Сущность малого предпринимательства, классификация, значение для государства

🙂

Скачать текст в WORD

Предпринимательство это основа капиталистического уклада общества развитых стран. Существует несколько подходов к данному определению. Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности. [28, с.12]

Другими словами предпринимательская деятельность — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. [38, с.256]

Наиболее полным на наш взгляд определением является следующее: Предпринимательство — инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цели приумножения собственности и повышения имиджа, статуса предпринимателя. [37, с.315]

Особенным видом предпринимательства является малое предпринимательство, осуществляемое на малых организациях. Малое предприятие — небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. [27, с.33]

Несмотря на то, что вклад каждой такой организации в общий валовой продукт часто ничтожно мал, за счёт того, что количество малых предприятий исчисляется сотнями тысяч, общий вклад таких организаций может быть весьма существенным. [8, с. 450]

Также интересна доля в районе 45-48% средней численности внешних совместителей малых предприятий в общероссийской. Это говорит о том, что малые предприятия являются привлекательными для соискателей дополнительного заработка.

Ученые трактуют малое предпринимательство как интеллектуальную деятельность собственника предпринимательских способностей, основанную на личном интересе и направленную на создание и развитие предприятия, небольшого по масштабу, на основе использования его личных факторов и предоставления недостающих факторов производства их собственниками предпринимателю при безубыточности хозяйствования. [40,78]

В разных странах критерии отнесения к данному типу организаций рознятся, но среди них можно выделить общие:

Число работников;

Величина годового оборота и выручки;

И дополнительные (отличающиеся для разных стран):

Балансовая стоимость активов;

Непринадлежность к зарубежным агентам, крупному капиталу и транснациональным компаниям;

Ограничения по виду деятельности компаний. [41]

В РФ отнесение к малым формам хозяйствования определяется согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем подробно описан список организаций, относимых к субъектам малого предпринимательства в нашей стране. Определены основные государственные, социальные, численные и экономические требования, предъявляемые к малым и средним предприятиям.

Во-первых, в законе отмечена высокая роль независимости предприятий от государства, муниципалитетов, иностранных агентов, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также от других предприятий, не отнесенных к малым или средним. Исключение для данного правила составляют компании, занимающиеся практическим применением результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям таких хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям, учреждениям высшего образования, а также организациям, включенным в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Во-вторых, установленные ограничения средней численности работников за предшествующий календарный год составляют от ста до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий; и менее ста человек включительно для малых предприятий. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек.

И наконец, в-третьих, согласно Постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год для малых предприятий не должна превышать 400 млн. рублей; для средних 1 млрд. рублей, для микропредприятий 60 млн. рублей.

Организация относится к определенному виду предпринимательства при соблюдении всех трех условий. [4]

Малые предприятия являются особенными игроками рынка. Небольшое количество вовлеченных в производство сотрудников, ограниченный масштаб организации и единство права собственности и управления определяют её особенности:

Возникновение личных связей между работниками, в т.ч. между начальником и подчиненными;

Малый объём сбыта продукции и закупки ресурсов;

Решающая роль собственника в жизни организации, передача права собственности-управления по наследству.

Эти отличия порождают преимущества и недостатки малых предприятий. [47]

Малый размер коллектива может способствовать созданию по-настоящему сплочённой команды профессионалов, которая будет нацелена на результат, так как каждый работник видит, чем занимаются другие и, считая свою работу важной и хорошо сделанной, подстегивает коллег к качественному и своевременному выполнению своих обязанностей. Близость коллектива к начальству позволяет быстро решать текущие проблемы и вносить свои предложения касательно деятельности организации. Для хозяина бизнеса также очевидны плюсы – это легкость контроля над деятельностью сотрудников и более широкие возможности для нематериальной мотивации. [34, с.111-113]

Установление неформальных связей в небольшом коллективе может привести и к неблагоприятным последствиям. Часто встречаются две негативные ситуации, когда плохого работника ценят за его личные качества и выгораживают его недочеты, и противоположная, когда профессиональному, но не привлекательному или конфликтному сотруднику не дают развиваться. В малом коллективе возможно развитие сплетен. [24, с.177]

Единство права собственности и управления позволяет малому предприятию оперативно перестраиваться вслед за желаниями рынка благодаря скорости принятия и исполнения управленческих решений. Опасность для организации в данном контексте представляют слабости руководителя, его возможная некомпетентность, черты характера и привязанности. Тот факт, что компания напрямую зависит от жизни хозяина, ставит её в опасное положение. Нередки случаи, когда болезнь, смерть руководителя или нежелание наследников продолжать дело, приводит успешную компанию к краху. [18, с.208]

Явный плюс малых предприятий в том, что они не требуют больших стартовых инвестиций. Этот же факт является и негативным, потому что вследствие слабости финансирования организация не может рассчитывать на приобретение передового высокопроизводительного оборудования и наем высококвалифицированных кадров. Исходя из последнего, малые предприятия зачастую отличаются кустарным производством и низким качеством обслуживания. [10, с. 332]

Небольшие объемы реализации продукции и закупки сырья малых предприятий по сравнению с общеотраслевыми не позволяют небольшим организациям влиять на цены и диктовать свои условия на данных рынках. Это благоприятно для развития конкурентной среды, но не всегда хорошо для конечного покупателя, так как малое предприятие не может рассчитывать на скидки за объём от поставщиков, что повышает издержки, а, следовательно, и отпускную цену. [13, с.419]

Благодаря малому размеру сбыта у малых компаний появляется возможность подстраиваться под желания клиента и работать под заказ. Минусом в данном разрезе является невозможность брать на себя крупные и ответственные заказы, требующие срочного выполнения.

Перед малыми предприятиями не редко встает вопрос выживаемости, поэтому их отличает привязанность к высокорентабельным видам экономической деятельности с высокой оборачиваемостью капитала. [14, с.115] Негативная сторона данного тезиса проявляется в том, что в сверхвостребованных, прибыльных, быстрорастущих областях и на новых рынках (пластиковые окна, интернет-магазины, такси, доставка фаст-фуда) возникает ситуация перенасыщения, а в низкорентабельных, стабильных, но необходимых направлениях деятельности, например, продажа шнурков или перевод текстов с латыни отсутствие предложения.

Стоит отметить, что небольшая доля рынка таких компаний при большой конкуренции, в том числе со стороны крупных игроков, заставляет их искать конкурентные преимущества — повышать качество и доступность товаров и сервиса, снижать цену, находить новые пути реализации, представления продукции и наконец, разрабатывать новые продукты и развивать свежие, перспективные идеи бизнеса. [31, с.385]

Помимо экономической составляющей велико также социальное значение малого бизнеса для государства. Малые компании зачастую становятся местом работы для слабозащищенных слоев населения (инвалидов, беженцев), а так же становятся обучающим полигоном для молодых специалистов без опыта работы. [36, с.82]

Государство высоко ценит данный тип предпринимательства и оказывает ему поддержку исходя из того, что малые компании являются источником налоговых поступлений, пополняя местный и федеральный бюджеты, создают рабочие места, увеличивая совокупный доход населения, и создают конкуренцию на своих рынках, позволяя интенсивно развиваться экономике. [44]

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *