Трехсекторная модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

Трехсекторная модель экономики – это модель кругооборота, которая позволяет максимально полно раскрыть взаимозависимость между тремя основными экономическими агентами национальной экономики – домохозяйствами, государством и фирмами.

В этой модели наибольший интерес привлекает воздействие государства на два других экономических агента: домохозяйства и фирмы. Влияние государства прослеживает в двух направлениях.

Прежде всего, государство как в жизни, так и в модели является самостоятельным экономическим агентом, который потребляет товары и услуги, используя при этом труд домашних хозяйств. Также государство обладает собственными финансами и является активным участником в процессе создания совокупного дохода.

Но в тоже время, присутствие государства и его политика во всех сферах экономической жизни изменяют взаимоотношения домохозяйств и фирм и их поведения. Очень часто эти направления государственного влияния находятся на пересечении.

Появление государства на арене больше не позволяет владельцам ресурсов, чьи доходы были заработаны посредством производства реального продукта (включая прибыль фирм) считать доходами, которыми они могут всецело распоряжаться. Часть от этих доходов переходит к государству в виде налогов, при этом и производители, и домашние хозяйства могут выступать в роли плательщиков.

Для первого случая, объектом налогообложения является выручка от реализации продукции, добавленная стоимость (разница между конечной стоимостью готового продукта и расходами на товары и услуги, купленные у других производителей), прибыль, имущество; во втором случае – это доходы домашних хозяйств и их собственность.

Понятно, что абсолютно все налоги сокращают доход, который остается в распоряжении людей. Так как эти деньги изымаются из доходов населения, они не могут быть потрачены на покупку какого-либо произведенного продукта или услуги, то они считаются «утечками» или изъятиями.

Поток трансфертов, который следует в обратном направлении (от государства к частному сектору), преумножает этот доход. Поэтому, трансферты являются тем инструментом, который увеличивает сумму инъекций в национальную экономику.

Разность между всей суммой налоговых платежей и трансфертами государства называется чистыми налогами.

Располагаемый доход – разница между совокупным доходом и чистыми налогами (тот самый доход, который остается в итоге у домашних хозяйств).

Он впоследствии разделяется на оплату товаров и услуг на реальном рынке и на сбережения домохозяйств, которые далее будут направлены на преумножение денежных запасов и приобретение финансовых активов.

Сокращение потребительских расходов и суммы сбережений – следствие снижения располагаемого дохода. Как итог увеличения дохода они будут расти.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что размер потребительских расходов и сбережений домохозяйств меняется из-за появления такого экономического агента как государство. Только от государственной политики в сфере налогообложения и субсидирования частного сектора зависит величина этих изменений. Также, на многое влияют обязательства по социальному страхованию и обеспечению граждан, если они были ранее приняты государством.

Только этим воздействие государства не ограничивается. Изменение в располагаемом доходе домашних хозяйств определенным образом повлияет и размер инвестиционных расходов бизнеса. Сокращение сбережений повлечет за собой уменьшение кредитных ресурсов, как следствие процентные ставки поднимутся вверх. К тому же, объемы инвестирования сократятся. Кроме того, на прибыльность реального сектора оказывает влияние уровень субсидирования и налогообложения производства. Спрос на инвестиции значительно падает, если бизнес приносит меньший доход на вложенный ранее капитал по сравнению с финансовыми активами.

Для того, чтобы воплотить свои функции в жизнь, государство закупает большое количество товаров и услуг в реальном секторе. Необходимо тысячи видов техники, материалов, оборудования с одной стороны и труда многих работников с другой для строительства, ремонта и оснащения всех объектов социально-значимой инфраструктуры, для обеспечения работы медицинских и образовательных учреждений, для учреждений жилищно-коммунального хозяйства, для производства общественных благ, самого государственного аппарата.

«Вливания» или инъекции в экономику – это те самые траты государства на товары и услуги (не исключая заработную плату госработников). Они преумножают величину совокупных расходов и, как следствие, совокупных доходов.

Разность между доходами и расходами государства называют сальдо государственного бюджета. Именно оно создает государственные сбережения.

В случае, если размер доходов превышает расходы, образуется излишек средств бюджета, который называется профицитом государственного бюджета. Он может быть позже направлен, к примеру, на кредитование бизнеса или погашение государственного долга. Тогда, сбережения государства дополняют частные сбережения на рынке финансов. В тот момент, когда расходы государства становятся больше, чем его доходы, что называется дефицитом бюджета государства, оно, в большинстве случаев, заимствует определенные средства на финансовом рынке, выпуская при этом облигации (долговые ценные бумаги).

Когда в модель кругооборота оказывается задействованным государство, изменяется также и вид макроэкономического тождества доходов и расходов.

После уплаты налогов доходы от производства поступают домохозяйствам. Они, получив доходы вместе с трансфертами от государства, частично расходуют их на оплату товаров и услуг, частично сохраняют:

Y — Tx + Tr = Yd = C + S или Y — T = Yd = C + S.

Исходя из этого, определением совокупного дохода может послужить следующая формула:

Y = T + C + S.

Так как все расходы, которые были осуществлены экономическими агентами для того, чтобы произвести продут, не могут не соответствовать доходам от реализации этого продукта, можно вывести следующее равенство доходов и расходов:

C + I + G = T + C + S.

После вычитания из левой и правой частей тождества потребительских расходов, как итог получим:

I + G = T + S, или I + G + Tr = Tx + S.

Т.е. сумма инъекций в экономику = сумма изъятий из экономики.

На основе всего вышесказанного, можно подвести итоги участия государства как экономического агента в кругообороте доходов и расходов. Домохозяйства и фирмы выплачивают налоги, которые сокращают величину их дохода, приобретенного в производстве, и располагаемого дохода. К тому же, снижаются на товарном рынке и совокупные расходы, и совокупный выпуск. Это негативное влияние, вызванное налогами, компенсируется противоположным потоком трансфертов от государства к частному сектору. Но госзакупки товаров и услуг дополняют расходы потребителей домашних хозяйств и инвестиционные расходы фирм на рынке товаров, тем самым преумножая прибыль фирм от реализации продукта. Конечный эффект от вмешательства государства обуславливается соотношением между это потоками, которое называется сальдо государственного бюджета.

Представим равенство доходов и расходов иным путем, выразив величину инвестиционных расходов:

I = S + (T – G) = Sn.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что источником средств для инвестирования в производство снова являются имеющиеся сбережения экономических агентов. Единственное существенное различие в том, что теперь к сбережениям частного сектора добавляются государственные сбережения.

В случае если государство расходует меньше, чем получает – государственные сбережения поступают на рынок финансов. Средства, доступные для инвестирования, увеличиваются. Это приводит к снижению процентных ставок, что делает привлекательнее вложения в реальный сектор. При прочих равных условиях, профицит государственного бюджета расширяет инвестиционные возможности фирм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *