Суверенитет во внутригосударственном и международном праве

🙂

Скачать текст в WORD

Практически все принципы и отрасли современного международного права затрагивает проблема суверенитета. Без уяснения сути государственного суверенитета нельзя понять характер и сущность всей системы международных отношений. Суверенитет – неотъемлемое политическое и юридическое свойство государства. От него зависят пределы во внешней и внутренней политике экономической, политической и другой власти страны, так как именно он определяет противозаконность или правомерность ограничений ее правомочий.

Суверенитет государства находит свое выражение в его независимости в международных отношениях и верховенстве на собственной территории[1]. Проявляются независимость и верховенство в деятельности исполнительной и законодательной власти, высших органов страны. Но при этом принадлежит суверенитет самому государству, а не высшим органам или власти. В международном праве это проявляется отчетливо. Оно рассматривает в качестве одного из основных субъектов государство в целом, а не отдельных его представителей или государственную власть.

Вопросы отношения к принципам и конкретным институтам международного права, ограничений суверенитета, полновластия на международной арене государства рассматриваются соответственно этому.

С момента возникновения любой страны ей присущ суверенитет. Но при этом по мере степени обязательств, которые она на себя берет, участия в различных международных отношения, развития страны объем суверенитета меняется, то есть он не является постоянным. Проявляется суверенитет во внешнеполитической деятельности и территориальном верховенстве в пределах границ страны. Целый ряд факторов определяет полномочия и действия государства. Как на внешнеполитической арене, так на территории государства его суверенная власть является абсолютной. Полной экономической или политической независимости у стран сегодня нет. На собственной территории верховенство государства находит свое отражение прежде всего в концентрации инструментов принуждения власти. Осуществляют принуждение органы, имеющие на то полномочие. Но при этом даже на собственной территории о полновластии государства говорить нельзя. Ограничиваются его полномочия деятельностью судебной, исполнительной и законодательной власти, законами. На территории страны в определенные исторические периоды могут присутствовать и ведущие друг с другом борьбу разные центры власти.

Для каждого государства суверенитет детерминирован реальными внешними и внутренними условиями функционирования. Кроме того, свобода во внутренних делах и на внешнеполитической арене для государства ограничивается внешнеполитическими обстоятельствами и принципами международного права. В частности, государство не может принять ограничивающие основные свободы и права человека законы, нарушая обязательства, которые были им взяты на себя[2].

Формально государства являются независимыми. Однако абсолютной эта независимость не является, нормы международного права ограничивают ее.

Также необходимо отметить, что принудительные меры могут быть выдвинуты против государства, если его действия угрожают международной безопасности и миру.

Суверенитет не делим, он един и принадлежит всему государству в целом. Претендовать на часть суверенитета многонационального государства не может входящее в его состав этническое или национальное меньшинство. Выразителем государства, которое будет образовано, может стать нация или народ, если образует независимое государство, осуществив имеющееся право на самоопределение.

Чаще всего суверенитет государства отождествляется с суверенитетом нации и народа. Французская Конституция 1791 года утверждала, что суверенитет неотъемлем, неотчуждаем, неделим и един, он принадлежит нации. Его осуществление не может себе присвоить какое-либо лицо или какая-либо часть народа[3].

О суверенитете нации и народа в конституциях современных стран не упоминают вообще (Америка) либо закрепляют национальный суверенитет (Франция) или суверенитет народа (Италия). В России, согласно Конституции, единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ страны (статья 3)[4].

Суверенитет, соответственно конституциям, которые были упомянуты, принадлежит всему народу страны, а не отдельным группам населения или нациям. С государственным суверенитетом отождествляется понятие народного или национального суверенитета.

С помощью признания действующих обычаев происходило развитие и становление многих норм и общепризнанных принципов современного международного права. Не является исключением и принцип уважения суверенитета государства. Конвенционными принципами они становились после постепенного закрепления их в международных договорах. В закреплении конвенционного принципа уважения суверенитета государства, его территориальной целостности и некоторых других важную роль сыграл Вестфальский трактат 1698 года.

Закрепленные Вестфальской системой устройства мира принципы неизменными не оставались. Эволюция отношений между государствами видоизменяла и развивала их, заключались новые многосторонние и двусторонние договоры. Следует отметить, что в настоящее время некоторые государственные деятели и ученые принцип государственного суверенитета абсолютизируют, ссылаясь при этом на догмы Вестфальской системы. Примат международного права, а также прямое действие его норм они отрицают, так как считают, что национальные правовые системы могут быть расшатаны в такой ситуации[5].

Возводящие в абсолют государственный суверенитет ученые выступают также и против каких-либо ограничений для него. По их мнению, установление юридических пределов свободы действий государства во внешней политике международным правом ограничением суверенитета не является. Более того, оно утверждает независимость государства в международных отношениях. Профессор Лукашук И. пишет, что государство при заключении договора реализует свой суверенитет, а не ограничивает его[6]. Но с практикой международных отношений такие рассуждения расходятся. Государство имеет право как ограничить собственный суверенитет, так и объединиться с другим государством, то есть такого суверенитета себя лишить.

В современном международном праве суверенитет государства является одним из основополагающих принципов. Он не может рассматриваться как ничем не ограниченный и стоящий над всеми прочими нормами и принципами. Принцип уважения суверенитета государства, как и все прочие принципы международного права, сейчас должен толковаться на основе получивших закрепление и развитие международных договоров, в частности, Уставе ООН.

В современных международных отношениях государственный суверенитет может быть серьезно ограничен в нескольких ситуациях: определенные международные обязательства принимает на себя государство добровольно; государство заключает многосторонний или двусторонний договор; оно принимает на себя обязательства, вступая в какую-либо международную организацию; имеющие для государства обязательную силу решения принимают региональные или международные органы; верховенство над национальным законодательством международных норм признано государством.

Государственный суверенитет ограничивается и принципами «jus cogens», действующими «erga omnes». Указанный перечень возможных налагаемых на государства международным правом ограничений суверенитета является далеко не полным.  

В данный момент контроль за выполнением обязательств, взятых на себя государством, осуществляют конвенционные органы. В сфере прав человека заключено семь международных договоров: Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция о правах ребенка; Конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей.

Пять из семи созданных на основании соглашений, которые были приведены выше, конвенционных органов рассматривают как доклады государств о том, какие меры были ими приняты для претворения в жизнь обязательств, взятых на себя, так и жалобы граждан, которые считают, что государство-участник нарушило их права. Среди указанных органов следующие: Комитет по правам человека; Комитет по ликвидации расовой дискриминации; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитет против пыток; Комитет о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Европейский Союз – один из наиболее динамически развивающихся и эффективных образований регионального уровня. Значительную часть суверенных прав передали ему государства-участники. Права Сообществ и примат международного права признается его членами. Универсальную правовую систему удалось создать за счет того, что на Европейском континенте правовые традиции имеют определенную общность. В этой правовой системе существуют и обязательное для членов ЕС европейское право, и национальные правовые системы. Для всех членов ЕС обязательными являются решения Суда Европейских сообществ. Они должны рассматривать их в качестве прецедента. Многие принимаемые институтами Европейского Союза решения являются для всех входящих в его состав государств обязательными. Двадцать пять стран Европейского Союза поднимали 29.10.2004 года Договор, согласно которому Европа получила свою Конституцию. Она станет основным законом Европейского Союза после вступления в силу. В Конституции Европы предусматривается избрание президента Европейского Союза, создание существенно «ущемляющих» суверенитет государств-членов институтов. Входящие в Европейский Союз страны будут иметь только не осуществляемые институтами Европейского Союза компетенции. Европейский Союз, таким образом, может постепенно стать конфедерацией или федерацией государств.

В условиях, когда в отношении некоторых стран действует режим санкций (в отношении Российской Федерации в том числе), весьма интересным является вопрос о том, какое соотношение в реализации международных санкций имеют национальное и международное право. Специальных имплементационных требует реализация положений резолюций Совбеза ООН о введении санкционных режимов. Можно условно выделить два уровня реализации режимов санкций: внутригосударственный и международный[7].

Международные правовые основы имплементации странами резолюций Совета Безопасности вытекают из положений Устава ООН и общих норм международного права.

Для режимов санкций Совбеза ООН характерной особенностью является то, что международная организация принимает решение о санкциях и их введении, однако осуществляются санкции в итоге непосредственно странами-участниками. Но при этом по юридической природе международные санкции отличаются от контрмер тем, что они являются централизованными принудительными мерами, на применение которых правовой титул дает международная организация. Именно от ее имени они осуществляются.

Национальная правовая имплементация норм о режимах санкций предполагает изменение соответствующих международных правовых норм. Речь идет прежде всего об издании внутригосударственных правовых актов компетентными органами государства, последующее принятие мер и распоряжений гражданами, юридическими лицами, органами управления государства, которые должны обеспечить воздействие санкций на их адресатов.

Не входящее в международную организацию государство, согласно общему правилу, постановлениями, которые принимает эта организация, связано быть не может. Но при этом введение санкций для восстановления или поддержания международной безопасности и мира Советом Безопасности на основании главы седьмой Устава ООН не являющееся членом ООН государство обязано, как минимум, не оказывать поддержки правонарушителю, если оно не участвует в осуществлении против него режима санкций. Если происходит иное, это расценивается как отказ государства сообразовать с решением Совета Безопасности свое поведение для обеспечения особо значимой императивной нормы. Международные санкции могут быть применены против данного государства, так как это равнозначно отказу и несоблюдению этой нормы.

Тенденцией в реализации принимаемых Совбезом резолюций в последние годы стало участие всех государств в осуществлении режима санкций, особенно если речь идет о терроризме, то есть глобальной угрозе международной безопасности и миру.

Вопросы участия в введенных Совбезом ООН санкционных режимах в РФ решает Президент страны, так как это относится к его компетенции. В статье 13 ФЗ №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 18.12.2003 года указывается, что в соответствии с федеральными законами и Конституцией в России Президент устанавливает ограничения и запреты на внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, услугами и товарами с целью участия страны в международных санкциях.

Согласно пункту 3 статьи 6 ФЗ №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами от 19.07.1998 года[8] ограничен или запрещен ввоз военной продукции в отдельные государства может быть для обеспечения выполнения решений Совбеза ООН о мерах по восстановлению или поддержанию международной безопасности и мира, защиты национальных интересов РФ.

Положение о порядке введения эмбарго на передачу технологий двойного и военного назначения, поставку оборудования, материалов, сырья, военной техники и вооружения, а также оказание военно-технических услуг предписывает порядок введения таких ограничений. Президент утвердил его своим Указом №235 от 18.02.1993 года.

Необходимо рассмотреть важный вопрос: прекращается или приостанавливается действие договоров с объектом, в отношении которого введен санционный режим? Руководствоваться нужно в этом случае статьей 103 Устава ООН, в которой прописано преимущественная сила обязательство по Уставу перед установленными по любому договору обязательствами. Совет Безопасности принимает решение о введении санкций международного уровня на основании статей 41 и 42 Устава. Соответственно этим статьям, применение введенных мер от членов Организации Совет может потребовать. Все члены Организации, согласно статьи 25 Устава, соглашаются выполнять решения Совбеза и подчиняться им. Соответственно, принятое согласно главе седьмой Устава ООН решение Совбеза должно рассматриваться как исключающее противоправность нарушения или невыполнения договора обстоятельство.

В заключении следует указать особую значимость осуществления вводимых Совбезом ООН режимов санкций на национальном уровне. От надлежащего выполнения решений о введении санкций зависит их эффективность. При осуществлении решений действия субъектов международного права должны быть согласованными и добросовестными.

Также необходимо подчеркнуть, что в современных отношениях между странами суверенитет государства ограничивается правом не только международным, но и региональных организаций. В союзы стран постепенно превращаются некоторые такие организации. Помимо национального права на их территории также действуют и международное и региональное права. Суверенные права государств, входящих в такие союзы, могут быть ограничены в значительной степени. Безболезненным процесс ограничения суверенитета государства не является. отклонение в ряде входящих в состав Европейского Союза на референдуме Конституции ЕС является одним из доказательств сложности процесса. Некоторые члены ЕС, с одной стороны, призывают к передаче национальным органам больших прав, дальнейшему углублению интеграции. Но при этом с другой стороны раздаются призывы к возвращению государствам ЕС некоторых суверенных полномочий и децентрализации. Неизбежной противоречивость в таком процессе является по причине того, что перед международным сообществом стоят очень сложные задачи. Только путем разумного сочетания интересов международного сообщества, государства и личности в развивающемуся мире можно создать достойный цивилизации двадцать первого века правопорядок.

Скачать текст в WORD


[1] См.: Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. — М., 1963.

[2] Карташкин В.А. Соотношение принципов уважения прав человека и государственного суверенитета // Юрист-международник. — 2006. — №1 — С.54.

[3] Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII — XIX вв. М.: Госюриздат, 1957. С. 255.

[4] Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2007. С. 4.

[5] См.: Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. 2004. №6. С. 3 — 17

[6] Лукашук И. Глобализация, Государство, Право, XXI век. М., 2006. С. 140.

[7] См., также: Кешнер М.В. Соотношение международного и национального права в вопросах реализации международных санкций // Российский юридический журнал. — 2014. — №1. — С. 192.

[8] См.: Федеральный закон от 19 июля 1998 г. №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»: в ред. от 21.07.2014// Собрание законодательства РФ. — 27.07.1998. -№30. — Ст. 3610; Собрание законодательства РФ. — 28.07.2014. — №30 (Часть I). — Ст. 4260.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *