Виды детского телевизионного контента

В отраслевом докладе «Телевидение для детей в России. Исследование особенностей производства, формирования и распространения программ. Мировой опыт. Отраслевой доклад», показан охват крупнейших каналов для детей, подростков и молодежи (Россия, май-июнь 2012 год, аудитория 4-12 лет).

Основными видами детского телевизионного контента, представленными в российском эфире, являются: полнометражные и короткометражные анимационные и художественные фильмы, мультипликационные и игровые сериалы, телевизионные программы (в т. ч. созданные с помощью компьютерной графики).

Полнометражные мультипликационные (анимационные) фильмы – Изначально анимационные фильмы создаются для показа в кинотеатрах и лишь затем попадают на телевидение. Согласно критериям премии «Оскар», его продолжительность должна составлять более 70 минут. Типичные примеры полнометражных анимационных фильмов – «Рататуй», «Шрек», «Ледниковый период», «Три богатыря и Шамаханская царица»

Художественные фильмы для детей – детские игровые полнометражные фильмы, хронометраж которых обычно составляет от 80 до 180 мин. В эту категорию попадают фильмы-сказки; экранизации литературных произведений; фильмы, героями которых являются дети и т. д. Среди них: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Золушка» (1947), «Пеппи Длинный чулок» (1987) и др.

Мультипликационные (анимационные) сериалы – это продукт, имеющий значительное количество стандартных по хронометражу серий и созданный непосредственно для телевизионной трансляции. К категории мультипликационных сериалов относятся «Смешарики», «Симпсоны», «Клуб Микки Мауса» и др.

Детские телесериалы – художественное или документальное произведение для детей, состоящее из множества серий и предназначенное для демонстрации по телевидению.

Детские программы – это программы, адресованные зрителям дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Их цель – всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения. По жанрам и форматам детские программы многообразны: телеконкурсы, обучающие программы, трансляции детских праздников, встреч детей с интересными людьми и т. д. К жанру детских программ относятся «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка» и др.

Популярные у детей телепрограммы и телеканалы

Среди федеральных вещателей России наибольшей популярностью у детей справедливо пользуется ранее упомянутый Disney. Этот специализированный канал предлагает юному зрителю как проверенную годами классику одноименной студии, так и современный контент. Большую часть программной сетки заполняют сериалы – и анимационные, и игровые. Присутствуют также телевизионные программы (например, реалити-сериал «Приколисты»), а в пятницу и выходные дни в эфир попадают в том числе и художественные фильмы («Ведьмы-близняшки», «Программа защиты принцесс», «Операция “Слон”» и др.). Есть программы, рассчитанные на малышей (категория «0+»), а есть и для тех, кто постарше (многие программы имеют маркировку «12+» и «16+»).

Среди каналов, имеющих статус «федеральных», следующим по популярности у детей стоит СТС. Контент для юных зрителей занимает одну пятую его эфира. В ноябре 2012 года это были в основном зарубежные анимационные сериалы.

Так, в утренней линейке будних дней стоял старый диснеевский мультсериал «Утиные истории»; затем в 7:30 шел рассчитанный уже на более взрослую аудиторию «Клуб Винкс – школа волшебниц» (Winx Club, «12+») – итальянский анимационный проект, невероятно популярный среди девочек всего мира. В США он, к примеру, имел такой успех, что его показ перенесли с 11:30 утра на прайм-тайм в 21:30 (2004 год, телеканал FOX).

В субботу и воскресенье вместо «Винкс» СТС показывает «Волшебные Поппикси» (8 утра). Это проект того же итальянского режиссера Иджинио Страффи, что создал «Винкс», рассчитанный на аудиторию девочек 6-12 лет. Даже сюжет обоих сериалов напрямую связан, поскольку главные героини «Поппикси» – маленькие феи – подружки девушек из Клуба «Винкс».

Кроме того, утром в выходные дни по СТС идут старые советские мультфильмы, анимационный сериал «Флиппер и Лопака», полнометражные фильмы и мультфильмы для детей, а также программы, имеющие категорию «0+». Среди последних семейная телевикторина с участием детей и родителей «Это мой ребенок!», а также научно-развлекательная программа «Галилео» (повтор эфира будних дней), создатели которой ставят перед собой задачу «ответить на бесконечные детские «Почему?»

Таким образом, заполняя утренний эфир выходных детскими программами, СТС берет на себя функцию няньки, отвлекающей детей, в то время как их родители отсыпаются после трудовой недели, а в будние дни телеканал размещает детские программы так, чтобы их трансляция совпадала с периодом завтрака, сборов в школу или детский сад самих детей.

Как уже отмечалось, крупные эфирные каналы, работая с «детским» контентом, делают ставку на анимацию – мультипликационные сериалы и фильмы. Эти программы, как правило, идут в утренних линейках (например, в 8:00, а иногда и в 5:10) и «сдвинуты» из самых популярных тайм-слотов: прайм-тайм программируется более рейтинговым и выгодным с точки зрения монетизации продуктом.

У специализированных детских («семейных») телеканалов возможностей для программирования гораздо больше: в их сетках есть и мультфильмы, и мультипликационные сериалы, и кино для детей и юношества, и образовательные программы. А, главное, есть места в сетке вещания, где эти программы можно разместить и даже экспериментировать с их размещением.

К сожалению объем детского вещания на российских федеральных эфирных каналах невелик, причем часть его можно отнести к «детскому» лишь формально: многие мультипликационные сериалы де-факто являются «мультфильмами для взрослых» (например, «Симпсоны» или «Южный парк», идущие на канале «2×2, ориентированы вовсе не на детей).

Среди «детского» контента на эфирных каналах доминирует анимация, причем в основном зарубежного производства. Отечественных мультфильмов мало, и все они поставляются несколькими крупными студиями.

Сравнительно большую долю детского вещания имеют каналы «2×2» и все тот же Disney (80 % и 45 % соответственно). Если «2×2» ориентирован, скорее, на подростковую и взрослую аудиторию, то Disney, начавший эфирное вещание 31 декабря 2011 года, – классический канал для детей и подростков. Его присутствие частично компенсирует острую нехватку детских программ и анимации в эфирном пространстве.

Но к сожалению, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что российское детское ТВ не осознает свою просветительскую миссию и абсолютно не обращает внимание на важность детских телепрограмм для процесса социализации подрастающего поколения, а также формирования российской идентичности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *