Типы и черты мирового рынка

Развитие международного разделения труда закладывает основу для формирования и последующего динамичного развития мирового рынка. Генетически и исторически этот процесс основан на развитии внутренних рынков отдельных стран, когда товары и услуги, факторы выпуска (труд, капитал) выходят за рамки отношений между государством и населением и начинают свое движение в системе международные экономические отношения. В экономической теории используются различные рыночные концепции: внутренний, национальный, международный и глобальный рынки.

Внутренний рынок — сфера экономической коммуникации (обмена), в которой все проданные и предназначенные для продажи продаются внутри страны. Другими словами, термин «внутренний рынок» означает рыночные отношения, при которых внутреннее производство не выходит за пределы страны и продается отечественным потребителям [15, с. 91].

Национальный рынок — рынок страны, часть которого связана с международным обменом (экспорт и импорт товаров и услуг). Итак, внутренний рынок дополняется частью экономического пространства страны, что связано с международным экономическим обменом.

Международный рынок — совокупность сегментов национальных рынков, которые связаны с внешними рынками и ориентированы на иностранных покупателей и продавцов.

Мировой рынок — это синтетическая концепция, объединяющая рынки всех стран мира в единое целое. В то же время, связи между рынками отдельных стран опосредуются международной торговлей товарами и услугами, международными инвестициями и потоками рабочей силы (в более широком контексте международной миграции) и, все чаще, международным обменом информацией. По этой причине в широком смысле глобальный рынок является все более интегрированным и взаимосвязанным глобальным единством рынков товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации, единого рыночного пространства в общем комплексе современного мира. В контексте экономической глобализации термин «мировой рынок» становится все более важным.

Основные черты глобального рынка включают следующее.

1. Он основан на развитии рыночной экономики, выходящей за рамки национальных рамок в поисках областей и объектов продажи эффективного международного сотрудничества в целом.

2. Мировой рынок отражается в межгосударственном движении товаров, услуг и основных факторах выпуска (рабочей силы, капитала) под влиянием соотношения как внутреннего, так и внешнего спроса и предложения.

3. Мировой рынок (в большей степени, чем внутренний рынок). Оптимизирует использование факторов выпуска, направляя их движение в наиболее прибыльные районы рынка.

4. Мировой рынок действует как своего рода «фильтр», выбирая из международного обмена определенные товары, которые не соответствуют международным стандартам качества и не отвечают строгим требованиям международной конкуренции. Другими словами, глобальный рынок играет «санирующую» роль, вывозя из сферы международного обмена определенные товары, которые не соответствуют международным стандартам качества, техническим и другим стандартам. В то же время как товары, так и их производственные и торговые фирмы удаляются из сферы международного обмена, что в этом случае может быть банкротом. Действительно, тот факт, что товары, произведенные в этой стране, успешно проданные на внутреннем рынке, не означает, что одни и те же товары будут проданы с таким же успехом на международном рынке [1, с. 81].

В этой связи концепции так называемых торгуемых товаров (торгуемых товаров), которые продаются на внешних рынках, и неторговые товары (не подлежащие продаже товары), которые не продаются за границей, но продаются только в стране, где они были произведены.

Однако разделение на торгуемые и неторговые товары условно. Итак, на практике наиболее часто используется разделение на торгуемые и неторгуемые товары на основе Международной стандартной промышленной классификации (которая часто определяется как международная стандартная классификация отраслей промышленности) (Международная стандартная отраслевая классификация — I НИЦ), принятая ООН. Эта классификация включает 9 групп товаров, из которых первые три группы принадлежат к торгуемой, а остальные шесть — к неторгуемым.

А.Торгуемые товары (согласно Стандартизированной промышленной классификации — группы 1-3):

1) сельское хозяйство, охотничий лес и рыболовство (их продукция);

2) продукция добывающей промышленности;

3) продукция обрабатывающей промышленности.

B. Неторгуемые товары (группы 4-9):

4) коммунальные услуги и строительство;

5) оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы;

6) транспорт, хранение и связь и финансовое посредничество;

7) защитные и обязательные социальные услуги;

8) образование, здравоохранение и общественные работы;

9) другие общественные, социальные и личные услуги.

Анализ этой классификации указывает на некоторые ее условности. Действительно, такие неторгуемые (согласно этой классификации) товары, такие как оружие, являются субъектами очень активной международной торговли. Также активно развивается строительство промышленных и других объектов за рубежом (и в этом смысле оно выступает в качестве товара, торгуемого в международной торговле). Они реализуются в области международных экономических отношений и образовательных услуг, активно развивают международные перевозки и т. д. [6, с. 131]

В то же время, несмотря на отмеченную условность классификации товаров для торгуемых и неторгуемых, это разделение имеет очень определенное значение. Тот факт, что страна имеет (или не имеет) торгуемые товары (и для бизнеса этой страны), является для нее очень важное значение. Если страна имеет довольно широкий ассортимент торгуемых товаров, она может вести гибкую и эффективную внешнюю торговлю и внутреннюю экономическую политику, реализуя в случае чрезвычайно важного маневра соответствующего продукта для их реализации на внутреннем рынке и за рубежом.

Торгуемые товары попадают в экспортируемые и импортируемые товары. В свою очередь, экспортируемые товары попадают в реальные экспортные товары и экспортные заменители (те отечественные товары, которые в настоящее время продаются на внутреннем рынке, но в определенной ситуации могут продаваться за рубежом). Импортные товары (по аналогии) попадают в реальные импортные и импортные заменители (отечественные товары, которые могут быть заменены иностранными товарами в случае крайней важности).

Понятие «импорт товаров» связано с таким направлением экономической политики, которое реализуется в ряде стран мира в качестве импортозамещения. В процессе реализации политики импортозамещения (часто с привлечением иностранных инвестиций) страны постепенно заменяют определенные импортные продукты или отдельные компоненты, компоненты для выпуска конечных продуктов для отечественной продукции, стремясь максимизировать внутреннее производство [11, с. 102].

Согласно мировым стандартам статистики международной торговли критерием признания международной торговли и продажи товаров, соответственно, экспортом и импортом, является факт товаров, пересекающих таможенную границу, и их фиксация в соответствующих таможенных отчетах.

Основным проявлением мирового рынка является развитие международной торговли товарами и услугами (в сопровождении международного движения капитала, труда, международного обмена информацией). В то же время очень важны проблемы изучения условий мирового рынка и его формирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *