Цели ЕС в энергетической безопасности и перспективы их достижения

Энергетическая политика Европейского союза руководствуется тремя основными целями:

  1. Обеспечение надежного энергоснабжения безопасными источниками энергии в любое время и в любом месте, где это необходимо
  2. Обеспечение надежной работы поставщиков энергии в конкурентной среде, обеспечивающей приемлемые цены для домов, предприятий и отраслей промышленности
  3. Обеспечение устойчивого энергопотребления благодаря снижению выбросов парниковых газов и загрязнения, а также снижению зависимости от ископаемого топлива.

Эти цели помогут ЕС решить самые важные энергетические проблемы. Зависимость от импорта энергоресурсов является особенно актуальной проблемой, поскольку в настоящее время ЕС импортирует более половины своей энергии ежегодная стоимость которой составляет 350 млрд евро. К числу других важных проблем относятся рост мирового спроса и дефицит топлива, например сырой нефти, что способствует повышению цен. Кроме того, продолжающееся использование ископаемого топлива в Европе является причиной глобального потепления и загрязнения.

Ключевые области политики, которые помогут ЕС достичь поставленных целей:

  1. Европейский энергетический союз, который обеспечит безопасную, доступную и чистую энергию гражданам и предприятиям ЕС, разрешив свободный поток энергии через национальные границы в ЕС, а также предоставит новые технологии и обновленную энергетическую инфраструктуру.
  2. Европейская стратегия энергетической безопасности, в которой представлены краткосрочные и долгосрочные меры по укреплению безопасности поставок ЕС
  3. Устойчивый и интегрированный энергетический рынок в ЕС — внутренний энергетический рынок. Строятся новые трубопроводы и линии электропередачи для развития сетей ЕС по газу и электроэнергии, а также разрабатываются общие правила, направленные на усиление конкуренции между поставщиками и содействие выбору потребителей
  4. Усиление внутреннего производства энергии ЕС, в том числе развитие возобновляемых источников энергии
  5. Содействие повышению энергоэффективности
  6. Безопасность в энергетических секторах ЕС, введение строгих правил в отношении таких вопросов, как захоронение ядерных отходов и эксплуатация морских нефтегазовых платформ.

Для достижения этих целей в рамках согласованной долгосрочной стратегии ЕС сформулировал задачи на 2020, 2030 и 2050 годы.

Энергетическая стратегия 2020 года определяет энергетические приоритеты следующим образом:

  • сократить выбросы парниковых газов минимум на 20%
  • увеличить долю возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе ЕС как минимум до 20% потребления
  • повысить эффективность использования энергии не менее чем на 20%

К 2030 году должны быть выполнены следующие задачи:

  • обязательный для ЕС целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов не менее чем на 40% к 2030 г. по сравнению с 1990 г.
  • обязательный целевой показатель не менее 27% возобновляемых источников энергии в ЕС
  • повышение энергоэффективности по меньшей мере на 27%
  • завершение внутреннего энергетического рынка путем достижения к 2030 г. целевого показателя в области электросетевого сотрудничества между странами ЕС на 15% и продвижения важных инфраструктурных проектов.

В совокупности эти цели обеспечивают ЕС стабильную политическую основу, что дает инвесторам больше уверенности и подтверждает ведущую роль ЕС в этих областях в глобальном масштабе.

30 ноября 2016 г. Комиссия ЕС выпустила пакет законопроектов, направленных на достижение этих целей. Эти меры включают проекты предложений по конструированию рынка электроэнергии, возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности.

Совсем в далекой перспективе, ЕС стремится добиться сокращения выбросов парниковых газов на 80% — 95% по сравнению с уровнями 1990 года к 2050 г. В «Дорожной карте ЕС по энергетике к 2050 г.» прописана серия сценариев для достижения этой цели.

ЕС уже добился значительного прогресса в достижении своих целей:

  1. В период с 1990 по 2012 год ЕС сократил выбросы парниковых газов на 18% и находится в хорошем положении для достижения цели 2020 года
  2. В 2014 году прогнозируемая доля возобновляемых источников энергии в валовом конечном потреблении энергии составила 15,3%, по сравнению с 8,5% в 2005 году

В последнем отчете о прогрессе в области возобновляемых источников энергии, опубликованном в 2015 году, ожидается, что 25 стран ЕС достигнут своих промежуточных целей по возобновляемым источникам энергии 2013/2014

Прогнозируется, что к 2020 году эффективность использования энергии возрастет на 18-19% — едва ли будет достигнута цель в 20%. Однако, если страны реализуют все необходимое законодательство ЕС, цель должна быть достигнута.

Таким образом, ЕС не в силах обеспечить себя энергоресурсами в ближайшие годы. Имеющихся мощностей ЕС не хватает и ей приходится импортировать энергоносители вне рамок ЕС. По обеспеченности энергоресурсами в ЕС пока еще выделяется Великобритания, на которую приходится около 2/3 запасов нефти ЕС и 4/5 производства, что дает ей возможность экспортировать ее в страны Евросоюза и на другие континенты. Однако, в связи с так называемым Брекситом вопрос дальнейшего сотрудничества ЕС и Великобритании в области энергетики так и остается зависшим в воздухе. Перспективы в этом направлении еще не ясны, что еще более затрудняет вопрос скорейшего решения энергетической безопасности ЕС.

В рамках плана сокращения импорта энергоресурсов, ЕС планирует сокращение объема энергоотношений с Россией и диверсификацию импорта. Европа реализует план по вовлечению окружающих и соседних с ними стран в свой внутренний энергетический рынок. Создаются правовые и технические условия для крупномасштабных поставок энергоносителей из близлежащих регионов, включая Юго-Восточную Европу, Северную Африку, Африку южнее Сахары, Ближний и Средний Восток, Закавказье и Центральную Азию.

Регионы Каспия и Центральной Азии, на которые сейчас делается основной упор ЕС, не являются равносильными энергетическому потенциалу России, однако они могут выступать в качестве еще одного важного альтернативного источника нефтяных и газовых ресурсов. Диверсификация газового импорта Евросоюза к 2020 г. может привести в дополнение к 150 млрд кубометров российского газа еще 300 млрд кубометров из других регионов.

Проведя анализ конкурентных газопроводов, мы выяснили, что Россия не имеет пока серьезных конкурентов по импорту газа в ЕС. Своих потенциальных соперников (Азербайджан и Туркменистан) Россия устранила, развив собственные проекты с этими странами. Существующие же газопроводы-конкуренты не имеют подобных России мощностей. Говоря о других потенциальных конкурентах («Набукко» и «Парс»), эти газопроводы не имеют никакой перспективы реализации в ближайшее время из-за своей дороговизны и нерентабельности.

В ситуации, когда реализация диверсификации импорта энергоносителей невозможна или тяжело осуществима, ЕС решает сделать главный упор на реализацию ряда программ по развитию собственных ВИЭ. Стоит отметить, что малыми шагами ЕС упорно и верно движется в этом направлении, делая локальные успехи. Приближаясь к 2020 г. мы уже смело можем заявить, что с темпами реализации «зеленых» программ, ЕС добьется поставленных на этот год целей и будет приближаться к целям на 2030 и 2050 гг.

Что же до России, так перспективным мог бы стать рынок технологий для «зелёной» энергетики. В стране имеются серьёзные разработки по ветряной, солнечной, приливной, геотермальной и водородной энергетике, к сожалению утерянные с развалом СССР и не получившие развития и инвестиций. Заявлять и защищать интересы России в данной новой сфере необходимо в рамках энергодиалога Россия–ЕС. Однако возникшие проблемы не получили огласки ни одной из сторон. Соответственно, если в энергетической и промышленной политике России ничего не изменится, то страна «может стать, скорее импортером, нежели экспортером новых энергетических технологий».

 

Смотрите так же:

Конкуренты России на энергетическом рынке ЕС
Перспективы решения проблем энергетической безопасности ЕС и участие России. Обеспеченность ЕС энергоресурсами
Проблемы энергетической безопасности ЕС и место России в энергетической безопасности ЕС
Современные проблемы энергетического диалога Россия-ЕС
Нормативно-правовая база ЕС в сфере энергетики и энергобезопасности
Проблемы энергетической безопасности
Понятие энергетической безопасности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *