ВИДЫ НОРМ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

🙂

Скачать текст в WORD

Классификация видов норм бюджетного права может быть проведена по самым различным основаниям.

Таковыми могут выступать:

— назначение норм;

— содержание норм;

— метод воздействия на поведение субъектов;

— порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений;

— порядок действия норм во времени, в пространстве и по кругу лиц;

— их юридическая сила.

Рассмотрим виды норм бюджетного права подробнее.

В зависимости от их назначения нормы бюджетного права делятся на:

— регулятивно-правоустанавливающие;

— охранительные.

Назначение регулятивно-правоустанавливающих норм бюджетного права заключается в том, что в них содержатся правовые предписания, предоставляющие субъектам бюджетных правоотношений определенные права, возлагающие на них обязанности, и предписания, в целом регулирующие отношения в сфере бюджетного администрирования.

Охранительные бюджетно-правовые нормы направлены на обеспечение эффективности функционирования бюджетной системы страны. Например, для этого нормами такого вида устанавливаются меры защиты бюджетных интересов государства и в целом — долженствующего быть правопорядка в сфере бюджетных правоотношений — меры юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от их содержания они могут подразделяться, например, на следующие виды:

— регулирующие бюджетное устройство РФ;

— определяющие порядок осуществления межбюджетных отношений;

— регулирующие расходы и доходы бюджета;

— регулирующие бюджетный процесс и определяющие основные положения о правовом статусе его участников;

— определяющие порядок, формы и методы осуществления государственного и муниципального финансового контроля (бюджетного контроля);

— устанавливающие ответственность за совершение бюджетных правонарушений и т. д.

При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников регулируемых бюджетным правом общественных отношений бюджетно-правовые нормы делятся на две большие группы:

— материальные нормы;

— процессуальные нормы.

При этом материальные нормы определяют количественные и качественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, в том числе компетенцию государственных органов в данной сфере, например: «материальные нормы бюджетного права определяют в стоимостной форме состав доходов и направления расходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношений между бюджетами и др.

Процессуальные нормы закрепляют, в частности, порядок и процедуры осуществления бюджетного процесса.

При классификации видов норм бюджетного права по методу воздействия на поведение субъектов (или по форме выражения государственной воли) они делятся на:

— запрещающие;

— обязывающие;

— уполномачивающе-дозволительные;

— стимулирующе-поощрительные.

Например, обязывающая норма бюджетного права содержится в п. 2 ст. 227 БК РФ, в соответствии с которой «объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств».

Примером уполномачивающе-дозволительной нормы может выступать ст. 228 БК РФ, в которой закрепляются случаи допускающегося (правомерного) сокращения объемов бюджетных ассигнований.

Различают два варианта пределов действия норм во времени:

— перспективное действие (например, закон о бюджете на очередной финансовый год);

— акты субъектов РФ и органов местного самоуправления — распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

Классификация действия норм бюджетного права по кругу лиц подразумевает, что выраженные в них предписания адресованы определенным субъектам бюджетных правоотношений.

Еще одним из оснований является классификация видов норм бюджетного права по их юридической силе. При этом следует учитывать, что юридическая сила бюджетно-правовых норм зависит от ветви власти (законодательная, исполнительная), к которой принадлежит орган, принявший акт, содержащий указанные нормы. Кроме того, различаются нормы законодательные (содержащиеся в актах законодательства) и подзаконные (помещенные в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и т. д.).

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *