Виды автомототранспортных средств

Транспортное средство— устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

В принципе, все понятно и просто. Критерий ТС – это его функция перевозки.

Однако транспорт бывает разный. И оснований для его классификации – огромное количество.

Транспортные средства могут подразделяться на[1]:

  • рельсовые (трамвай) и безрельсовые (подавляющее количество ТС, которые могут вариативно двигаться по проезжей части, свободно перемещаясь по полосам);
  • колесные и гусеничные.
  • автомобили, мотоциклы, тракторы и самоходные машины и т.д.

Критериев классификации может быть множество.

Согласно ПДД, транспортными средствами являются даже велосипед и прицеп. Эти понятия специально оговариваются в Правилах.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Основная отличительная черта велосипеда – это отсутствие любого двигателя или крайне маломощный электродвигатель. Однако велосипедист является водителем и несет ответственность и за безопасность движения, и за нарушение Правил.

Так как велосипедист является полноправным участником дорожного движения, то следует помнить, что движение велосипедистов по дорогам — в пределах проезжей части или обочины – разрешается только с 14 лет.

В реальности же мы можем наблюдать грубейшие нарушения ПДД, когда подростки, не достигшие такого возраста, выезжают на проезжую часть. (см. приложение)

Определение из ПДД (п.1.2):

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски. (см. приложение)

Прицеп – это особое транспортное средство. Но движение с ним может требовать открытия новой категории водительских прав (с приписанной буквой «Е» — ВЕ, СЕ, DЕ и пр.). Такое необходимо в том случае, если прицеп имеет разрешенную максимальную массу, превышающую 750 кг.

Однако есть варианты, когда разрешенная максимальная масса может не превышать 750 кг. (см. приложение)

В данном случае открытие новой категории прав (ВЕ, СЕ, DЕ и пр.) не требуется.

Далее хотелось бы сделать акцент на автотранспорте, как наиболее представительном сегменте в среде транспортных средств. И наиболее известной, и распространенной является классификация, обусловливающая назначение автотранспортных средств[2]:

1) пассажирские легковые (для индивидуальной перевозки пассажиров);

2) пассажирские, предназначенные для массовой перевозки пассажиров (например, автобус);

3) грузовые (для перевозки грузов, реже — людей);

4) специальные (оперативные службы, эвакуаторы, техпомощь и прочие ТС, выполняющие специализированные функции).

Однако, несмотря на невероятное обилие классификаций ТС, для ПДД первостепенное значение имеет понятие «механическое транспортное средство».

Механическое транспортное средство.

Нормы ПДД регулируют движение преимущественно механических транспортных средств. «Львиная доля» Правил посвящена именно этому аспекту дорожного движения.

Для управления механическими ТС лицо должно обязательно иметь водительское удостоверение соответствующей категории. В подавляющем числе случаев механическое транспортное средство требует специальной государственной регистрации и получения регистрационных знаков (или «номеров»).

Определение из ПДД (п.1.2):

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Важнейший показатель механического ТС – это наличие двигателя. (бензинового, газового, дизельного, электрического, водного (или парового)). В будущем — атомного.

Иными словами, механическое ТС способно перемещаться по дорогам самостоятельно (благодаря наличию силового агрегата). А водитель механического ТС для управления им должен пройти специальное обучение, сдать квалификационный экзамен и получить водительское удостоверение, соответствующее категории транспортного средства.

ПДД не дают определения грузовому, легковому автотранспорту, но особо выделяют два вида механических ТС:

  • мотоцикл;
  • мопед.

В последнее время в среде мототранспортных средств происходит путаница. Особенно ситуация сложна для простого обывателя, ибо транспортные средства с претензией на «мотоциклетность» резко выросли в количестве.

Даже само понятие «мотоцикл» в ПДД содержит в себе некую неопределенностью.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мотоциклу созвучны названия следующих транспортных средств:

1) квадроцикл;

2) квадрицикл;

3) трицикл.

Однако это принципиально иные транспортные средства, не являющиеся мотоциклами. У них иные конструкционные и функциональные характеристики.

Определить принадлежность транспортного средства к мотоциклу проще всего по документации к нему: в ПТС (паспорте ТС) или техпаспорте (свидетельстве о регистрации). (см. приложение)

Есть специальная отметка, отражающая категорию и тип ТС, к которым относится данный транспорт. Категория А будет означать принадлежность к мотоциклам.

А вот мопед (или скутер, мокики и подобные им ТС) – это особая категория.

Относительно недавно – в прошлой редакции ПДД – мопед (или скутер) не являлся механическим транспортным средством. Для движения на нем не нужно было обучаться и получать водительское удостоверение («права»).

Теперь ситуация принципиально иная.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Теперь мопед – это механическое ТС, и управление им указывает на необходимость получения водительского удостоверения новой категории – категории М.

А для этого следует пройти специализированное обучение в автошколе. Правда, управлять мопедом или скутером может каждый обладатель водительских прав любой категории.

Главный субъект («участник») дорожного движения – это механическое транспортное средство. Именно для него фактически и создавались ПДД.

Маршрутное транспортное средство[3].

Особый вид транспортных средств – это маршрутное ТС. Оно обладает особым статусом на дороге. Водителям таких ТС позволительны некоторые «вольности», являющиеся отступлением от общих норм ПДД. Так, им разрешается игнорировать некоторые запрещающие и предписывающие знаки, знаки особых предписаний и пр. Специально для них на проезжей части бывает выделена полоса для движения, а места для посадки-высадки пассажиров обозначается особым знаком и/или разметкой.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Обозначим такие транспортные средства. Судя по определению самих ПДД, — это автобус, троллейбус и трамвай. К ним следует присовокупить еще и маршрутные газели (с которыми, кстати, сегодня ведется непримиримая борьба, как с небезопасным маршрутным ТС).

Но всякий ли автобус или «маршрутка» являются собственно маршрутным транспортным средством. Конечно же, нет! Правила однозначно вводят специальные функциональные критерии для них:

  • перевозка людей (пассажиров) по дорогам;
  • строго установленный маршрут следования (с конкретным номером маршрута);
  • обозначенные места остановок, предназначенных для посадки-высадки пассажиров.

И получается, что водитель, двигающийся по маршруту на таком ТС, будет причислен именно к водителям маршрутного ТС со всеми вытекающими «льготами» для него (о них мы скажем в специальных разделах ПДД).

А вот если водитель после трудового дня, высадив пассажиров на «конечной», двигается домой, в гараж, к месту стоянки своей «маршрутки», то его транспорт уже не считается маршрутным ТС. Соответственно, все «льготы» исчезают. И даже утром — до момента выхода на маршрут – газель не считается маршрутным ТС.

Таким образом, в настоящее время не существует единой классификации транспортных средств, в т.ч. дорожных (авто-мото) транспортных средств. При этом, пока в научной литературе делаются попытки разграничить транспортные средства по критерию отнесения к источникам повышенной опасности, в судебной практике сложилась устойчивая позиция, что к таковым относятся, в сущности, все транспортные средства, имеющие двигатель.

Право собственности на автомобиль никак не связаны с наличием у лица права на управление автомобилем (так называемое право вождения). Гражданин (физическое лицо) может не иметь ни навыков автовождения, ни водительских прав, но вправе иметь в собственности, залоге или на всяком ином праве любое количество автомашин любой стоимости и в любом состоянии. Более того, гражданин может пребывать в состоянии, когда ему в принципе не может быть предоставлено право вождения (несовершеннолетие, недееспособность), однако ϶ᴛᴏ не будет препятствием для того, чᴛᴏбы быть собственником автомобилей. И наоборот — наличие водительского удостоверения не в коем случае не обязывает гражданина приобретать автомобиль, он вполне может использовать свои права для езды на чужом автомобиле. Вообще никакие нарушения водителем правил дорожного движения, в т.ч. и те, которые могут послужить основанием для лишения права вождения (нарушение правил дорожного движения), не могут служить основаниями для изменения, ограничения и тем более — прекращения субъективных прав на автомобиль[4].

 Можно (при наличии соответствующих оснований) лишить гражданина права вождения (субъективного административного права) путем изъятия водительского удостоверения. Но запретить ездить на конкретном автомобиле лицу с водительским удостоверением установленной категории, запретить отчуждать данный автомобиль или иным образом им распоряжаться, против воли собственника изъять его, чинить фактические препятствия в пользовании, подвергнуть автомобиль так называемому задержанию или изъятию нельзя ни в коем случае. Как изъятие автомобиля, так и ограничение собственника в пользовании и (или) распоряжении автомобилем будут в данных случаях незаконными. Статья 301 ГК позволяет собственнику истребовать своё имущество из чужого незаконного владения (т.е. виндицировать), а ст. 304 ГК — потребовать устранения нарушений иных правомочий, хотя бы и не связанных с лишением владения.

Таким образом рассмотрев вопросы первой главы и исходя из вышеизложенного можно дать следующее определение транспортного средства как объекта гражданского права: транспортное средство — устройство, приводимое в движение двигателем, предназначенное для перевозки по дорогам пассажиров, багажа, грузов или оборудования, установленного на нем, правила пользования которыми регулируются гражданским законодательством, транспортными законодательством и уставами, а также правилами дорожного движения и правилами технической эксплуатации.

 Рассматривая транспортное средство как источник повышенной опасности, необходимо установить признаки источника повышенной опасности. За весь период исследования данного понятия учеными был выработан ограниченный перечень таких признаков:

  • наличие потенциально вредоносных свойств;
  • неполная подконтрольность его человеку, тяжесть последствий выхода его из-под контроля человека;
  • высокая вероятность причинения вреда окружающим;
  • сложность управления источниками повышенной опасности, что требует специальной подготовки работников и строгой регламентации самого процесса деятельности путем установления правил техники безопасности;
  • необходимость повышенной осмотрительности и бдительности при его эксплуатации;
  • возможность случайного, самопроизвольного причинения вреда при его эксплуатации, даже при принятии мер по его предотвращению.

[1] Гражданское право. Т.1. Абрамова Е.Н, Аверченко Н.Н, Байгушева Ю.В, Под ред. Сергеева А.П. — М.: 2014. — 880с.

[2] Гражданское право. Общая и Особенная части: Учебник / Попонов Ю.Г., Фоков А.П., Черкашин В.А., Черкашина И.Л., М.: КноРус , 2015 – 688с.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации. Недвижимые и движимые вещи. Ценные бумаги. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Охрана частной жизни : постатейный комментарий к главам 6 — 8 / В. В. Андропов, Б. М. Гонгало, П. В. Крашенинников и др. ; под ред. П. В. Крашенинникова. -М. : Статут, 2014. -208 с

[4] Белов В.А. Автомобиль как объект права собственности гражданина // Законодательство.

1998. № 11, 12.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *