Цели и методы регулирования рыночной конкуренции

Деятельность государства на микро — и макроуровнях с целью поддержания стабильности рыночной экономики и есть регулирование рыночной конкуренции. Методы государственного регулирования имеют практическую и научную природу. На практике регулирование являет собой набор конкретных мер, а теоретически — это постоянное научное исследование различных возможностей, которые наиболее лучше оптимизируют развитие национальной экономики. Задачей научного подхода к регулированию является формирование соответственного мышления, составление различных прогнозов.

Что касается целей государственного регулирования конкуренции, то экономическая теория выделяет основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. На национальном уровне высшая цель государственного регулирования — это достижение максимального благополучия общества. Реализация главной цели достигается через осуществление таких целей:

  • экономический рост, то есть обеспечение производства товаров и услуг большего количества и лучшего качества в сжатые сроки и с минимальными затратами;
  • полная занятость, то есть обеспечение работой всех, кто имеет желание работать;
  • стабильность цен и твердость национальной валюты, то есть избежание значительного повышения или снижения общего уровня цен;
  • справедливое распределение доходов, то есть контроль за тем, чтобы население не пребывало за чертой бедности на фоне роскоши некоторых лиц и семей;
  • охрана окружающей среды и природных ресурсов;
  • сохранение внешнеэкономического баланса.

Ведущей из задач в целях является обеспечение экономического роста, что реализуется через абсолютный и относительный прирост ВНП.

Суть достижения полной занятости заключается в достижении стабильной работы трудоспособного населения в долгосрочной перспективе. Такая задача решается созданием новых рабочих мест.

Эффективное ценообразование и поддержание национальной валюты — главный залог стабильности экономики. Поэтому достижение этой цели является приоритетным в действии государства.

В процессе решения вышеуказанных целевых задач достигается относительное макроэкономическое равновесие в национальном поле и создаются соответствующие условия для достижения внешнеэкономического баланса.

Постановки целей в разных странах зависят от разных факторов. Определяя свои цели на каком-то временном отрезке, государство сталкивается с проблемой противоречивости целей. Поэтому настолько сложным для правительства является достижение гармонии целей. Например, достижение полной занятости вызывает усиление инфляции, а достижение максимальной прибыли и защита природы явно взаимно противоречивы. Мудрым и разумным выходом в таком случае будут мягкие маневры, то есть «тише едешь- дальше будешь». Оптимальный путь решения задач в национальных интересах -частичное и неспешное достижение целей.

Государство выполняет свои регулирующие функции, применяя различные методы влияния.

Выделяют такие методы государственного регулирования:

  • методы прямого влияния;
  • методы косвенного влияния.

Прямые методы влияют на процесс принятия решения, но такого, что предписано государством. Инструментами такого влияния есть ставки налогов, величина амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы считаются эффективными за счет оперативного достижения экономического результата. Недостатками такого метода есть то, что они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых меры государства были направлены, но и тех, которые были с ними связанными. Другими словами, прямые методы мешают естественному развитию рыночных процессов.

Непрямые методы создают лишь фундамент для того, чтобы, сделав субъекты приняли те варианты, которые выгодны государству. Это владение информацией. Негативной стороной непрямых методов является разрыв во времени, который возникает между моментом принятия мер государством, реакцией на них общества и реальными результатами.

Методы, с помощью которых государство регулирует конкуренцию, еще группируются по организационно-институциональному признаку на:

  • административные методы;
  • экономические методы.

Административные методы подразделяются на запретные, разрешающие и принудительные методы и основываются на работе правовой инфраструктуры. Такие методы устанавливают «правила игры» в рыночной экономике. Административные методы устанавливают строго контролируемую линию поведения экономических агентов. С помощью них государство осуществляет регулирующее воздействие на состояние конкурентной среды конкретного рынка. К ним относятся:

  • пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и прочих действий, ограничивающих конкуренцию;
  • согласие на сделки, которые могут привести к рыночной концентрации;
  • согласование актов органов исполнительной власти;
  • штрафование.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, а даже расширяют ее. Они дают дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Характерным признаком группы методов является то, что с их помощью государство воздействует в целом на систему рыночного хозяйствования и его институты. Это регулирование макроуровня с использованием экономических инструментов, сознательно применяемых государством для формирования конкурентной среды.


 

Разделение экономических и административных методов не очень правильно, потому что и те, и другие выполняют одну и ту же функцию. Например, контролируя цены, государство косвенно вынуждает производителей оптимизировать производство, внедрять инновации, искать инвестиции.

Таким образом, главной целью государственного регулирования конкурентной среды является достижение максимального благополучия общества. Кроме того, целями такого регулирования так же является экономический рост, полная занятость, стабильность цен и твердость национальной валюты, справедливое распределение доходов, охрана окружающей среды и природных ресурсов, сохранение внешнеэкономического баланса. Для этого государство использует административные и экономические методы регулирования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *