Классификация видов норм бюджетного права может быть проведена по самым различным основаниям.
Таковыми могут выступать:
— назначение норм;
— содержание норм;
— метод воздействия на поведение субъектов;
— порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений;
— порядок действия норм во времени, в пространстве и по кругу лиц;
— их юридическая сила.
Рассмотрим виды норм бюджетного права подробнее.
В зависимости от их назначения нормы бюджетного права делятся на:
— регулятивно-правоустанавливающие;
— охранительные.
Назначение регулятивно-правоустанавливающих норм бюджетного права заключается в том, что в них содержатся правовые предписания, предоставляющие субъектам бюджетных правоотношений определенные права, возлагающие на них обязанности, и предписания, в целом регулирующие отношения в сфере бюджетного администрирования.
Охранительные бюджетно-правовые нормы направлены на обеспечение эффективности функционирования бюджетной системы страны. Например, для этого нормами такого вида устанавливаются меры защиты бюджетных интересов государства и в целом — долженствующего быть правопорядка в сфере бюджетных правоотношений — меры юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от их содержания они могут подразделяться, например, на следующие виды:
— регулирующие бюджетное устройство РФ;
— определяющие порядок осуществления межбюджетных отношений;
— регулирующие расходы и доходы бюджета;
— регулирующие бюджетный процесс и определяющие основные положения о правовом статусе его участников;
— определяющие порядок, формы и методы осуществления государственного и муниципального финансового контроля (бюджетного контроля);
— устанавливающие ответственность за совершение бюджетных правонарушений и т. д.
При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников регулируемых бюджетным правом общественных отношений бюджетно-правовые нормы делятся на две большие группы:
— материальные нормы;
— процессуальные нормы.
При этом материальные нормы определяют количественные и качественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, в том числе компетенцию государственных органов в данной сфере, например: «материальные нормы бюджетного права определяют в стоимостной форме состав доходов и направления расходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношений между бюджетами и др.
Процессуальные нормы закрепляют, в частности, порядок и процедуры осуществления бюджетного процесса.
При классификации видов норм бюджетного права по методу воздействия на поведение субъектов (или по форме выражения государственной воли) они делятся на:
— запрещающие;
— обязывающие;
— уполномачивающе-дозволительные;
— стимулирующе-поощрительные.
Например, обязывающая норма бюджетного права содержится в п. 2 ст. 227 БК РФ, в соответствии с которой «объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств».
Примером уполномачивающе-дозволительной нормы может выступать ст. 228 БК РФ, в которой закрепляются случаи допускающегося (правомерного) сокращения объемов бюджетных ассигнований.
Различают два варианта пределов действия норм во времени:
— перспективное действие (например, закон о бюджете на очередной финансовый год);
— акты субъектов РФ и органов местного самоуправления — распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.
Классификация действия норм бюджетного права по кругу лиц подразумевает, что выраженные в них предписания адресованы определенным субъектам бюджетных правоотношений.
Еще одним из оснований является классификация видов норм бюджетного права по их юридической силе. При этом следует учитывать, что юридическая сила бюджетно-правовых норм зависит от ветви власти (законодательная, исполнительная), к которой принадлежит орган, принявший акт, содержащий указанные нормы. Кроме того, различаются нормы законодательные (содержащиеся в актах законодательства) и подзаконные (помещенные в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и т. д.).