Сущность процесса развития творческого потенциала будущих управленцев

Процесс развития творческого потенциала и нестандартного мышления в учебном процессе может эффективно исполняться, если учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется проблемными, эвристическими, игровыми, исследовательскими методами и приемами. При этом существенным представляется дать обучающимся возможность показать себя, показать собственную эрудицию, творчески подходить к решению поставленных задач. Немаловажную роль на занятиях играет переключение внимания учащихся на свою личность, на постижение самого себя, на нахождение тех особенностей, которые будут тормозить или помогать процесс личностного самосовершенствования.

Большинству студентов следует интенсивно работать над формированием у себя таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, направленность на достижение цели, потребность повышения компетентности. Полученный опыт учебно-творческой деятельности поможет личности решать жизненные и профессиональные задачи, предвидеть и предупреждать неудачи и ошибки, тем самым обеспечит эффективность любого вида деятельности [24].

Творчество оригинально в главном: оно антипод подражанию, копированию, деятельности по шаблону, по готовому образцу, по правилу, по алгоритму. Эту особенность творчества подчеркивают и зарубежные исследователи. Например, А. Ньюэлл, Дж.С. Шоу, Г. А. Саймон определяют творчество как вид деятельности по решению специальных задач, который характеризуется новизной, нетрадиционностью, причем имеются в виду любые психологически трудные творческие задачи практического, научного или художественного типа.

Эти же ученые рассматривают в своих учениях процессуальную сторону творчества, они считают, что творческим является процесс, который соответствует одному из перечисленных условий [17]:

  1. Продукт мыслительной деятельности должен обладать новизной и ценностью.
  2. Мыслительный процесс также отличается новизной в том смысле, что требует преобразования или отказа от ранее принятых идей.
  3. Мыслительный процесс характеризуется наличием сильной мотивации и устойчивости, протекая либо в течение значительного периода времени (постепенно или с перерывами), либо с большой интенсивностью.
  4. Проблема, поставленная первоначально, смутна и плохо определена, так что требуется ее переформулирование.

Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е. С. Громов и В. А. Маляко называют семь признаков креативности:

— оригинальность;

— эвристичность;

— фантазию, активность;

— концентрированность;

— четкость;

— чувствительность.

Ряд ученых (В. И. Андреев, М. И. Махмутов, В. П. Ушачев) рассматривают творчество как вид человеческой деятельности, для которой характерно[4]:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности;

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств-знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата.

Специфику процесса развития творческого потенциала, по мнению А. Т. Шумилина и М. И. Махмутова, раскрывают следующие два его признака [15]:

1) преобразование явлений, вещей, процессов действительности или их образов, наглядно-чувственных или мыслительных;

2) новизна, оригинальность. Имеется в виду новизна продуктов деятельности, необычайность приемов или средств, применяемых в деятельности.

Развития у студентов творческих способностей, креативного мышления на современном этапе приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность.

Выделим условия стимуляции саморазвития (познавательной потребности), как основы развития творческого потенциала будущих управленцев в контексте их творческих способностей [3]:

создание у студента высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах;

создание соответствующего психологического климата на занятиях (и в семье): доброжелательных взаимоотношений, положительных эмоций;

соблюдение «права на ошибку»;

учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого студента свой «портфель» достижений);

переход к учету динамики успехов каждого, т. е. сравнение новых успехов с прошлыми успехами того же студента, а не сравнение друг с другом;

оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы, как в урочной, так и во внеучебной деятельности.

Развитие творческого потенциала будущих управленцев в учебном процессе возможно при создании на занятиях:

ситуаций психологического единства;

нестандартного подхода к решению учебных задач;

возможности самовыражения творческих способностей;

условий для проявления самостоятельности и творческой активности студентов в проблемных учебных ситуациях;

скрытого управления инициативой студентов со стороны преподавателей.

Соблюдение условий, стимулирующих формирование творческого потенциала будущих специалистов в учебном процессе, предопределяет и новые подходы к организации обучения; создание развивающей, образовательно-воспитательной среды в учреждениях.

Развитию творческих способностей содействуют эвристические методы учебно-познавательной деятельности. Их определяют как систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанных с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности студентов в решении творческих задач. Широко распространены такие, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики.

Существуют простые методы, чтобы сконцентрировать свое внимание и активизировать творческий потенциал, необходимых для будущих управленцев. Огромное количество возникающих нестандартных проблем и постоянное стремление человека к инновациям объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления:

– метод мозгового штурма;

– ТРИЗ (теория решения изобретательских задач);

– метод синектики;

– морфологический метод.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Мозговая атака была предложена А. Осборном в конце 30-х годов ХХ века как метод, направленный на активизацию творческой мысли. Для этого применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека с целью повышения уверенности в себе и проявляющие на этой основе механизмы творческого акта. По мнению А. Осборна, стимулирование творческой активности достигается посредством четырех правил:

  1. Исключается критика, что позволяет высказывать любую мысль без боязни признания ее плохой;
  2. Поощряется необузданное ассоциирование: чем более невероятной покажется идея, тем лучше;
  3. Количество предложенных идей должно быть как можно большим;
  4. Разрешается улучшать идеи, комбинируя и видоизменяя их.

Методика использования данного метода такова:

1 этап – распределение по группам (по 7-8 человек, психологически совместимых);

2 этап – выделение группы анализа проблемной ситуации, формулировка задачи;

3 этап – генерирование идей по правилам «мозговой атаки»;

4 этап – отбор, систематизация и классификация идей;

5 этап – деструктирование идей, т. е. оценка идей в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» здесь имеет целью всесторонне рассмотреть возможные препятствия по реализации выдвинутых идей.

6 этап – окончательный выбор идей.

Метод коллективного поиска оригинальных идей требует соблюдения следующих педагогических принципов: сотворчества, доверия творческим силам и способностям учащихся; оптимальное сочетание интуитивного и логического.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы «включения» фантазии, для лучшего использования «чисто человеческого» потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать «безумные» предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение «специалистов». Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно необычное, новое, креативное, что могло бы «пройти мимо» из-за своей непривычности.

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ – область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач [6].

Цель ТРИЗ – выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем.

Основные функции ТРИЗ:

  1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
  2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
  3. Развитие качеств творческой личности.

Вспомогательные функции ТРИЗ:

  1. Решение научных и исследовательских задач.
  2. Выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии.
  3. Выявление причин брака и аварийных ситуаций.
  4. Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.
  5. Объективная оценка решений.
  6. Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки.
  7. Развитие творческого воображения и мышления.
  8. Развитие творческих коллективов.

Современная ТРИЗ включает в себя несколько школ, развивающих классическую ТРИЗ и добавляющих новые разделы, отсутствующие в классике. Глубоко проработанное техническое ядро ТРИЗ остается практически неизменным, и деятельность современных школ направлена в основном на переосмысление, реструктурирование и продвижение ТРИЗ, то есть имеет больше философский и рекламный, чем технический, характер. ТРИЗ активно применяется в области рекламы, бизнеса, искусства, раннего развития детей и так далее, хотя изначально был рассчитан на техническое творчество.

Классическая ТРИЗ является общетехнической версией. Для практического использования в технике необходимо иметь множество специализированных версий ТРИЗ, отличающихся между собой номенклатурой и содержанием информационных фондов. Некоторые крупные корпорации применяют элементы ТРИЗ, адаптированные к своим областям деятельности.

Синектика (англ. Synectics – «совмещение разнородных элементов») – методика исследования, организованная на социально-психологической мотивации общественной интеллектуальной деятельности.

Термин «синектика» означает соединение в процессе поиска решения проблемы неоднородных, временами даже несовместимых элементов. Многие соотносят его с методом мозгового штурма, но между ними есть принципиальные различия. Во-первых, в синектике приветствуется критика, а во-вторых, энергично применяются разного рода аналогии и сравнения. В процессе решения установленной задачи участие принимает группа людей (синектиков), а обсуждение состоит из четырех главных этапов:

Прямые аналогии. Они зачастую располагаются в разных системах (даже в биологической), которые решают схожие с установленной задачи.

Субъективные (личные) аналогии.

Символические аналогии. Тут могут применяться аллегории, метафоры, сравнения, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого. К примеру, острая проблема, стальное решение, пространство вариантов и т. п.

Фантастические аналогии. На данном этапе необходимо представлять вещи такими, какими они быть не могут по определению.

Показателем творческого развития является креативность. Креативность с точки зрения психологии. По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов [6].

На сегодняшний день описание метода синектики и его этапов значительно упрощены для понимания и все это кажется простым в применении. Однако в действительности использовать синектический метод довольно сложно. К тому же, для эффективного его использования обучение групп синектиков должно продолжаться как минимум на протяжении года.

В том случае, если к синектическому методу решит прибегнуть бизнесмен или руководитель крупной организации, то ему потребуется найти синектиков-специалистов, которые смогут обучить персонал всем особенностям и нюансам методики. Но любой обычный человек в процессе поиска решения проблем или творческих задач может просто применять аналогии, которые являются неотъемлемой и наиболее важной частью синектического подхода.

Основная идея морфологического метода – систематически находить наибольшее число, а в пределе все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах.

Таким образом, различные характеристики творческого потенциала личности: потребность и умение творчески мыслить, быстро ориентироваться в нестандартных учебных ситуациях, видеть проблему и способы ее решения, самостоятельность и творческая активность успешно формируются при рациональной организации учебного процесса и использовании инновационных технологий обучения студентов — будущих управленцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *