Существует множество техник, которые позволяют специалистам, занимающимся разработкой креативных технологий, сформулировать идею, наиболее соответствующую поставленным задачам и отличающую компанию от конкурентов. Для систематизации данной информации мы представили существующие техники в виде таблицы, применимой для нужд данного исследования.
Название техники
Автор
Содержание
Мозговой штурм
Алекс Осборн
Главная идея данной техники состоит в дистанции между созданием идеи и её развитием. Так, все участники мозгового штурма распределяют функции выдвижения идеи, её дополнения, воплощения и так далее. «Немой» вариант данной техники называется брейнрайтинг и отличается от традиционной версии тем, что участники записывают идеи на бумаге и передают коллегам.
Шесть шляп
Эдвард де Боно
Творческий процесс по этой методике структурируется при помощи воображаемой примерки шести цветных шляп. Например, в белой человек рационально анализирует фактическую информацию, в черной работает с отрицательными сторонами. Желтая шляпа, напротив, символизирует поиск достоинств. Зеленая шляпа означает новые идеи, а красная — эмоциональные реакции на проблему. Синяя шляпа связана с подведением итогов.
Ментальные карты
Тони Бьюзен
С данной точки зрения креативность напрямую связана с памятью, значит, улучшение памяти положительно влияет на генерирование идей. Однако этому препятствует традиционная система структуризации текста как набора абзацев с заголовками. Эта техника предполагает запись в центре листа ключевого понятия, а все детали и ассоциации записываются на схематичных ветвях. Такая ментальная карта позволяет создать новые ассоциации.
Синектика
Уильям Гордон
По мнению Уильяма Гордона, источником креативности является поиск аналогий. Создать правильные аналогии позволяет таблица, в первый столбец которой заносятся прямые аналогии, во второй — непрямые (так, допустимо отрицание уже указанных признаков). Затем следует сопоставление цели, объекта и непрямых аналогий. Гордон приводит следующий пример: объект – карандаш, задача – расширение ассортимента. Прямая аналогия – объемный карандаш, ее отрицание – плоский карандаш. Решение – карандаш-закладка.
Метод фокальных объектов
Чарльз Вайтинг
Методика заключается в том, чтобы интегрировать признаки разных объектов в одном предмете. В качестве примера можно привести обычную свечу и новогодние праздники, которые ассоциируются в том числе и с бенгальским огнем. Если порошок, полученный из бенгальской свечи, добавить в воск, то мы получим «новогоднюю» свечу с сияющей крошкой внутри.
Морфологический анализ
Фриц Цвикки
Объект предлагается разделить на конкретные составляющие, характеризовать каждую из них и попытаться её трансформировать. Обратимся к конкретному примеру: задачей является создание визитной карточки для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, на выходе мы получим совершенно новый объект — треугольную визитку с запахом парфюма.
Непрямые стратегии
Брайан Эно и Питер Шмидт
Для осуществления данной методики используется колода карт, на которых записан набор команд («дай волю злости», «укради решение» и так далее). В процессе генерации новой идеи предлагается вытаскивать карту и следовать «инструкции».
Автобус, кровать, ванна
Название данной методики произошло от известного прецедента – Архимед вывел один из физических законов в ванне, то есть в самом неожиданном месте. Сторонники методики считают, что идея так или иначе «зреет» в сознании размышляющего и может быть озвучена в любом месте.
Расшифровка
Используется любая надпись на чужом языке, например, в виде иероглифов. Пытаясь разгадать на уровне догадок и ассоциаций, что она означает, человек приходит к неожиданному решению.
Ловушка для идей
Данная методика связана с постоянной фиксацией всех озникающих идей. Постепенно у человека формируется набор мыслей и записей, среди которых путем анализа он выбирает достойные развития.