Творческий кластер, его определение и характеристика

🙂

Скачать текст в WORD

Творческий кластер – «пространственная концентрация независимых предприятий, отдельных творческих личностей, организаций, относящихся к сфере творческих индустрий или же обеспечивающих процесс производства, продвижения и реализации на рынке производимого продукта». Кластеры начали образовываться в местах бывших промышленных зон. Индустриальные пространства, которые были заброшены по разным причинам, стали преобразовываться в творческие пространства, на территории которых обосновались независимые предприниматели, объединенные общими творческими целями и составляющие собой одно сообщество. «Новые креативные пространства – это не просто место, не просто опустевшие залы бывшей фабрики (как многим сейчас кажется). Это процесс более сложный, связанный не только с магией места – живописных промышленных развалин, но и с определёнными законами создания такого рода городских пространств. Обязательно соединение разных сообществ и разных типов деятельности – именно они создают некую «синергию»». Территория арт-кластера может быть разных размеров.

Творческие кластеры могут быть однопрофильными, что означает, что они объединяют в себе организации одного направления. Например, кластер, на котором находятся предприятия, занимающиеся кинопроизводством. И многопрофильные арт-кластеры, на территории которых существуют организации разных направлений, занимающиеся производством медиа контента, выставками произведений искусства, записи музыки так далее. Также творческие кластеры могут быть разделены по типу возникновения. Тут можно выделить два типа кластеров: частные и муниципальные. Частные арт-кластеры возникают на средства и по инициативе частных организаций и индивидуальных предпринимателей и лишь спустя время получают поддержку от городского управления. Муниципальные же кластеры изначально появляются по инициативе властей города и при государственной поддержке. Однако для обоих типов кластеров важно, чтобы между современным искусством и государством была связь. Такое сотрудничество будет способствовать появлению большему количеству мероприятий, имеющим значимость в жизни города.

Создание творческих кластеров влияет не только на эффективное производство творческого продукта, но и на улучшение внешнего вида города. «Кластер не только дает духовное развитие людям, но и помогает зданиям, которые доживают свой век, обрести новую жизнь». Территорию арт-кластера обустраивают люди с креативными идеями и делают это так, что она выделяется из городской среды своим ярким видом.

Как было сказано во введении, творческий кластер стоит на пересечении бизнеса и творчества. Основное, на чем сосредоточена деятельность кластеров – это неформальная коммуникация, творческая атмосфера, генерация креативных идей, создание уникальных проектов, производство и потребление товаров и услуг. Так, на пространстве творческого кластера могут располагаться как кафе, шоу-румы, офисы, бары, кинотеатры, лофты, так и площадки для проведения различных культурных мероприятий.

«Действенные инструменты развития городов – поддержка бизнеса в сфере культуры и творчества, создание «коммуникативных площадок», в число которых могут войти новые творческие и культурные центры, соединяющие функции культурного производства и культурного потребления». Новые культурные пространства ориентированы на удовлетворение интересов и потребностей общества, проживающего в данном городе. Благодаря развитию предпринимательской активности в сфере культуры кластеры становятся объектом привлечения горожан и активации новых рабочих мест. «Креативное пространство с интересным и свежим содержанием притягивает внимание зрителей, а, как следствие, деньги, — работает. Главное – это кропотливая работа и настойчивость в достижении цели». Помимо того, что они представляют собой привлекательный для инвестиций объект, занимаются улучшением городского облика и пополнением городского бюджета, кластеры также создают площадки для коммуникации между различными городскими сообществами.

На сегодняшний день в Москве функционируют несколько арт-кластеров: центр современного искусства «Винзавод», Artplay, Стрелка, культурный центр ЗИЛ, дизайн-завод «Флакон» и другие. Каждый из них имеет свою пиар стратегию, которая состоит из двух компонентов. Первый компонент – направление на сплочение всех организаций, находящихся в творческом пространстве. Второй компонент – пиар, направленный на внешнюю среду. В зависимости от выбора мероприятий, проходящих на площадке, определяется стратегия творческого кластера. Другими словами, кластер сам определяет, каким образом и между кем будет проходить коммуникация. Например, в своем интервью «Русскому журналу» директор Института культурной политики и эксперт Совета Европы Михаил Гнедовский отметил дизайн-завода «Флакон», как первый московский кластер, который начал сознательно завлекать местное население, несмотря на то, что данный арт-кластер находится в преимущественно промышленной зоне: «Хотя на Дмитровке, как и возле Курского вокзала, преобладает промзона, но там есть и жилые кварталы. И «Флакон» стал позиционировать себя как культурный центр, открытый для местного сообщества. Его организаторы сознательно начали диалог с местным населением и с местной властью».

Еще одним важным вопросом, встающим перед управляющим кластером, является вопрос о пространстве. Он должен понимать, какие площадки он предложит гостям кластера для общего пользования, какие будут приватными, а какие останутся рабочими.

Помимо того, что все пространства объединяет общее направление – творчество, они также являются бизнес-проектами, что придает им стремление к самоокупанию.

Что касается управления кластером, то, исходя из того, что творческий кластер – это непринудительное объединение независимых предпринимателей, художников и прочих творческих людей, – кластер поддается управлению и внедрению своей политики, однако, все это должно происходить без навязчивой диктатуры. Поскольку творчество не знает границ, и люди творчества имеют свое видение ситуаций, они не могут ужиться с запретами и принудительным ограничением их свободы творчества.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *