Сущность конкурентоспособности предприятия

В условиях сильной конкуренции любой хозяйствующий субъект для нормального функционирования и оценки своих перспектив на будущее должен знать свою конкурентоспособность. Располагая информацией о конкурентных позициях, предприятия получают возможность определить свои преимущества и узкие места, выбрать правильную стратегию развития и тактику поведения, адекватную реалиям рыночных процессов. Разберемся, что же означает термин уровень конкурентоспособности организации?

Конкурентоспособность предприятия — это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филип Котлер. Организация должна выдерживать натиск со стороны конкурентов, используя свои сильные стороны, концентрируя все свои усилия в той области производства, где она может занять лидирующие позиции на внутренних и внешних рынках.

Конкурентоспособность является экономической характеристикой, определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка. Действия этого механизма как экономического рычага заставляют производителей постоянно заниматься повышением качества и конкурентоспособности своих товаров и услуг. Реализация этой задачи требует проведения необходимых изменений в производственной деятельности предприятия для формирования конкурентных преимуществ, обеспечивающих ему сохранение и укрепление рыночной позиции в длительной перспективе. При этом рынок объективно и строго оценивает усилия всех производителей в этом направлении. Это нашло отражение в том, что конкурентоспособность стала главным показателем успеха предприятия на рынке.

Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности организация должна постоянно работать над оптимизацией качества, затрат по его обеспечению и цен реализации, добиваясь преимущества по этим показателям перед основными конкурентами и оценивая результаты своей деятельности с позиций потребителя, так как его мнение решающее. Отказ потребителя в пользу конкурента указывает на низкую конкурентоспособность.

Следовательно, конкуренция обеспечивает стимулирование производства, способствует максимальному удовлетворению потребностей. Она отбирает наиболее эффективные организации, заставляя постоянно осуществлять экономию ресурсов, снижать цену. “Невидимая рука рынка”, так основоположник экономической науки Адам Смит назвал конкуренцию. Она позволяет потребителям выбрать из огромного выбора продукции именно тот товар, который, по их мнению, будет максимально удовлетворять критерию цена-качество; фирмам выбрать из числа поставщиков того, кто будет обеспечивать бесперебойные поставки по умеренной цене.

Именно поэтому, чтобы компаниям оставаться на плаву и быть в тренде современного динамичного рынка, необходимо проводить оценку конкурентоспособности. Это позволит вовремя выявлять и устранять недостатки, совершенствовать свой научно-технический уровень, поддерживать свои конкурентные преимущества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *