При выборе стратегии топ-менеджмент любой компании сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением данной компании на рынке: какой бизнес прекратить, какой бизнес продолжить, в какой бизнес перейти. Таким образом, стратегия концентрирует внимание на том, что организация делает и чего она не делает, что более важно и что менее важно в нынешней деятельности .
Генеральная стратегия развития фирмы может быть представлена одним типом стратегии, но как правило используется их сочетание. Выделяются следующие виды стратегий: стратегии роста, конкурентные стратегии, стратегии конкурентного преимущества .
Самыми распространенными являются стратегии роста, которые отражают четыре различных подхода к росту компании. Данные стратегии связаны с изменением состояния следующих элементов: рынок, продукт, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Рост — это фактор, влияющий на активность фирмы, стимулирующий инициативу и усиливающий мотивацию персонала и руководства. Независимо от этого элемента динамизма рост необходим для отражения атак конкуренции за счет экономии на масштабе и других эффектов опыта.
Цели роста могут быть сформулированы на различных уровнях:
- рост по отношению к базовому рынку; мы будем называть это концентрированным ростом;
- рост по отношению к производственной цепочке — интеграция «вперед» или «назад» относительно основной деятельности: это интегрированный рост;
- рост, основанный на возможностях вне зоны обычной деятельности: рост посредством диверсификации.
К данному типу стратегий относятся следующие группы:
1) Стратегии концентрированного роста — связаны с изменением рынка и (или) продукта в той же отрасли. К ним относятся:
- Стратегия усиления позиций на рынке.
- Стратегия развития рынка, подразумевающая поиск новых рынков для уже производимого продукта за счет расширения географии присутствия компании, освоения новых сегментов либо новых каналов сбыта.
- Стратегия развития продукта, подразумевающая рост продаж на основе разработки улучшенных или новых товаров на тех же рынках.
2) Стратегии интегрированного роста – основаны на процессе расширения компании за счет добавления новых структур. Существуют два основных типа таких стратегий:
Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции — заключается в росте фирмы путем приобретения либо усиления контроля над структурами, расположенными между конечным потребителем и компанией.
Стратегия обратной вертикальной интеграции — основана на росте фирмы путем приобретения либо усиления контроля над поставщиками, либо расширения изнутри.
3) Стратегии диверсифицированного роста – применяются в случае отсутствия возможностей для развития фирмы с конкретным продуктом на конкретном рынке в рамках данной отрасли. К таким стратегиям относятся:
Стратегия горизонтальной диверсификации основана на поиске возможностей роста на уже имеющемся рынке за счет новой продукции, которой необходима новая технология, отличающаяся от используемой. Несомненно, стратегии диверсификации наиболее сложны и рискованны, поскольку выводят фирму в новые для нее области.
Стратегия концентрической диверсификации — основана на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов (к таким возможностям относятся освоенный рынок, используемая технология либо еще какие-то сильные стороны функционирования компании, при этом имеющееся производство остается в центре бизнеса.
Стратегия конгломеративной диверсификации заключается в расширении компании за счет производства новых продуктов, технологически никак не связанных с уже производимыми, которые реализуются на новых рынках.
4) Стратегии целенаправленного сокращения – используются при необходимости перегруппировки сил в компании после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в ситуации спадов и кардинальных изменений в экономике, к примеру, структурная перестройка и т.п.
Стратегия ликвидации, или предельный случай стратегии сокращения, используется при отсутствии возможности вести дальнейший бизнес.
Стратегия «сбора урожая» основана на отказе от долгосрочного планирования деятельности в пользу получения максимальной прибыли в краткосрочной перспективе, применяется в бесперспективных бизнесах.
Стратегия сокращения подразумевает закрытие или продажу одного из подразделений фирмы или бизнеса с целью осуществления долгосрочного изменения границ ведения бизнеса.
Стратегия сокращения расходов подразумевает поиск возможностей по уменьшению издержек и проведение различных мероприятий по сокращению затрат.
Также стратегии можно классифицировать по такому критерию, как доля рынка. Исходя из данного критерия, выделяются четыре типа конкурентных стратегий:
1) Стратегии лидера. Компания-лидер занимает доминирующую позицию на рынке, это признают и ее конкуренты. Компания-лидер может использовать следующий набор стратегий.
Расширение первичного спроса с целью поиска новых потребителей, увеличения разового потребления товара либо пропаганды нового применения существующих товаров.
Оборонительная стратегия с целью защиты своей доли рынка, противодействия наиболее опасным конкурентам. Такая стратегия часто принимается фирмой-новатором, которую после открытия нового рынка атакуют конкуренты-имитаторы.
Наступательная стратегия с целью повышения рентабельности за счет максимально широкого использования эффекта опыта. В основном связь между долей рынка и рентабельностью наблюдается в сфере массового производства.
Стратегия демаркетинга, предполагает сокращение собственной доли рынка с целью избежания обвинений в монополизме. Один из многих возможных путей — это применить принципы демаркетинга с целью снижения уровня спроса в некоторых сегментах за счет повышения цены, сокращения предлагаемых услуг, рекламы и стимулирования спроса. Альтернативой является стратегия диверсификации на новые рынки, где фирма не занимает доминирующего положения.
2) Стратегии «бросающего вызов» — используются компаниями, не занимающими доминирующей позиции. Чем большей долей рынка владеет лидер, тем больший эффект дает данная стратегия, поскольку для такой компании принятие сниженной цены означает довольно большие потери.
3) Стратегии «следующего за лидером» — используются компаниями с небольшой долей.рынка, которые выбирают адаптивное поведение, согласуя свои решения с решениями конкурентов.Такие фирмы преследуют цель « мирного сосуществования» и осознанного раздела рынка. Подобное поведение чаще всего имеет место в ситуациях олигополии, когда возможности дифференциации малы, а перекрестная эластичность по ценам очень высока, так что каждый конкурент стремится избежать борьбы, которая может нанести ущерб всем фирмам.
Подобное поведение вовсе не означает, что у фирмы не может быть конкурентной стратегии. Напротив, факт владения малой долей рынка усиливает значение четких стратегических целей, адаптированных к возможностям и устремлениям фирмы.
Творческая сегментация рынка. Небольшая фирма должна сфокусироваться лишь на некоторых сегментах рынка, на которых она может лучше реализовать свою специфичную компетентность или имеет больше шансов избежать столкновения с ведущими конкурентами.
Эффективно использовать НИОКР. Небольшие фирмы не могут состязаться с крупными фирмами в области фундаментальных исследований; они должны ориентировать НИОКР на улучшение технологий с целью снижения издержек.
Оставаться малыми. Успешно действующие малые фирмы концентрируют свое внимание на прибыли, а не на увеличении продаж или доле рынка; они стремятся к специализации, а не к диверсификации.
Сильный руководиитель. Влияние руководителя в таких фирмах выходит за рамки формулирования стратегии и доведения ее до сотрудников; оно охватывает также управление текущей деятельностью фирмы.
Стратегия «следования за лидером», таким образом, подразумевает не пассивное поведение ее руководителя, а скорее его заботу о выборе стратегии развития, которая не вызовет отпора со стороны лидера.
4) Стратегии специалиста – используются компаниями, интересующимися только одним или несколькими сегментами, а не рынком в целом. Его цель — стать крупной рыбой в маленькой речке, а не мелкой рыбешкой в большой реке. Такая конкурентная стратегия совпадает с одной из базовых стратегий, рассмотренных ранее, а именно со стратегией концентрации.
Перед фирмой в поисках ниши возникает проблема, как установить критерий, на основе которого проводить специализацию. Такой критерий может быть связан с технической характеристикой товара, его отличительным свойством или с любым элементом маркетингового давления.
В реальной практике чаще всего предприятия разрабатывают и применяют определенную комбинацию стратегий из всего множества возможных.