Тенденции и эффективность фискальной политики

Эффективности мер фискальной политики можно достичь при своевременной реакции правительства на процессы в экономике посредством регулирования в первую очередь налоговой системы.

Опыт прошлых лет показывает, что меры по совершенствованию законодательства о налогах и сборах могут привести к положительным результатам. В частности, анализ налоговой нагрузки показал, что по сравнению с 2009 годом в 2015 году налоговые доходы бюджетной системы снизились, однако благодаря проводимым мерам на протяжении последних четырех лет показатели оставались примерно на одном уровне – от 31% до 32% (см. Приложение 1). В 2016 году, и планируемом 2017 данная тенденция продолжается (см. Приложение 2).

Традиционно отмечают нефтегазовые доходы и таможенные пошлины (на нефть, нефтепродукты, газ), так как эти источники по-прежнему представляют основную часть государственного бюджета. Об этом свидетельствуют данные о нефтегазовых доходах в бюджете России: за время правительства президента В.В. Путина доля нефтегазовых доходов бюджета доходила до 51,3 %. Стремлению Правительства уйти от зависимости бюджета от углеводородов помешало падение цен на нефть в 2016 году. По данным Министерства финансов доля нефтегазовых доходов составила на 2016 год лишь 37,4 %, что значительно отличается от данных 2009 года.

По пояснениям Минфина, ставки налогов по нефтегазовым доходам рассчитывались по ценам на нефть в периоде от ноября 2015 года по январь 2016 года. В отличие от планируемых 44 % бюджета от нефтегазовых доходов, они составили 43 %. Однако, основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что доля налоговых поступлений с 2009 года все так росла, и доходы от нефтепродуктов были и остаются основной статьей доходов государственного бюджета России.

Поскольку от фискальной политики напрямую зависит жизнь и благосостояние населения, правительство всегда ставит перед собой конкретные ориентиры. Однако не все меры способны положительно повлиять на экономику страны. В частности, высокие налоги на доходы фирм способствуют развитию теневой экономики: предприятия пытаются незаконными способами обойти выплаты в бюджет государства. Это отрицательно отражается на состоянии национальной экономики.

Одним из способов выхода из теневой экономики видят в сути «эффекта Лаффера». Изменение ставки налогообложения, а точнее ее уменьшение, в долгосрочном периоде способно привести к увеличению поступлений в государственный бюджет. Когда правительство уменьшает налоговую ставку, у предпринимателей появляется стимул к увеличению производства, развитию своей деятельности. Временное уменьшение налоговых поступлений в бюджет в краткосрочном периоде может в будущем лишь улучшить ситуацию.

Помимо увеличения налогов, которые, как мы уже установили, могут оставить государственный бюджет без ожидаемых поступлений, существуют и другие способы пополнения казны. Анализируя Указ Президента «О передаче субъектам РФ находящихся в федеральной собственности акций Акционерных Обществ, образованных в процессе приватизации», можно заметить стремление привлечь граждан к переходу к денежной форме приватизации.

За последние годы наблюдается рост налоговой нагрузки на предприятия. Однако это касается не всех отраслей экономики. Например, в сфере коммунальных и социальных услуг, гостиничного бизнеса, сфере персональных услуг и здравоохранении подобной тенденции не наблюдается.

Для повышения эффективности необходимо развитие методов реализации политики. Выделяют развитие так называемого метода партнерства. При этом государство предлагает налогоплательщикам стать соучастниками становления налоговых отношений. Действующим инструментом такого метода являются льготы. Этот метод имеет свои преимущества. Налогоплательщик понимает свою роль в налоговой системе, понимает суть налоговых отношений и идет на сотрудничество. Важной является финансовая и налоговая грамотность налогоплательщиков.

Сотрудничество с налоговой системой отразится благоприятно не только на самой системе, но и на жизни граждан и работе предприятий, так как именно своевременные полные выплаты обеспечивают реализацию общественных потребностей населения и развитие фирм посредством дополнительных дотаций.

Применяя меры фискальной политики, государство прибегает к инструментам как дискреционной, так и автоматической политики. Так как дискреционная политика ориентирована на официальное изменение ставок налогов, размеров трансфертных выплат и величины государственных закупок, то именно меры данной политики наглядно отражаются в государственном бюджете, финансовом плане страны.

На практике видны определенные преимущества данного вида политики. В первую очередь, следует отметить, что принятые соответствующими законами меры сразу же вступают в силу, что способно практически моментально отразиться на некоторых аспектах национального хозяйства. Однако следует учитывать, что на практике также не существует чистой дискреционной политики. В сочетании с ней действуют встроенные стабилизаторы – меры автоматической фискальной политики. В этом есть свое преимущество: встроенные инструменты автоматической политики в момент экономических спадов способны без влияния законодательных актов повлиять на экономику, ориентировать ее на стабилизацию.

Если же говорить об автоматической фискальной политике, то ее инструменты призваны моментально реагировать на состояние экономики. Подоходные налоги, косвенные налоги, пособия по безработице и по бедности способны лишь своим наличием в экономике повлиять на ситуацию: стимулировать активность при спадах и уменьшить ее при «перегреве» экономики.

Например, при экономическом спаде общая сумма выплат потерявшим работу, обедневшим гражданам, возрастает. При росте доходов посредством выплаты трансфертов граждане больше расходуют своих средств, а значит, увеличение выплат становится инъекцией в экономику. Наоборот, при «перегреве», она падает, так как у населения происходит рост доходов и повышенная деловая активность.

Фискальная политика помимо мер, направленных на стабилизацию экономики, применяет меры по перераспределению доходов и обеспечению населения необходимыми общественными благами, товарами и услугами. Несмотря на неполную эффективность проводимых мер благосостояние жителей государства должно ставиться в приоритет.

При анализе влияния мер фискальной политики на экономику можно выделить следующие недостатки. В первую очередь следует выделить эффект вытеснения. При экономическом спаде наблюдается значительный расход средств государственного бюджета. А это ведет в соответственному увеличению ставок налогов.

Перспективы развития фискальной политики в России и ее недостатки

Направления фискальной политики: сдерживающая и стимулирующая политика

Цели и инструменты фискальной политики

Государственный бюджет и понятие фискальной политики

 

Также существенным недостатком является то, что между временем принятия необходимого закона для стабилизации экономики и моментом необходимости присутствует промежуток, по прошествии которого принятая мера становится не настолько эффективной.

При применении мер фискальной политики на любой из стадий возникает дефицит бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *