В современных условиях хозяйствования невозможно представить предприятие, функционирующее без управленческих решений. Именно от их эффективности зависит конкурентоспособность предприятия и возможность его дальнейшего развития, поэтому вопрос технологии и принятия управленческих решений является одним из приоритетных направлений исследования в современных науке и практике.
Проблемой принятия и реализации управленческих решений занимались отечественные и зарубежные ученые. Среди них можно выделить таких, как В. Приймак, А. Виноградская, Р. Фатхутдинов, А. Шканова, И. Гевко, Л. Батаршев, А. Лукьянова, М. Мескон, М. Альберт, С. Мосов и многих других. Но, несмотря на множество научных работ, касающихся данной проблематики, обнаруженные наработки в данном направлении требуют систематизации и обобщения[2].
На современном этапе развития общества эффективная деятельность любых предприятий и организаций во многом зависит от своевременного решения вопросов, связанных с рядом факторов, которые влияют на социально-экономическую систему, поэтому решение данных проблем связано с технологией принятия управленческих решений, от которых зависит качество и эффективность управления предприятием в целом [1].
Принятие управленческого решения — это процесс, в котором сочетаются функциональные обязанности руководителя и интеллектуальные способности. Чтобы принимать правильные решения, нужно выбрать правильную стратегию. От выбора правильной стратегии зависит эффективность и функционирования всей организации.
Подготовку управленческих решений условно можно назвать технологией принятия решений, которая представляет собой совокупность последовательно повторяющихся действий, состоящие из отдельных этапов, процедур, операций. Отечественными и зарубежными учеными предлагаются различные схемы технологии принятия решений, которые отличаются между собой степенью детализации отдельных процедур и операций, но все они в той или иной степени включают пять этапов, приведенных в так называемой традиционной схеме.
Анализ научных источников свидетельствует о разнообразии взглядов относительно этапов процесса разработки и принятия управленческих решений.
Так, по мнению В. Приймак, процесс разработки и принятия решения включает: сбор информации о возможных проблемах; идентификация и определение проблемы; формирование целей и стратегии для решения проблемной ситуации; сбор необходимой информации; анализ информации; формирование ограничений и критериев выбора; генерирование альтернатив; оценка альтернатив; выбор одного решения; согласование решения с органами управления и исполнения; исполнение решения.
А. Виноградская и А. Шканова утверждают, что процесс принятия решения управленцем происходит в девять этапов в такой последовательности: 1) знакомство с проблемой или ситуацией; 2) изучение обстоятельств и формирование цели; 3) сбор информации и определение критериев оценки проекта решения; 4) разработка проекта решения; 5) оценка вариантов решения и выбор оптимального варианта; 6) правовое оформление решения; 7) доведение до исполнителей и разработка мероприятий по выполнению решения; 8) контроль выполнения решения; 9) подведение итогов выполнения решения.
И. Гевко выделяет следующие основные этапы процесса разработки управленческих решений: идентификация и определение проблемы; формирование целей и стратегии для решения проблемной ситуации; сбор необходимой информации; генерирования альтернатив; выбор одного решения; исполнение решения.
Л. Батаршев и А. Лукьянова отмечают, что процесс принятия управленческих решений содержит семь этапов: 1) определение проблемной ситуации; 2) анализ проблемной ситуации; 3) формулировка альтернатив; 4) оценка альтернатив по критериям; 5) выбор альтернативы; 6) реализация принятого решения; 7) контроль исполнения, оценка эффективности и коррекция решения.
Американские специалисты по менеджменту М.X. Мыскина, М. Альберт и Ф.Хедоури считают, что процесс формирования управленческого решения должен состоять из пяти этапов: исследование проблемы; формулировка ограничений и критериев для принятия решения; поиск альтернатив; оценка альтернатив; конечный выбор.
С Мосов и А. Рублюк, обобщая мнения известных ученых, выделяют 10 этапов процесса формирования управленческих решений: получение, обработка и анализ информации; установление цели; подготовка общего решения (разработка вариантов достижения цели); принятия общего решения; конкретизация решения; постановка задач подчиненным; выработки отдельных решений по выполнению общего решения; организация деятельности по выполнению общего решения; руководство (управление) деятельностью по выполнению общего решения; контроль.
Обобщая мнения ученых о технологии принятия и реализации управленческих решений, выделим типичную схему принятия управленческих решений.
Рассмотрим содержание этапов более подробно. На первых пяти этапах проходит получение, обработка и анализ количественной и качественной информации, необходимой для разработки и принятия адекватного решения.
Генерирование альтернативных вариантов решений может осуществляться либо непосредственно, либо с помощью специальных экспертных процедур. Процедуры генерирования альтернативных вариантов могут предусматривать как специальную организацию и проведение экспертиз с использованием методов типа «мозгового штурма», так и создание автоматизированных систем генерирования альтернативных вариантов в сложных случаях.
При отборе основных вариантов управленческих решений необходимо учитывать достаточно высокую сравнительную оценку и отсутствие дублирования, чтобы спектр альтернативных вариантов решений, отобранных для более детальной проработки, был достаточно полным и вместе с тем не слишком чрезмерным.
Следующий этап — разработка сценариев развития ситуации. Одной из основных задач при разработке сценария является определение факторов, характеризующих ситуацию и тенденции ее развития, а также определение альтернативных вариантов динамики их изменений.
На этапе экспертной оценки основных вариантов управляющих воздействий является уже достаточно много информации об основных альтернативных вариантах управленческих воздействий и наиболее вероятные сценарии развития ситуации во время их использования.
При принятии важных управленческих решений целесообразно использовать коллективные экспертизы, обеспечивающих большую обоснованность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений. Необходимо сформировать экспертную комиссию, в состав которой вошли бы компетентные специалисты, имеющие опыт работы в качестве экспертов, чтобы в ней были представлены специалисты по всем основным аспектам рассматриваемой проблемы, чтобы было обеспечено эффективное взаимодействие экспертов, если это предусмотрено в технологии проведения экспертизы. Обработка индивидуальных экспертных оценок для определения результирующего экспертного суждения должна выполняться по соответствующим алгоритмам.
Во время сравнительной оценки альтернативных вариантов могут использоваться специально разработанные оценочные системы, особенно в случае многокритериального оценивания. Кроме того, разработка оценочной системы может предусматриваться в процессе проведенной экспертизы. Коллективная экспертиза является одним из основных инструментов принятия важных управленческих решений.
На этапе принятия решений из разработанных вариантов достижения цели выбирается лучший. Анализ, оценку и определение лучшего решения необходимо осуществлять на основании принципов своевременности, осуществимости и регулярности с использованием известных количественных методов на основе выбранных критериев. Лучшим считается вариант, что позволяет обеспечить максимальный уровень достижения цели при минимальных затратах ресурсов (экономических, финансовых, трудовых и т.д.).
Последним этапом принятия управленческого решения является контроль и оценка исполнения решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается так называемый обратная связь между управляющей и управляемой системами.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что процесс принятия управленческих решений является главной предпосылкой эффективной деятельности каждого отечественного предприятия. Для улучшения деятельности предприятия необходимо больше внимания уделять обоснованному поэтапному процессу подготовки и принятия управленческих решений.