Влияние неполной семьи на личностное развитие подростков

Семья – это один из значимых факторов социализации ребенка. Поэтому условия семейного воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать [1].

Исторически семейная жизнь подразумевает деление родительских обязанностей между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, поэтому отсутствие какого-либо родителя меняет всю структуру семейной жизни.

Скачать текст в WORD

В настоящее время увеличивается количество неполных семей, сейчас не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители. Воспитание детей в неполной семье имеют собственную специфику: недостаточное влияние на ребенка внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неуравновешенности родительских чувств, возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности.

         Но все авторы сходятся во мнении, что семья – это та среда, в которой

ребенок начинает жить и к которой, поэтому, он очень восприимчив. Для ребенка является значимым все: и социальное положение, и род занятий, и уровень образования родителей, и сама внутрисемейная атмосфера. Именно это воздействие, накапливаясь с возрастом, становится частью личностной структуры.

         Характеризуя семью как сложное социальное образование, которое, с одной стороны, является специфическим социальным институтом, а с другой – малой социальной группой, можно говорить о двойственности функций семьи, о ее макро- и микроструктурах, позволяющих рассматривать ее как систему.

         Функции семьи в отечественной психологии делят на две группы: специфические и неспецифические [1].

          К специфическим функциям семьи, которые определяются ее сущностью, социальной природой относятся следующие: репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).

         Неспецифическими функциями семьи являются: накопление и передача собственности и статуса, организация производства и потребления, ведение домашнего хозяйства; организация досуга, связанного с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напряжения, развитию каждого члена семьи.

         Рассматривая семью как объект социально-педагогического изучения, А.В. Мудрик отмечает, что семья – важнейший фактор социализации, ибо она являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социализация человека в семье осуществляется благодаря действию, главным образом, традиционного механизма, т.е. неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье, и самореализации в ней в тех пределах, аспектах и формах, которые обусловлены ее культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой [38].

         Тип семейных отношений является той средой, которая детерминирует развитие личности, степень включения в семью и принятие в ней определенных ролевых позиций. В семье, так как это социальная система, существует распределение исполнительных функций или ролей.

Наибольшие проблемы в воспитательном плане возникают неполная семья. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. Одной из распространенной причиной образования неполной семьи является высокий процент разводов. Поэтому неполная семья оценивается большинством психологов как «проблемная». Распад семьименяет уклад жизни семьи, уход отца из семьи становится негативным фактором в воспитательном плане, который оказывает разрушительное воздействие на психологический мир ребенка, меняется его психологический облик.

Однако следует отметить, что не каждая полная семья обеспечивает нормальные условия для полноценного развития и воспитания ребенка. Многие исследователи, занимающиеся изучением вопроса семейного воспитаия, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Но тем не менее наличие в семье обоих родителей способствует успешному решению множества задач воспитания.

Воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми в дальнейшем сталкивается каждый одинокий родитель. На это неоднократно указывали и указывают специа­листы, занимающиеся изучением проблемы неполных семей.

Традиционным определением неполной семьи является следующее: неполная семья – это такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. В.М. Целуйко включает в данное определение еще одну категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях [57].

Скачать текст в WORD

По исследованиям психологов В.М. Целуйко, Т.П. Гавриловой,    А.М. Демидова и др. неполная семья образуется, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания.

В семейной психологии рассматриваются следующие виды неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. По критерию, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской [9].

В следствие распада семьи изменяется отношения ребенка к матери, который начинает испытывать обостренное чувство жалости к ней, в некоторых случаях ребенок в уходе отца считает виноватой мать. Поэтому он начинает критически относиться к ней, по существу, теряет для себя и второго родителя.

Существуют специфические моменты, связанные с наличием только од­ного из родителей в семье. Во-первых, это особое положение остающегося ро­дителя, которому будет недоставать моральной, социальной и материальной поддержки. Когда дела идут плохо, родитель-одиночка вынужден искать совета и помощи вне семьи. Общество, в свою очередь, оказывает давление на неза­мужнюю мать и на ушедшего из семьи родителя.

Во-вторых, сам ребенок под­вергается социальной дискриминации, связанной с осуждением отца или матери. В-третьих, ребенок становится лишенным возможности видеть близ­кие и гармоничные отношения между двумя взрослыми людьми, что в дальнейшем может сказаться на его собственных брачных от­ношениях. В то же время ребенок может жить только с одной матерью и понимать, что они ценят и уважают друг друга. Ребенок понимает, что мать считает его хорошим, добрым и сильным человеком, что она его любит, считается с его интересами и мнением, от него многого ждет. Данное отношение не часто можно наблюдать в полных семьях. В-четвертых, в случае, когда в семье остается родитель противоположного по­ла, у ребенка будет отсутствовать возможность половой идентификации [9].

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Матери, а именно они чаще всего воспитывают детей, вынуждены доказывать окружающим, себе, бывшему мужу, что могут сами справиться с воспитанием ребенка. Дети же из неполных семей хотят быть «как все», т.е. испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. Женщины, обиженные на бывшего мужа, иногда переносят свою боль на ребенка, находя в нем черты его отца, которые ее раздражали. Или же возможна другая реакция, когда мать полностью уходит в себя, не в состоянии воспринимать и понимать окружающий мир, в том числе и собственных детей. Формы проявления угнетенного состояния матерей могут быть различными, но едины в результатах — они напрямую отражаются на детях. Состояние тревоги и обреченности матери передается детям, влияет на многие стороны жизни ребенка.» [22].

При разрыве отношений родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что сказывается на детях. Иногда матери необоснованно запрещают детям общаться с отцом, а ведь «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать.

К своей воспитательной функции он так же, как и мать подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Он меньше отдает распоряжений детям и меньше отменяет их. В педагогическом процессе это плюс, а не минус. Во-вторых, воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца часто гораздо больше, чем у матери» [19].

Н. Соловьев считает, что из-за плохих взаимоотношений с отцом (либо отец вообще отсутствует, либо редко бывает дома и не занимается с ребенком) дети (особенно мальчики) лишаются необходимого для их развития мужского влияния. Лишаются опоры, чувства уверенности, которое дает отец. Сыновья лишаются примера для подражания, а дочери — опыта лучшего понимания мировоззренческих и поведенческих норм противоположного пола. А наибольшую ответственность за устойчивость современной семьи и качество ее воспитательного потенциала несут мужчины-отцы [9]

ТА. Гурко, обобщая мнения различных специалистов, выделила типичные ошибки, возникающие в процессе воспитания в неполной семье:

— Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций. Утрированные формы любви и чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном развитии детей, формируя у них заниженную оценку, способствуя подавлению их самостоятельности [4].

— Отстраненость матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке («чтоб он был не хуже, чем другие»). Впоследствии такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, поскольку она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной обоюдных переживаний и конфликтов;

— Препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого «искоренения» унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу. Некоторые женщины даже пытаются воспитать у дочерей отрицательное отношение к мужчинам вообще.

-Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в «приступах» чрезмерной любви, то во вспышках раздражения, когда на нем вымещаются собственные беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват впоследствии развитием у ребенка невроза.

— Стремление матери сделать ребенка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца». В такой ситуации мать вместо роли защитника и друга оказывается в роли домашнего надзирателя. Чаще всего она бывает раздосадована результатом, так как ребенок противится чрезмерному давлению — он либо становится пассивным, либо начинает «бунтовать», нередко включаясь в жизнь уличных компаний.

— Практическая отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, являющемуся для женщины напоминанием о ее неудачах в личной жизни до крайних случаев: алкоголизм матери, беспорядочность в сексуальных отношениях, проституция и другие формы асоциального поведения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание в неполной семье имеет свои характерные особенности, обусловленные отсутствием одного из родителей (в подавляющем большинстве случаев отца) и имеет место деформация процесса воспитания.

Таким образом, неполная семья имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития. Неполная семья, даже при самых благоприятных условиях не может способствовать полноценному и гармоничному развития детей, что связано с нарушением естественная среда воспитания, которая создается совместно и матерью, и отцом.

На семью, как основополагающий фактор личностного становления ребенка, указывают такие отечественные и зарубежные исследователи     (Э. Арутюнянц, А.С. Спиваковская; Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Е.А. Личко, В.С. Мухина, Е.Т. Соколова и др.).

Скачать текст в WORD

Большое значение для родительского отношения имеют особенности супружеского общения. В ряде исследований (А. Адлер, А.И. Захаров) показано, что эмоционально-холодные взаимоотношения между супругами часто способствуют формированию симбиотичных отношений одного из родителей с ребенком. Эти симбиотичные отношения имеют компенсаторный, защитный характер, заполняют эмоциональный вакуум, образованный особенностями супружеских отношений. Псевдосолидарные семьи, отличающиеся ригидными стереотипами супружеских взаимодействий, с борьбе. Это ведет к тому, что эмоциональная напряженность, отсутствие у ребенка чувства безопасности, подсознательный страх, что он сделает что-то не так, способствуют появлению психологических проблем у ребенка, ведут к снижению самооценки.

Неполная семья, образовавшейся после развода, представляет фактор риска для развития личности. Влияние неполной семьи зависит от осмысления родителями ее значение и от аффективного окраски переживания этого факта. Отсутствие отца в семье может стать причиной формирования у ребенка искаженной Я-концепции, низкой самооценки и самовосприятия, низкого или завышенного уровня притязаний, неадекватной ролевой идентификации, высокого уровня тревожности, склонности к неврозам, страхам, застенчивости и тревожности в отношениях со сверстниками, чувству неуверенности и личностной несформированности, наконец вызвать трудности при создании собственной семьи. Вместе с тем подобный мрачный прогноз далеко не всегда становится реальностью. Позиция отца и матери, их умение сотрудничать после развода в значительной степени определяют благополучие развития ребенка в неполной семье. Одному из экс-супругов, проживающий отдельно, необходимо предоставить возможность равноправного участия в воспитании и полноценном общении и сотрудничества с ребенком.

Взаимосвязь между отношением родителей к ребенку и его самосознанием, как формой саморегуляции, раскрывается как интроекция родительского отношения и способов управления поведением ребенка (Л. Беньямин). По способу интериоризации самосознанием ребенка в литературе выделяются разные типы общения с родителями (А.А. Бодалев, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская и др.): 1) прямое и косвенное внушение образа «Я» или отношения к себе; 2) становление самоотношения ребенка непосредственно через формирование стандартов действий и уровня притязаний; 3) контроль за детским поведением, когда ребенком одновременно усваиваются параметры и способы самоконтроля; 4) инспирирование поведения ребенка, способного видоизменить его самооценку, причем образ Я и самоотношение, транслируемое ребенку родителями, могут нести в себе как позитивный, так и негативный смысл.

Таким образом, даже положительный образ Я, формирующийся у ребенка, при столкновении с отрицательной оценкой окружающих может быть видоизменен, т.е. стабильность его на этом этапе небезусловна и зависит от отношения значимых других.

К. Роджерс отмечает роль матери в формировании самооценки ребенка. Она должна иметь позитивное к себе отношение, ибо в противном случае она не станет для ребенка правильным образцом самопринятия.

С. Куперсмит указывает, что низкая самооценка ребенка связана с родительской ориентировкой на приспособительное поведение, т.е. успешность, достигнутая умением подстраиваться, оказывается неэффективной; средняя самооценка обусловлена снисходительной, терпимой и покровительственной родительской позицией; высокаясамооценка детерминирована скрупулезно прописанными правилами и доверительными взаимоотношениями.

М.И.Лисина, описывая варианты развития самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания, указывала, что адекватность формирования самооценки определяется достаточностью – недостаточностью времени, уделяемому ребенку, уровнем его общей и частной самооценки родителями в сравнении со сверстниками, наличиемотсутствием поощрений, частотой и обоснованностью наказаний, прогнозом дальнейших успехов-неуспехов.

Однако, в период, когда личность ребенка еще не вполне сформирована для независимого суждения, чрезвычайно высокие стандарты, сообщаемые детям родителями, оказывают скорее негативное влияние. Заставляя детей ощущать свое несоответствие, стандарты в эмоциональном, интеллектуальном или социальном развитии приводят к тому, что самооценка даже объективно одаренного ребенка существенно снижается (Л.Ливертон – С.Герцог). Некоторые исследователи (Боулби) считают, что разнообразие родительского поведения диктуется разнообразием потребностей и конфликтов личности. Общаясь с ребенком, родитель воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства. В отношениях с детьми родители проигрывают свои собственные конфликты.

Влияние эмоционального климата семьи на формирование личности ребенка было отмечено такими авторами, как А.М. Захаров, А.Я. Варга, А.А. Бодалев. Как указывает А. Кемпинский, говоря о семейном климате, необходимо иметь в виду действительные, а не замаскированные чувства. Ребенок легко чувствует вражду, стоящую между родителями. Это приводит к потере чувства безопасности, к страху быть оставленным. Происходит как бы ломка естественной модели мира, т.е. системы представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *