Цели и задачи обучения английскому языку в средней школе

В современных условиях образовательного процесса, школе необходимо создавать все возможные условия для духовного и интеллектуального развития школьников, для воспитания их интеллигентными людьми, способными мыслить общечеловеческими категориями и полноценно исследовать опыт предшествующих поколений. Каждый школьник в перспективе должен испытывать потребность в самовоспитании, самообучении и саморазвитии.

Как урочная, так и внеурочная деятельность в школе по всем возможным дисциплинам должна быть направлена на решение всех вышеперечисленных задач. Иностранному языку отводится в данном плане существенная роль, который в свою очередь обладает огромным потенциалом для культурного и личностного роста и становления школьника.

В общеобразовательной школе обучение любому иностранному языку преследует следующие цели: практическую, воспитательную, общеобразовательную и развивающую цель. Практическая цель подразумевает непосредственное овладение иностранным языком и его устное и письменное использование.

Сутью образовательной цели является использование полученной в процессе обучения языку информации для накопления знаний и расширения кругозора учеников.

Воспитательная цель реализуется в течении учебного процесса и сутью её является развитие умственных способностей школьников и формирование их личности и морально-эстетических качеств.

Последняя, развивающая, цель представляет из себя постепенное развитие познавательных и интеллектуальных, а также языковых способностей, ценностных ориентаций, эмоций и чувств обучающихся, готовности к коммуникации и, в целом, в гуманитарном и гуманистическом развитии личности ученика.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что основной целью при обучении любому иностранному языку является развитие способности к обучению на иностранном языке у обучающегося.

Все эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы, и основная цель -практическая. Эта цель предполагает владение всеми видами речевой деятельности в определенных пределах программы.

Умение общаться на новом языке предполагает формирование следующих коммуникативных умений учащихся:

  1. Осуществление устно-речевого общения в стандартных ситуациях общения; умение делать связные сообщения по пройденной тематике (12-15 фраз).
  2. Восприятие и понимание на слух иноязычных текстов и сообщений до 3 минут звучания, содержащих не более 4% новой лексики, о значении которой можно догадаться по контексту.
  3. Чтение и понимание несложных аутентичных текстов различных жанров с различной глубиной и точностью понимания.
  4. Письменное оформление и передача информации в пределах пройденной тематики, написание делового, личного и благодарственного письма.

Таким образом, можно сформулировать следующие требования к программе:

  1. При обучении устной речи каждый учащийся должен овладеть следующими умениями:

— восприятие на слух иноязычной речи, которая соответствует программе и предполагаемому уровню владения языком (допускается 4-5% незнакомой лексики);

— способность участвовать в беседе с одним или несколькими собеседниками для обмена той или иной информацией, а также с целью побуждения к действию собеседника, связанного с заданной ситуацией общения, с содержанием увиденного, услышанного или прочитанного в пределах программных требований;

— способность последовательно и логично выражать мысль на заданную тему, а также исходя из увиденного, услышанного, прочитанного, используя при этом все виды изложения.

— способность составить устное монологическое высказывание и озвучить его публично.

  1. При обучении чтению каждый учащийся должен овладеть следующими умениями:

— чтение вслух и про себя;

— чтение, понимание и осмысление содержания текстов с разным уровнем проникновением в информацию текста. Рогова Г. В. Предлагает следующую классификацию:

а) с извлечением полной информации (изучающее чтение);

б) с извлечением основной информации (ознакомительное чтение);

в) с извлечением частичной информации (просмотровое чтение); [Рогова 1991: 137-157]

В цели обучения лексике в средней школе помимо формирования активного, пассивного и потенциального словарей так же входит требование развития догадки о лексическом значении ранее неизвестных слов. Помимо этого, в процессе изучения лексики должны решаться определенные общеобразовательные и воспитательные задачи, при ведущей роли практических целей.

Деятельностный подход к освоению содержания различных УМК направлен на достижение метапредметных результатов, то есть на формирование универсальных учебных действий. Такой раздел, как «Do It on Your Own», заставляет ставить различные учебные задачи самостоятельно и развивают умение учиться, а также учат школьников планировать свою деятельность и осуществлять рефлексию, планируемый и итоговый результат. Различные способы подачи нового материала в учебно-методических комплектах показывают школьникам, как необходимо структурировать новые знания. Наиболее важным аспектом в УМК являются развитие коммуникативных универсальных действий, таких как: формирование умения достаточно полно, точно и четко выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей коммуникации, овладение монологической и диалогической речью, стремление к сотрудничеству речевых партнеров при обсуждении той или иной информации, а также управление речевым поведением.

Более того, системная и последовательная работа поэтапно ознакамливает учащихся со способами работы с информацией, её презентацией, направленностью многих заданий, связанных с чтением. Освоение лингвистического, а в особенности грамматического, материала помогает школьникам учиться мыслить логически, пользоваться образцами и формулами для построения собственного речевого высказывания. Другими словами, помогает учащимся мыслить и излагать мысли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *