Упражнения, направленные на организацию словарно-орфографической работы

В ряде методических пособий учителями-практиками предлагается комплекс различных упражнений, которые предназначены для организации словарно-орфографической работы в начальных классах. Основными видами таких упражнений являются:

— упражнения, способствующие интеллектуальному развитию младших школьников при организации работе над словами с непроверяемым написанием;

— упражнения, основной целью которых является запоминание зрительно-графического образа слова;

— проведение словарно-орфографической работы, основой которой служит метод ярких ассоциаций;

— проведение лексико-этимологического анализа слов;

— словарные диктанты.

Более подробно остановимся на описании видов упражнений, используемых с целью организации словарно-орфографической работы в начальной школе.

Широкое распространение на уроках русского языка в начальной школе получили упражнения, способствующие интеллектуальному развитию младших школьников при организации работы над словами, имеющими непроверяемое написание. Дети в начальной школе предрасположены к языку. Ими легко и охотно осуществляется усвоение новых слов и речевых оборотов, они осваивают различные лингвистические конструкции, практические без труда происходит формирование речевого слуха, артикуляционной моторики. Между тем, наличие предрасположенности к языку, а также благоприятные внутренние условия для полноценного становления речи являются временным явлением. С возрастом уменьшаются значительно возможности в быстром овладении различными языковыми формами. Более того, если в соответствии с какими-либо причинами не произошло формирование речи, соответствующее возрасту ребёнка, то её развитие на последующих этапах является крайне затруднительным. Наличие более зрелого мозга и приобретение жизненного опыта не представляется стимулирующим фактором при начальном усвоении речи. Аналогичным образом происходит развитие восприятия, внимания, форм мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Возрастная специфика интеллектуального развития школьников, результаты проведённых психолого-педагогических исследований, опыт работы педагогов-практиков способствуют созданию системы работы, направленной на комплексное интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста на уроках русского языка [4, с. 146].

Возможно использование различных подходов, позволяющих представить новое слово из «Словарика». Рассматриваемый подход способствует усилению обучающего эффекта за счет субъективизации обучения. Специальные упражнения объединяют в различных сочетаниях некоторые виды учебной деятельности (проведение фонетического разбора, анализа слова по составу, морфологического разбора, изучение лексики, орфографии, развитие речи и т.д.), при этом школьниками самостоятельно определяется слово, с которым осуществляется детальное знакомство в процессе данного урока, самостоятельно формируется тема словарно-орфографической работы. Составление упражнений и заданий к ним осуществляется таким образом, чтобы они способствовали обеспечению одновременного развития интеллектуальных качеств (развитию подлежат внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д.). Подобная организация образовательного процесса способствует его оживлению, повышению интереса школьников к изучаемому предмету.

В современной литературе представлена классификация упражнений, для которых характерно наличие единой функциональной установки: упражнения обеспечивают возможность самостоятельного определения младшими школьниками нового слова, а также характеризуются занимательно-развивающим характером предлагаемого задания. Для каждой группы характерно наличие своих характерных черт [13, с. 178].

Первую группу составляют упражнения, в которых предусмотрено выявление искомых слов через проведение работы с буквами, составляющими его. При выполнении упражнений данной группы у школьников происходит развитие устойчивости, распределения и объёма внимания, произвольной кратковременной памяти, речи, аналитико-синтетического мышления, сообразительности.

Для развития наглядно-действенного мышления возможно использование карточек с буквами, которые переставляются младшими школьниками на магнитной доске, таким образом осуществляется с карточками ряд реальных действий. Уменьшенные или отсутствующие координирующие установки учителя способствуют более напряжённому и сосредоточенному мышлению школьников, мобилизации интуиции, воли, сообразительности, развитию чёткой, обоснованной речи. Это связано с вынужденной характеристикой школьниками действий, связанных с определением слов, так как школьник на поставленный учителем вопрос должен предоставить небольшое, логически построенное рассуждение или умозаключение.

Во вторую группу входят упражнения, в которых предусматривается организация работы школьников с рядом символов, шифров, кодов. Упражнения данной группы способствуют формированию абстрактного мышления, вместе с этим происходит совершенствование ряда других интеллектуальных качеств. При использовании упражнений данной группы в процессе обучения также постепенно уменьшаются конкретные указания учителя, оказывающие помощь школьникам при определении слов.

Третья группа представлена упражнениями, которые связаны с изучением лингвистического материала. В данном случае происходит значительный рост их универсальности и эффективности применения. В соответствии с содержанием учебного материала, дидактической целью, поставленной учителем, возможно несколько вариантов заданий.

Совершенствуя орфографическую зоркость при изучении русского языка, учителем используется ряд заданий, в которых осуществляется органическое сочетание самых разнообразных видов деятельности (проведение нетрадиционного фонетического разбора, частичного разбора слова по составу, работы по орфографии и т.д.), в процессе которых происходит совершенствование орфографического навыка, осуществление многоплановой аналитико-синтетической работы, развитие объёма и сосредоточенности внимания, оперативной памяти. Применение в процессе обучения приёмов, представляющих данную группу, направлено на углубление знаний и умений школьников по русскому языку, при этом не требуются непредусмотренные временные затраты, так как данные упражнения представляют собой проведение нетрадиционных словарных диктантов, грамматического разбора, творческих работ, которые перенесены в другой структурный этап урока.

В четвёртой группе представлены упражнения, позволяющие проводить грамматический разбор; при использовании упражнений данной группы школьниками устанавливаются новые слова, при этом учащимися широко применяются знания других учебных дисциплин.

При выполнении заданий, основная цель которых заключается в формировании наглядно-образного мышления, учащимися осуществляются мысленные действия с буквами, при этом фактически не изменяется их положение. Проведение операций с идеальными образами букв развивают у школьников интеллектуальную гибкость, аргументированности и доказательности действий.

Основной целью упражнений, составляющих пятую группу, является повышение учебной инициативы школьников, а также их интеллектуальной активности. В ходе применения упражнений данной группы школьниками находится новое словарное слово, формулируется тема словарно-орфографической работы, при этом учащимися самостоятельно устанавливается смысловая связь в применяемом на уроке лингвистическом материале, происходит выявление закономерностей в образовании нового слова.

Аналогично упражнениям, представляющим первые четыре группы, здесь осуществляется реализация принципа, в ходе которого постепенно уменьшаются уточняющие указания учителя. Выполнение заданий данного типа ведёт к развитию у школьников логического мышления. Кроме того, происходит развитие аналитико-синтетических способностей, устойчивости внимания, языковой интуиции, связной аргументированной речи. Школьниками осуществляется не просто называние искомого слова, но и одновременное построение простейших рассуждений, умозаключение, представление доказательств своей точки зрения. Ценность упражнений данного вида также заключается в возможности повышения орфографической зоркости школьников за счет пропуска орфограмм, при этом предъявляются учащимся задания такого типа: «Вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте слова по орфограммам».

Овладение учителем таковыми приёмами, умение построения системы в процессе обучения способствует поднятию на новый уровень эффективности словарно-орфографической работы, при этом создаётся система, направленная на комплексное интеллектуальное развитие младших школьников при обучении их русскому языку [29, с.135].

В практике работы также широко применяются упражнения, основной целью которых является запоминание зрительно-графического образа слова В ряде современных методических пособий представлены различные виды упражнений, которые направлены на усвоение слов с непроверяемым написанием. В начальной школе проводится систематическая работа по написанию этих слов, между тем, отмечается не всегда удачное получение результатов. Для повышения успешности работы со словарными словами, необходимо обеспечить правильное планирование этой работы, при этом предусматривается обязательное включение упражнений, направленных на запоминание зрительно-графического образа слова.

В ряде методических пособий отражается алгоритм работы со словами, содержащими непроверяемые орфограммы, который широко используется учителями в начальной школе. Методически верная организация словарно-орфографической работы, привлечение к ней активного внимания школьников в начале знакомства способствует сокращению времени на выполнение последующих упражнений. При этом при повторном привлечении внимания школьников к слову получается меньший эффект, так как происходит потеря новизны восприятия.

При осуществлении первоначального знакомства со словом учителем даются следующие инструкции: «Внимательно прочитайте слово про себя и вслух»; «Справьтесь о значении слова, если не знаете его»; «Прочитайте слово по слогам и запишите его»; «Подчеркните ту часть слова, которую старались запомнить»; «Прочитайте его по слогам»; «Подберите несколько родственных слов и запишите их, составьте со словом словосочетания и предложения».

Использование в процессе обучения записи однокоренных слов, проведение работы, направленной на составление словосочетаний, предложений осуществляется как в устной, так и в письменной форме, при этом работа организуется коллективно или индивидуально. Правильность подбора учащимися однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений показывает понимание школьниками значения слова, обучает их употреблению в речи. К примеру, младшим школьникам даётся задание: «Подобрать родственные слова, записать их столбиком или лесенкой», при этом даётся следующий речевой материал:

Огород                                           береза

Огородный                                    березняк

Огородник                              березовый             подберезовик

К подобранным школьниками однокоренным словам возможна постановка вопросов и указание, к какой части речи они относятся, учащимися отмечаются особенности их структуры и правописания; далее составляются и записываются словосочетания с существительными, употребляя их с предлогами, подчеркиваются окончания. Далее происходит указание склонения и падежа существительных, составляются и записываются словосочетания, объясняется значение каждого словосочетания (сахарный песок, морской песок, речной песок; колючая песчинка, детская песочница, песочная пыль, песчаный берег, песчаная почва).

В ходе организации словарно-орфографической работы возможно использование следующих упражнений:

— упражнения, в ходе применения которых школьниками осознаётся значение трудных слов, а также правильность их применения в речи;

— упражнения, основная цель которых заключается в наблюдении над наличием многозначности и омонимичности изучаемых слов, их прямого и переносного значения, синонимами и антонимами;

— упражнения, в ходе которых подбираются и записываются слова с «противоположными» орфограммами;

— упражнения, направленные на подбор и запись слов, имеющих иноязычные элементы;

— упражнения, включающие в себя работу по дописыванию орфографических таблиц;

— кроме того, предусматриваются выборочные ответы школьников, применение кроссвордов, организация систематической и целенаправленной работы с орфографическими словарями, проведение творческих работ, применение развивающих заданий при организации самостоятельной работы школьников.

Недостаточно используемым в современной практике обучения русскому языку младших школьников является проведение словарно-орфографической работы, в ходе которой применяется метод ярких ассоциаций.

Распространение алгоритма, в ходе которого осуществляется ассоциативное запоминание, происходит на словарные слова (слова с непроверяемой орфограммой). Между тем, любые слова, написание которых подчинено правилам, возможно запомнить. Таким образом, в отношении любого слова школьниками может быть осуществлён выбор между правилом, орфографической интуицией и собственной памятью.

Важным при организации работы с применением метода ассоциаций является перенос школьниками ассоциативного алгоритма запоминания на любую учебную информацию: по математике, окружающему миру, другим учебным предметам. Данный алгоритм способствует подаче необходимого импульса ассоциативным процессам в мозге, увеличению творческого потенциала учащихся. Кроме того, существенно развивается альтернативное мышление школьников, их способности к осуществлению самоанализа, учащиеся учатся пониманию себя, прислушиваются к себе. Важным является обучение школьников нахождению того образа, той ассоциации, которая больше подходит именно для него, облегчает запоминание, доверять себе в этом отношении.

В соответствии с определением Р.С. Немова, под ассоциацией понимается «соединение, связь психических явлений друг с другом, при которой возникновение в сознании человека одного из явлений закономерным образом влечет появление другого».

Анализ литературы позволил выделить ряд основных положений, определяющих использование метода ярких ассоциаций: память представляет собой основу психической жизни личности; для памяти младших школьников характерно наличие большой пластичности, с возрастом память характеризуется избирательностью (школьниками лучше и на больший срок запоминается более интересный материал, происходит использование информации в различных видах деятельности). При развитии памяти младших школьников развивается воображение, мышление; учащимися осваиваются рациональные способы и приёмы запоминания, при этом развивается метапамять – произвольная память [21, с. 236]

Формирование и развитие метапамяти, то есть знаний о том, что и каким образом запомнить, оказывает помощь школьникам в более эффективном хранении и в нужный момент воспроизведении информации. Ассоциация при этом выступает в качестве механизма запоминания и воспроизведения. При отсутствии умений учащихся использовать рациональные приёмы запоминания, происходит значительное снижение продуктивности памяти.

С целью обеспечения более успешного развития орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста при подборе ассоциативных образов, в соответствии с опытом работы М.Р. Львова, нами были выделены ступени, при реализации которых происходит формирование умений. Таковыми являются: мотив; цель; выбор способа действия по подбору ассоциативных образов; алгоритм выполнения действия по подбору ассоциативных образов; действие; повторное действие; упражнение с опорой на таблицы (записи, рисунки в словаре); появление элементов автоматизма; постепенное «свертывание» алгоритма; автоматизм написания, постепенный отказ от применения слов – помощников.

В ходе опытно-экспериментальной работы были сформулированы педагогические условия, которые способствуют развитию орфографической зоркости при проведении словарно-орфографической работы на основе подбора ассоциативных образов: систематичность проведения работы (от урока к уроку, от класса к классу); использование заданий, носящих проблемно-поисковый характер, а также игровых форм, которые направлены на усвоение и углубление знаний школьников по лексическому значению и составу слова; применение разнообразных упражнений, которые обеспечивают речевое развитие школьников; систематичность в использовании опорных таблиц, основой составления которых являются варианты ассоциативных образов.

При осуществлении знакомства с новыми словами с непроверяемым написанием, работа с применением метода ярких ассоциаций проводится в следующей последовательности: предъявляется «словарное» слов; объясняется его лексическое значение; осуществляется постановка ударения; подчёркиваются слоги, вызывающие трудность (сомнение) при написании; слово записывается в словарь, при этом выделяется (при помощи размера, цвета, рисунка) сомнительная орфограмма; находится ассоциативный образ, который связан с этим словом, записывается напротив словарного слова в словаре, при этом выделяются различным способом (размер, цвет, рисунок) одинаковые буквы, далее изображается словарное слово, объединённое с ассоциативным образом (рисунок, пересечение слов через сомнительную орфограмму), проводится работа по опоре; далее прочитывается словарное слово, чётко воспроизводится вслух найденный ассоциативный образ (по словарю и по опоре), представляется их объединение и связь с сомнительной орфограммой; составляется и записывается предложение с использованием нового словарного слова, при этом цветом выделяется сомнительная орфограмма, подбираются родственные слова [28, с. 32].

Основа ассоциативной методики запоминания заключается в активной учебной работе школьников. В данную методику происходит включение как традиционных приёмов работы со словарным словом, так и приёмов, применение которых позволяет создать и использовать ассоциативные образы.

Предлагаем основные этапы ознакомления младших школьников со словарным словом «капуста». Использование ассоциативного алгоритма запоминания способствует согласованию различных каналов восприятия: визуального, аудиального и кинестетического. Апробация метода ярких ассоциаций при проведении словарно-орфографической работы способствовала совместному с школьниками подбору вариантов ассоциативных образов, на основе которых шла разработка опорных таблиц.

Система работы с опорными таблицами предполагала:

— регулярное их применение при организации работы с новым словарным словом;

— постепенное усложнение;

— построение работы, при этом учитывались три модальности (аудиал, кинестетик, визуал).

Они могут постоянно дополняться, так как дети принимают активное участие в творческом процессе по подбору слов – помощников. (При применении в практической деятельности ассоциативного образа, нами рекомендовано использование эмоционально-образного контекста сказки или стихотворения, справочного материала из словарей, занимательной и игровой формы подачи материала, применение рисунков или воссоздание образа для запоминания слов.

Варианты ассоциативных образов фиксируются в ученическом словарике. Работа, направленная на составление словариков, отличается творческим характером. Школьники с интересом выполняют данный вид работы, они являются авторами, самостоятельно осуществляется создание ассоциативных образов, их запись и зарисовка. Данный вид работы развивает орфографическую зоркость, способствует развитию творческого мышления школьников, при этом на уроках русского языка формируется познавательный интерес учащихся.

Использование метода ярких ассоциаций представляет собой средство, повышающее орфографическую зоркость, при этом в качестве необходимого условия проведения словарной работы является регулярное использование таблиц.

При работе с опорными таблицами нами рекомендуется их хоровое прочитывание после осуществления записи школьниками в словарь слов-помощников – это способствует визуальному и аудиальному воспроизведению запоминаемого слова. Если «зацепка» связана со словарным словом по вкусу, чувству и так далее, она оказывает помощь кинестетикам при воспроизведении в памяти трудного написания. Если в опорной таблице отсутствует «зацепка», направленная на чувственное воздействие, нами рекомендуется организация следующей работы. К примеру, опорная таблица к слову «яблоко» непосредственно предоставляет возможность быстрого запоминания написания данного слова визуалам (ассоциации по форме) и аудиалам (хоровое воспроизведение этого слова и родственных ему). Для кинестетиков возможно оказание помощи при составлении предложений (Миша стал трясти яблоню. Яблоко упало прямо ему на голову. Мальчику было больно.) В предложенных вариантах кроме текста, в котором необходимые для запоминания образа буквы повторяются различными способами, присутствуют рисунки, основная роль которых заключается в усилении эффекта запоминания, при этом возникают новые, дополнительные «зацепки». Использование такой визуальной метафоры способствует возбуждению эмоциональной памяти школьников, активизации внимания к объектам запоминания, избирательной направленности этого внимания. Соединение вербального и графического образа направлено на создание прочной основы для ненасильственного, активного и долговременного запоминания.

В качестве одного из способов, формирующих мотивацию школьников на выполнение орфографической работы, используются увлекательные формы и методы работы. Важное значение имеет правильная подача словарно-орофографического материала, привлечение к нему активного внимания учащихся на начальном этапе знакомства, при этом важен выбор метода. Метод ярких ассоциаций оказывает помощь в осуществлении яркого, образного изложения материала, активизации воображения учащихся, что развивает познавательный интерес школьников. Запоминание непроверяемого написания при подборе ярких образов позволяет более быстрому получению высоких показателей. Метод ярких ассоциаций реализует требования проблемного обучения, так как происходит организация активной мыслительной работы младших школьников, при этом устанавливаются сходства и различия, выявляются причинно-следственные связи. Данный метод способствует развитию умений мобилизации образного мышления при восприятии учебного материала, что облегчает его понимание и запоминание.

На уроках русского языка широко используется проведение лексико-этимологического анализа слов. В современной методике традиционно проведению словарно-орфографической работы посвящается время на каждом уроке русского языка. Между тем, отмечается отсутствие в современных учебниках определенной системы заданий и упражнений по теме, что приводит к формальному подходу (осуществляется разучивание и отработка только правописания словарных слов), при этом не учитывается новизна, необычность многих слов для школьников. В связи с этим более продуктивно и интересно для младших школьников будет не простое заучивание слов, а организация языкового творчества учащихся, при котором осуществляется поиск первоначального значения слова, придание ему новых оттенков значения, использование слова в необычных сочетаниях, в создании образов. В соответствии с данным положением, учителями начальных классов предложена система уроков по теме «Лексико-этимологический анализ слов».

В данной системе каждые две недели осуществляется отведение одного урока, в ходе которого проводится словарно-орфографическая работа. В процессе проведения урока происходит рассмотрение лексического значения слов, исследование их этимологии, сочетаемости слов, разбор правописания и выполнение различных творческих заданий. Обычно используется 7-10 слов из словаря младшего школьника. Тематика уроков бывает различна, к примеру, по теме «Школа» разбирается ряд словарных слов: девочка, директор, класс, дежурный, учитель, ученик, фамилия, тетрадь, карандаш, пенал. При изучении темы «Дни недели», школьниками усваиваются названия всех дней недели. Тема «Двенадцать месяцев» способствует запоминанию названий месяцев. Младшими школьниками изучаются древнерусские слова с «- оло -», «- ере -», «- оро -» (береза, воробей, деревня, ворона, город, корова, молоко, мороз, сорока, хорошо), «замерзшие слова» (вдруг, весело, быстро, скоро, медленно, везде, вместе, впереди, вокруг, вчера, завтра, здесь, сегодня). При изучении темы «Птицы, звери», школьникам даются следующие словарные слова: жираф, жаворонок, петух, медведь, собака, заяц, змея, соловей, овца, животное, зоопарк.

Усвоение темы «Одежда, обувь» ведёт к запоминанию написания слов: ботинки, валенки, карман, костюм, платок, пальто, сапоги, обувь, одежда. Тема «Овощи, фрукты, ягоды» — младшими школьниками запоминаются слова: арбуз, огурец, апельсин, ежевика, земляника, малина, капуста, картофель, помидор).

Работая по данной теме, мы пришли к выводу, что начинать изучение словарных слов лучше с вводного урока по теме «Языки народов мира». Младшие школьники в доступной форме знакомятся с различными языковыми семьями и группами языков, при этом возможно использование карты из книги Л. Успенского «Почему не иначе?» (М.: Детская литература, 1967). Такая карта изготавливается в цветном варианте, вывешивается в классе, при изучении новых слов к ней обращается внимание школьников (Приложение 20).

На данном уроке могут быть заданы младшим школьникам следующие вопросы:

— Что обозначает слово язык?

— Что обозначает выражение знать язык?

— Много ли языков на Земле?

— Какой язык считают родным наибольшее число людей?

— Какие языки считают мертвыми?

— Какие языки относятся к группе славянских языков?

— Знаете ли вы хотя бы одно слово из итальянского, немецкого, английского, французского языков?

При проведении обобщения учащимся предложено путешествие с одним из словарных слов по различным графствам (разделам) русского языка. К примеру, в графстве Фонетика школьниками выполняется фонетический разбор слова, в графстве Орфографии важным является грамотное написание слова, в графстве Лексике обеспечивается определение по толковым словарям лексического значения слов, в графстве Этимология при помощи этимологического словаря выясняется «путь слова», его история, в графстве Словообразование школьники разбирают слово «по кирпичикам» (морфемам), в графстве Морфология определяется часть речи слова, в графствах Синтаксис и Пунктуация составляются предложения, осуществляется разбор знаком препинания.

Проведение такого урока способствует повторению всего теоретического материала, изученного в курсе русского языка, подготовке учащихся к грамматическому сочинению «Путешествие слова». Школьникам предлагается подумать: нужны ли знания этимологии на уроках словарной работы? Этимология представляет собой науку об истинном (первоначальном) значении слова. Учеными-этимологами изучается, как изменялось значение того или иного слова, прежде чем оно приобрело современное значение, откуда оно пришло в язык, где и кем было создано.

Таким образом, этимология способствует удовлетворению естественного влечения человеческого ума к познанию истины, которое велико у младших школьников, позволяет заглянуть в древний мир наших предков, проникнуть в секреты истории и увидеть то, что скрыто прошлым, обнаружить следы языковой общности, воссоздать этимологическое родство слов, обосновать и разъяснить правописание словарных слов. Будем считать, доказанной пользу этимологии.

На уроках русского языка при проведении словарно-орфографической работы возможно решение этимологических загадок, выполнение упражнений на сочетаемость слов, организация работы с синонимами и антонимами, составление текстов на заданную тему. В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» (М.: Дидакт, 1993) предлагаются различные творческие задания, некоторые можно использовать на уроках русского языка при организации словарной работы младших школьников. К примеру, составление сказок, рассказов, в которых применяются предложенные слова, проведение конкурса загадок собственного сочинении, составление тематического словарика (театрального, школьного, музыкального), проведение сочинения «Язык моей профессии» (предполагается конкретная профессия, к примеру, мореплаватель, при этом речь изобилует рядом морских слов…).

Анализ работы по данной теме позволяет говорить о том, что:

– восприятие словарной работы младшими школьниками осуществляется не как скучное заучивание правописания слов, а в качестве исследовательской работы, проводимой со словами;

– решение различных познавательных задач на уроках русского языка оказывает помощь в формировании лингвистического мышления младших школьников;

– рассмотрение слов с различных точек зрения предоставляет младшим школьникам возможность осознания взаимосвязи всех разделов русского языка, системы грамматики как науки в целом;

– Школьники, начиная с первого класса, приучаются работать со словарями, различают типы словарей, умеют ориентироваться в них, самостоятельно находить ответы на вопросы;

– Такая работа способствует обеспечению широкого простора для фантазии как учителя (при подборе тем и отборе слов, зданий к уроку), так и ученика (при выполнении заданий, при составлении собственного словарика, когда ребенок открывает для себя совершенно новое, образное значение слова);

– проведение данных уроков способствуют развитию связной речи младших школьников, воспитанию внимания к слову, оказывают помощь в упорядочивании и обогащении словарного запаса школьников, воспитывает интерес учащихся к слову, обеспечивает лингвистическое развитие и развитие творческих способностей.

В начальной школе широкое распространение получило проведение словарных диктантов. Запоминание слов с непроверяемым написанием представляет для учащихся значительную трудность. Учителем используются различные приёмы: при изучении даётся точное значение слова, его этимология, школьниками делаются записи в специальном словарике, выполняется ряд упражнений для запоминания правильного написания слова, но при написании словарных диктантов учащимися допускаются ошибки. Некоторыми учителями начальных классов используется блочный метод запоминания «трудных» слов, при этом осуществляется их связь в единый смысловой текст. Младшие школьники способны к быстрому запоминанию сразу некоторого объёма информации причём ими запоминаются даже слова из словаря более старших классов. Рассмотрим особенности данной работы. Перед изучением блока происходит оформление стенда «Пиши правильно», на котором представляется ряд слов по определённой теме.

На перовом уроке осуществляется запись слов в тетрадь, уточняется значение каждого слова и его происхождение, с ними составляют текст. Затем учитель читает текст по одному предложению с паузами после каждого изучаемого слова. Дети проговаривают эти слова орфоэпически (по слогам). На следующем уроке работа с текстом повторяется, учащиеся сами его проговаривают (что делают с большим удовольствием). Эта работа занимает на уроке минимальное время. Изучать слова блоками – через запоминание смысловых текстов – детям очень нравится, так как осуществляется отход от механического запоминания с многократным прописыванием слов. Кроме того, у школьников появляется стимул: получение отличной отметки за словарные диктанты. Учениками в дальнейшем осуществляется придумывание своих рассказов по группам слов из словаря, что способствует развитию их творческих способностей и привитию интереса к русскому языку. Предлагаем некоторые тексты для запоминания слов с непроверяемым написанием:

  • Упражнение 1. Задания для работы со словарём.

Выписать слова на тему «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, пенал, карандаш); названия птиц или животных (сорока, ворона, воробей, собака, заяц, медведь);

Выписать 4-5 слов, начинающихся с буквы п, например: пенал, петух, пальто или с буквы в: воробей, валенки.

Выписать 3-5 слов с безударной гласной о или а (город, лопата, молоко; платок, работа, сахар, стакан);

Выписать слова с ь в середине слова (пальто, коньки).

  • Упражнение 2. Ответы на вопросы (вопросы пишутся на доске).

Кто учит детей? (Учитель) Кто готовит уроки? (Ученик) Кто живёт в лесу? (Медведь) Кто верный друг человека? (Собака)

Учащиеся записывают ответы одним словом или развёрнутыми предложениями.

  • Упражнение 3. Составление маленьких рассказов на темы:

«Учебные вещи». (Я беру свои учебные вещи. Карандаш и ручку кладу в пенал. Тетради лежат в папке.)

«Наш класс». (Наш класс просторный и светлый. В классе всегда чисто. Дежурный следит за порядком. Мы любим свой класс.)

«Наши друзья». (Мы любим птиц. Делаем для них кормушки. Витя посыпал зерна. Вот сел воробей. Прилетела ворона. Ребята помогают птицам пережить зиму.)

  • Упражнение 4. Загадки на темы: «Учебные вещи», «Одежда», «Растения», «Посуда», «Животные» и др.

Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш) Непоседа птица эта – одного с берёзой цвета. (Сорока) Где живёт он? – В самой чаще, самой-самой настоящей. Там гуляет, там и спит, там детей своих растит. (Медведь) Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – уши больше головы? (Заяц) Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу. (Сапоги).

  • Упражнение 5. Выборочный диктант. Дети записывают только словарные слова.

( Мальчик чистит пальто. Москва – всем городам мать.)

  • Упражнение 6. Ответы на вопросы:

Чем рубят дрова? (Топором) Что растёт на грядке? (Морковь, огурец) Чем копают грядки? (Лопатой) Куда едут ребята летом? (В лагерь) Какой день недели первый? (Понедельник) Какой день недели последний? (Воскресенье) Что ученик кладёт в портфель? (Пенал, тетрадь) Кто живёт в лесу? (Заяц, лисица) Каких домашних животных вы знаете? (Корова, собака).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *