Выбор ценовой стратегии стоит перед каждым предприятием и предпринимателем. От того, насколько верным будет этот выбор, зависит не только привлекательность предлагаемого продукта, но и экономический результат, а значит, итог деятельности фирмы. Стратегия избирается исходя из целей организации, а также стремления выйти на определённый рынок. Для того, чтобы грамотно выбрать ценовую стратегию, необходимо понимать сущность цен и ценообразования[1].
🙂Цена — количественной показатель, который формируется под действием нескольких факторов, которые в свою очередь действуют реверсивно и которые можно ранжировать по степени их детализации.
Цена — это то количество денег (товаров, услуг), за которые продавец намерен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги[2].
Так звучит базовое и типичное определение цены как экономической категории.
Однако, исходя из тенденций изменения пропорций между теоретическими и практическими вопросами в пользу практики, следует выделить и современные определения цены.
Большая часть современных экономистов склоняются к разным трактовкам термина цена:
Цена — это некая форма выражения ценности определённых благ, которая проявляется в процессе их обмена.
Форма, через которую выражается ценность, может быть разной и не лишь денежной, но и натуральной, и процентной и т.п. Главный момент в ценообразование это, прежде всего вопрос обмена[3].
Применительно к товарному рынку нередко используется следующая формулировка: цена есть денежное выражение стоимости.
В силу того, что теоретические споры по поводу терминологии цены дошли до предела, то можно дать и более упрощённую формулировку, согласно которой цена — это, то количество денег (товаров, услуг), за которые продавец намерен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Конечно же, можно бесконечно давать разные определения и оставаться при своих мнениях. Но лучше всего разобраться в истинной сущности данного термина можно лишь проанализировав его функции.
Цену можно представить, как некое стоимостное олицетворение товара, которая существует с времён когда люди обменивались, своим трудом, так со временем появились деньги, при помощи которых производился обмен товарами. Поэтому цену можно прировнять к категории товарного производства.
В современных условиях различные хозяйственные связи производственные отношения которые возникают между отраслями экономики, так и между отдельными организациями должны основываться на товарных и денежных отношениях.
Формирование цены включает в себя некоторые элементы, основные из них это система цен (с её помощью обеспечивается равноценный обмен результатами труда товаропроизводителей, которые учитывают, потребности общества в их продукции и спрос на неё и механизм ценообразования).
Цену можно также можно представить как рыночную характеристику товара, потому что в ней отражаются, как интересы производителей, так и потребителей, то есть всех участников процесса товарообмена.
Также цену, можно представить, в виде денежного выражения стоимости товара, то есть то количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель — купить.
В понятие «цена» вложено множество разновидностей цен, такие как оптовые, контрактные, розничные, государственные, свободные рыночные, мировые, регулируемые, лимитные, договорные, и ряд других.
Цена в виде правовой категории закреплена в Гражданском Кодексе РФ (далее ГК РФ). В его первой части выделена специальная статья, которая определяет особенность практики ценообразования (ст. 424 ГК РФ). В данной статье указывается, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения в России свободных рыночных цен
При помощи цен можно решить многие задачи, что говорит о том, что в рыночной экономике значение цены в управленческой деятельности хозяйства, регулировании производства, реализации механизма обращения, и других процессов нормального функционирования хозяйства постоянно растёт. Экономическая сущность цены можно наблюдать в её специфических функциях, которые связанны с действием экономических законов.
Функции цен – это наиболее основные свойства, объективно присущие категории «цена»[4]
Можно выделить следующие функции [5]:
- измерительная (то есть цена показывает какое количество денег уплачивается или получается за единицу товара, услуги;
- соизмерительная (при использовании данной функции цены можно сравнивать товары между собой, дифференцировать их на дорогие и дешёвые, сравнить ценности разных товаров;
- учётная (данная функция имеет непосредственную связь с понятием цены как денежным эквивалентом товара;
- регулирующая (цена играет важную роль в процессе регулирования экономических процессов, то есть она уравновешивает спрос и предложение, и связывает их с платёжной способностью производителя и потребителя, также играет большую роль в распределении ресурсов);
- социальная (цена — это показатель уровня жизни населения, который влияет на объём потребления, количество и качество реальных доходов различных социальных слоёв населения, так же цена является очень важной составляющей инфляционных процессов);
- стимулирующая (выявляется в поощрении или сдерживании производства и потребления различных товаров и услуг. К главным элементам цены, которые выполняют данную функцию можно отнести прибыль и налоги);
- распределительная (или ещё её называют перерапределительная, её можно выразить в способности перераспредения доходов между отраслями, различными предприятиями и между разными группами покупателей товаров при помощи сознательного отклонения цен от стоимости, данную функцию в цене выполняют налоги);
- сбалансирования спроса и предложения (при помощи цен можно осуществлять взаимосвязь между спросом и предложением из чего следует, что также взаимосвязь между производством и потреблением. Зависимость возникающая между ценой и спросом характеризует закон спроса, а между ценой и предложением характеризует закон предложения;
- инструмента рационального размещения производства (уровень цен сложившийся в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отросли в другую).
[1] Алклычев А. Ценообразование в период перехода к рыночной экономике.- М.: Институт экономики РАН, 2016.-с. 17
[2] Максимова А.А. Проблемы управления ценообразованием при анализе функционирования производственного предприятия / А.А. Максимова // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. – 2015. – № 1 (8). – С. 13-21
[3] Карпенко Ю.В. Особенности формирования ценовой политики на продукцию предприятий пищевой промышленности / Ю.В.Карпенко // Научное обозрение. – 2016. – № 2. – С. 147-155
[4] Максимова А.А. Проблемы управления ценообразованием при анализе функционирования производственного предприятия / А.А. Максимова // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. – 2015. – № 1 (8). – С. 13-21
[5] Наумов В.Н. Ассортиментно-ценовая политика: сущность и содержание // Институт проблем предпринимательства.- 2018.- 24 ноября. – С. 12