СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

На современном этапе развития образования в Российской Федерации одним из приоритетных направлений модернизации является поиск механизмов управления муниципальной системой образования, соответствующих целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивающих рост благосостояния страны и способствующих формированию мотивации у управленческих и педагогических кадров к инновационному мышлению и поведению.

Муниципальная служба  – это профессиональная деятельность, осуществляемая на должностях муниципальной службы, которые замещаются путем заключения трудового договора (контракта), на постоянной основе [8, с. 6].

Федеральное законодательство определяет к компетенции субъектов РФ принятие законов, которые регулируют муниципальную службу, с учетом специфики территориального сообщества.

Изучая понятие муниципальная система нами,  выделены следующие: Н.И. Роговцева [49, с.23], определяет  муниципальную  систему образования, как совокупность: разноуровневых вариантов образовательных программ, составленных с учетом научно-культурных особенностей и исторических традиций города; муниципальных образовательных стандартов, обеспечивающих их выполнение; сбалансированной сети реализующих их образовательных учреждений, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения в разнообразных образовательных услугах на основе их склонностей и способностей; системы административных и государственно-общественных органов управления, обеспечивающих функционирование и развитие образования с учетом реальных ресурсных возможностей города.

Согласно определению И.И. Проданова [35, с.9], муниципальная образовательная система – это совокупность учебно-воспитательных учреждений данного географического района, созданная с учетом социально-экономической структуры региона, его традиций и особенностей и направленная на удовлетворение потребностей населения в разных видах образования с учетом гуманистических ценностей и культурной самобытности каждого человека.

Разнообразие трактовок  данного  понятия «управление образованием» отражают многообразие методологических подходов к управлению образованием. Среди таких подходов, следует выделить [34, с. 12]:

системный подход ((Ю.А. Конаржевский, Г. Кунц, К.Б. Малышев, П.И. Третьяков, В.С. Татьянченко, К.М. Ушаков  и др.);

проблемно-функциональный подход (Н.А. Рогачева, П.И. Третьяков);

— программно-целевой подход (М.М. Поташник, А.М. Моисеев, М.С Васильева и др.);

ситуационный подход (Б.С. Гершунский, П.И. Третьяков, Г. Кунц и С. О. Доннел , Н.В. Кухарев и др.);

функциональный подход (В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.);

психологический (человекоцентристский) подход (Ю.А. Конаржевский, Н.В. Немова, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, О.Н. Шатух)

рефлексивный подход (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.);

оптимизационный подход (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.);

мотивационный подход (П.И. Третьяков, Р.Х. Шакуров и др.);

исследовательский подход (Т.И. Шамова и др.).

Анализ научной литературы показал, что каждый из названных подходов в процессе становления теории управления играл свою роль и принес определенную пользу для понимания сути функционирования и развития муниципальной системы образования. В то же время, все они не совсем удовлетворяют современных исследователей теории управления образованием. Каждый из этих подходов имеет определенные ограничения, не позволяющие целостно и всесторонне изучать управление развитием муниципальной системы образования [33, с. 11].

Итак, рассмотрев ряд методологических подходов: проблемно-функциональный, системный, программно-целевой, рефлексивный и другие выше обозначенные,  пришли к выводу, что все они имеют в условиях управления муниципальной системой образования как преимущества, так и существенные ограничения, поэтому целесообразно, методологические подходы рассматривать в совокупности, когда каждый из подходов дополняет друг друга.

В качестве основы построения управления развитием муниципальной системой образования системами функции управления. В современных научных источниках по управлению образованием существует множество классификаций, описывающих управленческие функции.

Понятия «функция управления», данное П.И. Третьяковым, это вид деятельности, направленный на обоснование определенной совокупности характеристик цели, способов, средств, воздействий и обеспечение их реализации через план развития субъекта (объекта) управления [48, с. 52].

В социальном управлении известны общие функции, присущие любому субъекту управления: информационное обеспечение системы, аналитическая деятельность, целеполагание, принятие управленческого решения, прогнозирование и планирование, организаторская деятельность, координация, регулирование и корригирование, стимулирование, учет и контроль.

Функции развития имеют большее влияние на эффективность системы, особенно в периоды изменений в системах более высокого уровня по отношению к данной организационной системе: общественно-политической, социально-экономической, научном прогрессе, смене общественных парадигм. В эти периоды потребность в функциях развития значительно растет во всех организационных системах, в том числе и в образовательной.

«Управление развитием» муниципального образования — это целенаправленный процесс управления социально-экономической системой муниципального образования обеспечивающий устойчивость связей, элементов и структуры системы в целом в направлениях роста уровня качества жизни населения в рамках баланса с окружающей средой (М.А. Кувшинов) [29, с.112].

В современных педагогических исследованиях рассмотрены основные характерные признаки муниципальной системы [26, с. 95]:

синергичность — максимальный эффект деятельности системы достигается только в случае максимальной эффективности совместного функционирования её элементов для достижения общей цели;

целенаправленность — наличие у системы цели (целей) и приоритет целей системы перед целями её элементов, альтернативность путей функционирования и развития (организация или самоорганизация);

структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними, а также вариативность (вследствие чего одна образовательная система может отличаться от другой);

— ориентация на определенные социальные функции, которые будут иметь отличия не только в разных общественных условиях города и села, сверхкрупного и среднего города, мегаполиса, но и в различных образовательных учреждениях;

— наличие обучающихся, состав которых в разных образовательных системах весьма различен.

Итак,  для принятия правильного управленческого решения необходимо хорошо знать иерархию построения сложных систем, функций и этапы управления, уметь расчленять систему на части, блоки, подсистемы и структурообразующие элементы, учитывать взаимосвязи всех ее подструктур, явлений, процессов. Исходя из специфических особенностей муниципальной системы образования как объекта управления, определяем последовательный функциональный состав управления муниципальной системой образования:

1) сбор, анализ и обработка информации; целеполагание;

3) разработка программы развития, выработка решения, программы действий;

4) организация деятельности;

5) контроль за деятельностью и ее результатом;

6) регулирование и координация деятельности;

7) анализ и оценка результатов.

Определение вопросов местного значения муниципальных образований и

основные подходы к установлению соответствующих полномочий органов местного самоуправления осуществляется в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6, с.5]. В соответствии с данным Федеральным законом устанавливаются основные принципы осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Реализация отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления может рассматриваться в результате делегирования им данных полномочий федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, или в результате добровольного участия органов местного самоуправления в осуществлении отдельных государственных полномочий.

Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет вопросы местного значения применительно к различным видам муниципальных образований – поселений,

муниципальных районов, городских округов, а также устанавливает подходы к

регулированию вопросов местного значения внутригородских муниципальных

образований городов федерального значения.

Отраслевые федеральные законы, определяющие полномочия органов местного самоуправления в различных сферах государственного и муниципального управления (включая сферу образования), также должны отвечать требованиям, предусмотренным Федеральным законом № 131-ФЗ. Органы местного самоуправления не всегда могут иметь полное представление об общих пропорциях, о структуре управления системой образования в целом, о тенденциях и закономерностях его развития. Четкое разграничение полномочий способствует: во — первых, исключению пересечения компетенции, дублирования полномочий органов власти разных территориальных уровней (Российская Федерации, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), сокращению сроков и более эффективному принятию решения; во — вторых – распределению объемов ответственности и ресурсов в рамках существующей трехуровневой структуры управления образованием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *