей, которые часто рассматривали брак как чисто экономическое действие, необходимое для успешного управления экономикой и производства потомства, не считаясь с желаниями их детей. Процесс развода как таковой в крестьянских семьях не был. Жена могла оставить мужа, поскольку у нее, как правило, не было собственности, она не платила за калым, как в горных обществах. Уходя, она могла взять только свое приданое. В этом случае на следующий год муж мог бы жениться в церкви с другой женщиной, и жена не смогла бы официально выйти замуж еще на пять лет. Однако, несмотря на простоту процедуры развода, разводы не были частыми в крестьянской среде. Потому что, по тем или иным причинам, люди были разведены, виновным в глазах общества всегда была женщина. Это был большой позор для родителей, если дочь вернулась в дом, даже если она подвергалась оскорблениям и избиениям в семье ее мужа, ее уничижительно называли «разводом», и поскольку брак является семейным делом, женщина неохотно Снова жениться. Кстати, если альпинистов считали позором, чтобы поднять руку на женщину, в русских семьях муж часто избивал свою жену, особенно в пьяном состоянии, и это не было осуждено обществом или негодовало со стороны Родственников его жены.

Семья северокавказского казака также носила патриархальный образ жизни, но свобода казаков была еще более очевидна, чем в крестьянском образе жизни и в горных обществах. Литературные классики, посетившие Кавказ в то время, писали о «Терекских казаках»: «Эта легкость обычаев червенок (гребанских казаков на станции Червленя) странным образом контрастирует со строгостью русских обычаев и тяжестью восточных» ; «Казак смотрит на женщину как на средство ее благополучия: девочка позволяет только ходить, женщина заставляет молодежь и старость работать на себя и смотрит на женщин с восточным требованием послушания и труда. Эта точка зрения, женщина, которая развивается физически и морально, хотя и покорно, получает, как в целом на востоке, без сравнения, больше чем на западе, влияние и вес в ее домашней жизни. Избавляя ее от общественной жизни и привычки Тяжелая работа человека придает ему все больше веса и силы в семейной жизни. Казак с аутсайдерами считает неприличным говорить с нею мягко или лениво и невольно ощущает ее превосходство, оставаясь с ней лицом к лицу. Весь дом, Вся экономика обретается им и удерживается только своими делами и заботами. Хотя он твердо убежден, что труд постыд для казака и подходит только для рабочего и для женщины, он смутно чувствует, что все, что он использует, и называет своим Является результатом этой работы и Во власти женщины, матери или жены, которую он считает своим слугой, лишить его всего, что он использует. Кроме того, постоянный мужской, упорный труд и забота, которые она давала ей на руках, придавали Гребен особую независимость, мужественный характер и поразительно развивались в ее физической силе, здравом смысле, решимости и стойкости характера. Женщины в основном сильнее, умнее, развиты и красивее, чем казаки. «

Судьба кубанских казаков мало отличалась от Терека, их образ жизни определялся также постоянным отсутствием мужа, враждебностью. В отличие от крестьянок и женщин, где работа делилась на «мужскую» и «женскую», казак получил всю работу на поле и во дворе. Ф. Щербина писала: «Старики в основном были калеками и больными ранами и кропотливой работой, дети маленькие, молодых людей не хватало — и все бремя мирной жизни ложилось на женщин. Казачка того времени представляла вид Идеала человека, который не пал духом под самыми суровыми ударами жестокой казачьей скалы. С настоящим тревогой в сердце за жизнь мужа, детей, братьев, служивших на линии, она, эта казачка, Создавала собственную экономическую жизнь, вела хозяйство, размещала стариков, вела подростков, воспитывала детей и вообще заботилась об укладке уютного уголка, Яркие краски в сознании казака среди военных бурь и суматохи ».

Авторы работ, написанных о казаках, подчеркнули ее решительность и независимость: «Черноморка, по народным представлениям, была авторитетным защитником семейного очага, способным постоять за себя и свою семью и поставить интересы своей семьи выше Все, что она делала в строительстве семьи и домашних условий, сделало ее решительной и независимой. Словом, в семье и в экономике казачка полностью заменила казака ».

Все приведенные факты о жизни казаков соответствуют периоду Кавказской войны. В конце (1864) внутренняя семейная жизнь постепенно несколько изменилась. Но предыдущая эпоха наложила отпечаток на внутрисемейные отношения, которые где-то даже в позитивном смысле повлияли на положение женщин в казачьих семьях.

Казацкая семейная жизнь и положение женщины в ней определялись, как и в крестьянских семьях, числом членов семьи. Для 60-90-х годов. XIX век. Характерно преобладание многодетных семей, в которых проживают несколько поколений людей. Положение женщины в казачьих обществах зависело от типа семьи, в которой она жила (большой или маленький), и от того, какую социальную роль она выполняла (теща, дочь, невестка). Как и в крестьянских и горных семьях, самой младшей дочерью в семье был казак в наиболее неблагоприятной ситуации. Старшая невестка помогала свекрови в доме и была ее заместителем.

С точки зрения собственности, казак в большой семье оказался в равном положении с крестьяниной. Ее имущество состояло из приданого и личных подарков, в отличие от холмов, в которых, согласно шариату, в собственности иногда была часть калыма (кебина). Все обычные правовые нормы казаков были взяты у русских староверов (Терск), чьими потомками были большинство казаков. Влияние Запорожской Сечи наблюдалось среди кубанских казаков. По свидетельству местного историка Г. Малявкина, если девушка пошла в более бедную семью, приданое ей не было дано. Часть его была оставлена отцу отца девочки как некая гарантия ее и ее детей на материальную безопасность в будущем, если брак окажется экономически безуспешным. Вероятно, здесь есть горное влияние, так как такая практика встречается среди горных народов.

Согласно обычному праву в наследство, после смерти мужа, вдове было выделено ее имущество и одна седьмая часть земельной доли, после чего она могла снова выйти замуж. Маленьким детям умершего был назначен опекун, часто опекуном был назначен отчим, в отличие от крестьян, где опекуном была назначена мать, до тех пор, пока большинство сыновей и выдача дочери не вступали в брак. По словам Акобеевой Н.Б., женщина, которая стала вдовой, может вернуться в дом своего отца, остаться в семье своего мужа или выделиться в своем доме. В то же время нужно было спросить разрешения у тестя, как старшего в семье. Если согласия не было получено, вдова все еще оставила семью и обратилась в суд Станислава с просьбой вернуть ее имущество. В случае согласия тестя он отдал приданое своей дочери, часть имущества, иногда покупал дом. Утверждение, что вдова может выделяться как отдельная ферма, представляется весьма спорным, поскольку сельское хозяйство было довольно сложным, не зря, богатые семьи, как правило, были большими. Другое дело, что, как уже говорилось, вдова казака, помимо ее приданого, полагалась на 1/7 земли и могла претендовать на это, но это не означало, что казак на этом клочке земли может привести Независимая ферма. Она могла бы снова выйти замуж и добавить к новому мужу своего мужа, могла бы переехать с ним на ферму своих родителей, могла бы остаться с семьей своего мужа, если бы были дети или имели хорошие отношения с семьей умершего мужа.

Остатки эпохи Домостроев можно считать таковыми, что в отличие от горца казак имел право «поднять руку» на жену (жену) и детей (считалось, что хлыст необходим для лошади и для порядка В семье и государстве), хотя «спокойное» поведение В семье во все времена и среди всех наций считалось предпочтительнее так называемого «боевика» с боями и выяснением отношений.

В целом, если вы охарактеризовали положение казачества в семье и обществе, возникла парадоксальная ситуация. С одной стороны, независимость, уважение, достойное положение, заслуженно «заработанные» казаком благодаря его неустанной работе в экономике, воспитанию детей, мужеству и готовности идти вместе с мужем. С другой стороны, отсутствие прав «высылки» казаков (в разном возрасте по-разному) на второстепенные роли, невозможность участия с правом решающего голоса при принятии важных вопросов социальной значимости , В домашних делах жена имела немалый вес, но главой и правителем семейных судеб был отец.

Следует отметить, что все вышеупомянутые законы и обычаи действовали в основном в деревнях, селах и селах Северного Кавказа. В конце XIX века. Увеличивается количество людей в городах и многих старых станицах, и жители деревни переезжают в город. Городская культура все больше проникает в сельскую местность. Это проявилось не только в трансформации материальной и духовной культуры, но и повлияло на изменение отношений полов в сторону повышения социальной активности и, следовательно, на социальный статус женщин. Межсемейные отношения стали более свободными. Небольшие семьи пришли на смену более крупным и состояли из родителей и их неженатых детей. В маленьких семьях, где жена, хотя и подчинялась своему мужу, чувствовала себя равной любовницей в доме, пользовалась большей свободой и независимостью. В то время желание казаков и крестьянок «учиться читать и писать» становилось все более заметным, поскольку, по их словам, женщины все чаще стали посещать учреждения внеклассного образования (вечерние и воскресные школы, библиотеки, выставки , и т.д.). В конце XIX начале ХХ века. Больше возможностей для зажиточных крестьян давать своим дочкам среднее школьное образование.

Таким образом, несмотря на распространение российского законодательства на всех жителей, проживавших на Северном Кавказе в 60-х годах. XIX век. Для 2-го этажа. XIX век. Было характерно сосуществование двух тенденций, проявляющихся в функционировании обычного права и официального российского законодательства. В результате население Северного Кавказа, формально подчиняясь гражданскому праву, сохранила свои прежние правовые институты в своей микросоциальности.

Как правило, правовые нормы жителей Северного Кавказа имели свои давние корни и основывались на патриархате социальной и семейной жизни. Многие традиции перекликались и переходили из одного общества в другое (от горцев к казакам, от крестьянства к казакам). К концу изучаемого периода ислам все больше влиял на положение женщин горных народов, но было бы неправильно говорить, что горные женщины изучаемого периода были «забитыми» и «лишенными гражданских прав». На семейную структуру альпинистов также оказали влияние многочисленные социальные факторы, послужившие поводом для появления в печати горных женщин в начале 20 века. Против многих традиций уничижительного, по их мнению, достоинства женщин (например, против денег невесты). Преобразование семейно-правовых отношений казаков и крестьян в конце изучаемого периода связано как с интенсификацией товарно-денежных отношений, так и с вовлечением Северного Кавказа в общероссийский рынок, ведущим к распаду Большие традиционно патриархальные семьи, влияние городской культуры, повышение социальной роли женщин. В таких семьях муж и жена часто решались на равных в решении семейных проблем, а в некоторых случаях женщина могла фактически стать главой семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *