Анализируя младший школьный возраст, можно отметить, что данный период является одним из благоприятных для формирования нравственных установок у детей, развития мировоззрения, обогащения социального опыта. В рамках данного процесса особое внимание следует уделять чтению, которое позиционируется как одно из мощных средств, направленных на духовное развитие [1].
Опираясь на исторический анализ развития общества, важно акцентировать внимание на том, что чтение на каждом из этапов играет важную роль в контексте развития не только общества, но и каждой отдельной личности.
На сегодняшний день чтение проникло во все сферы жизнедеятельности общества и человека. Современное общество, в силу внедрения новых технологий, обогащения огромным количеством информации, требует от человека приобщение к чтению, а также повышение уровня чтения.
По мнению А.В. Смахтиной, чтение является не только видом речевой и эстетической деятельности, но и позиционируется как сложный психологический процесс, характеризуемый двумя взаимосвязанными сторонами: технической (движение глаз и речевая деятельность) и мыслительной (восприятие и понимание прочитанного, то есть взаимодействие чувств и мыслей читателя) [32].
Автор указывает на то, что чтение относится к одному из редких феноменов культуры, способствующим реализации процесса передачи культурных качеств современным читателям. Именно чтение способствует осознанию обществом необходимости сохранять и преумножать культурные традиции, а также знакомиться с разнообразными видами культур и субкультур.
В процессе чтения книги способствуют передачи определенных фактов действительности, обогащают жизненный опыт читающего, демонстрируют новые образы, чувства, что в целом содействует реализации процесса интеграции в обществе [27].
Как считает А.В. Смахтина, чтение рассматривается не только как элемент общекультурной деятельности, но и как познавательно-коммуникативная деятельность. Специфика чтения заключается в том, что она позволяет включить субъект чтения в процесс анализа и преобразования текста. С этой позиции чтение можно рассматривать как социологическую единицу, поскольку читательская деятельность выполняет несколько функций:
— на индивидуальном уровне чтение обуславливает полноценное развитие личности. В процессе чтения личность стремится к самореализации и саморазвитию, что отражается на интеллектуальном и эмоциональном становлении;
— на групповом уровне чтение выступает в роли посредника между различными культурами, а также способствует развитию и обогащению культурного наследия [32].
Необходимость в чтении формируется постепенно и связана с эмоциональным и художественно-эстетическим воздействием литературы как вида искусства, с ее эмпатийным потенциалом [40].
В контексте мотивационных особенностей образования читательской деятельности необходимо выделять следующие мотивы:
— социальный – обусловлен необходимостью получения информации;
— личный – связан с необходимостью собственного развития [34].
При анализе феномена чтения необходимо акцентировать внимание на определении «читательская компетентность». В «Национальной программе поддержки и развития чтения» данное понятие рассматривается как «совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях» [23].
По мнению Э.А. Орловой, читательская компетенция тесно связана с понятием «функциональная грамотность», где особое внимание уделяется не технике чтения, а способности индивида читать с целью приобретения новых знаний для реализации процесса обучения и дальнейшего развития [28].
Читательская компетентность в широком смысле рассматривается как один из элементов культурной компетентности, а в более узком контексте, как читательская культура [44].
Исходя из этого, вытекает вывод, что читательская компетентность тесно связана с понятием «культура чтения».
С позиции И.В. Груздевой, читательская компетентность младшего школьника понимается как процесс овладения комплексом читательских знаний, умений и навыков, ценностных отношений учащихся, которые предоставляют возможность ученику сознательно осуществлять поиск книг, отбор информации для решения учебно-познавательных задач и проявляются в сформированности полноценных навыков чтения, понимании текстов разных жанров, осведомленности о ключевых программных произведениях (доступных детям этого возраста), сформированности личностных ценностных суждений о прочитанном [11].
В образовательном стандарте читательская компетенция представляет собой способность к творческому осмыслению литературного произведения.
Читательская компетентность имеет следующую структуру:
1) Личностная готовность к восприятию и анализу прочитанного произведения. Также выделяется способность к применению дополнительных источников, направленных на получение необходимой информации, позволяющей подкрепить полученный опыт анализа. Особое внимание уделяется и наличию мотивации к прочтению произведений, которая подкрепляет умения и навыки работы с книгой.
2) Владение необходимыми приемами работы с текстом, что подразумевает как его понимание и анализа, так и умение передавать полученную информацию, а также обогащать ее.
3) Наличие умения и навыков обработки и систематизации полученной информации [17].
Читательская компетенция определяется как необходимая основа для реализации полноценного процесса обучения учащихся, а также позволяет самим учащимся самореализовываться и принимать непосредственное участие в современной информационной цивилизации.
Процесс развития читательской компетенции также имеет собственную структуру и включает следующие этапы:
1) научить извлекать необходимую информацию из общего объема данных;
2) сформировать умение работать с текстом, применяя необходимые технологии;
3) способствовать развитию культуры чтения, включающей в себя умение не только ориентироваться в потоке информации, но и правильно использовать необходимые источники данных с целью извлечения достоверной и объективной информации, удовлетворяющей цель и задачи поиска [20].
Применение представленной структуры позволяет развивать у учащихся критическое мышление, коммуникативные способности, самостоятельность, целенаправленность, ответственность за свой выбор.
Читательская компетентность, как мы определили, имеет конкретную структуру, при этом все ее компоненты взаимосвязаны, а результатом их взаимодействия являются
— проявление устойчивого интереса к чтению у детей младшего школьного возраста;
— сформированность умений и навыков поиска информации, ее восприятия, анализа, понимания;
— способность применять полученный опыт в реализации собственного литературного опыта;
— высокий уровень творческих и литературных способностей;
— выработка системы ценностей и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к другим людям и к самому себе [11].
Необходимость формирования и развития читательской компетентности связана с тем, что она определяет готовность выпускника начальной школы к реализации полноценного анализа литературного текста и способствует формированию представлений об уровне усвоения литературоведческих терминов в основной школе [19].
Проанализировав понятие «чтение» и «читательская компетентность», необходимо перейти к рассмотрению следующего определения – «читательский интерес».
В рамках педагогической литературы существует значительное множество определений читательского интереса, поэтому необходимо выделить некоторые из них.
Как определяет Е.А. Бугрименко, читательский интерес необходимо рассматривать как познавательный и эстетический интересы [7].
Н.П. Брызглова указывает, что читательский интерес представляет собой избирательно-положительное отношение к чтению художественного произведения, отвечающее духовным потребностям личности [6].
В общем виде читательский интерес представляет собой направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг.
При реализации читательского интереса важно, чтобы читателем проявлялась умственная и эмоциональная активность, что в совокупности позволяет ориентироваться в книжном окружении.
На сегодняшний день в контексте рассмотрения читательского интереса существует ряд проблем, имеющих актуальное значение:
• в связи с распространением и популяризацией массовой коммуникации, чтение книг постепенно заменяется просмотром телепередач и использования сети Интернет;
• увеличение числа семей неблагополучного типа детерминирует снижение воспитательной активности в контексте приобщения детей к чтению;
• в связи с трансформацией читательской активности взрослых происходит изменение процесса приобщения детей к чтению книг, что также сказывается на нарушении систематического и полноценного общения с разнообразными книгами в первые годы обучения [15].
Актуальное значение в современной начальной школе имеет процесс создания тех условий, которые будут благоприятно отражаться на формировании читательского интереса у обучающихся. В связи с этим можно отметить активное применение разнообразных методических техник, приемов, направленных на следующие аспекты:
1. Формирование и дальнейшее развитие устойчивого интереса к книгам и чтению.
2. Совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия младшими школьниками художественного текста.
3. Развитие коммуникативной компетенции у младших школьников через обогащение словарного запаса, основанного на применении литературного языка.
4. Освоение основных нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев [30].
Как отмечает Е, А. Бугрименко, читательский интерес школьников отличается устойчивостью, эпизодичностью, глубиной, избирательностью и содержательностью [7].
Эпизодичность читательского интереса раскрывается в том, что ребенок может обращаться к чтению книг время от времени. Это обусловлено спецификой заинтересованности содержанием произведения, привлекательностью внешнего вида книги, насыщенностью иллюстрационным материалом.
Глубина читательского интереса определяется склонностью ребенка к определенной тематике, жанру или конкретному автору. Здесь же можно определить, что избирательность характеризуется тем, что именно подтолкнуло ребенка выбрать тот или иной жанр, тематику и т.п.
Читательский интерес включает содержательный аспект, в котором различают истинные и ложные интересы. Первые соотносятся с внутренними потребностями читателя, когда читательский интерес диктуется жизненными интересами. Второй только имитирует интересы: читатель не осознает свой истинный интерес [25].
Итак, нами было определено, что чтение представляет собой сложный процесс, определяющий не только получение необходимой информации, но и способствующий передачи накопленного культурного опыта, что в целом оказывает положительное влияние на интеграционный процесс в обществе.
Чтение способствует осуществлению влияние на полноценное развитие личности, поскольку определяет склонность индивида к саморазвитию, а также способствует обогащению его культурного и духовного опыта.
Чтение непосредственно связано с читательской компетентностью, которая, в свою очередь, позиционируется как совокупность знаний и умений, направленных не только на выбор необходимой информации, но и на ее анализ, интерпретацию. Читательская компетентность позволяет индивиду выбирать ту информацию, которая необходима для достижения поставленных целей и задач, при этом индивид учиться отбирать объективную и достоверную информацию, что в целом обогащает опыт творческого осмысления.
Читательский интерес определяется как положительное отношение к прочтению литературы, при этом читательский интерес должен носить избирательный характер, что позволит определять специфику отношения к чтению определенной личности.
Проанализировав понятие «чтение» и «читательский интерес», мы пришли к выводу, что младшие школьники:
1) проявляют познавательные, эмоциональные и волевые свойства личности в процессе чтения;
2) читательские интересы могут иметь эпизодический или устойчивый характер;
3) мотивом чтения (кроме программного материала) является чтение как процесс;
4) для детей разного возраста характерны различные детерминанты чтения;
В общем, чтение оказывает положительное влияние на процесс становления младших школьников, позволяя не только формировать основные социально-психологические особенности, но и способствует интеллектуальному развитию и обогащению, что определяет дальнейший процесс развития.
За последнее время современная российская система образования претерпела значительные изменения. В контексте положительных последствий определяется тенденция увеличения числа новых школ, авторских программ. Но выделяются и негативные последствия, а именно — отсутствует единый вектор направленности образовательного процесса. В связи с этим понижается уровень читаемости. По данным World Culture Score Index, Россия уже несколько лет не поднимается выше седьмой строчки, уступая Индии, Китаю, Филиппинам, Египту, Чехии [31].
Как отмечает О.В. Пастюк, в рамках современного образовательного процесса наблюдается смена модели чтения. Прежняя модель позиционировалась как литературоцентрическая, она была направлена на повышение статуса книг, чтения, поэтому в тот период общество было «читающим». Об этом свидетельствовало наличие домашних библиотек, частое посещение общественных библиотек и литературных вечеров [29].
На сегодняшний день наблюдается следующая тенденция:
1) увеличение числа нечитающих;
2) утрачивается ценность книг и литературной культуры;
3) значительно уменьшается тяга к чтению в связи с развитием инновационных технологий и сети Интернет;
4) трансформируется специфика поиска информации, что детерминировано распространением мобильных телефонов и персональных компьютеров [41].
Чтение книг уходит на второй план также по причине развития медиа-досуга. Дети все больше интересуются чтением постов, твитов, а также комментариев. Это занимает большую часть свободного времени, поэтому чтение не входит в категории актуальных занятий.
В связи с этим формируется тенденция восприятия исключительного короткого текста, а также появляется быстрая утомляемость при чтении длинных текстов. Все больший интерес набирает просмотр картинок, которые заменяют текст, поэтому в современном обществе наблюдается проявление минимальных усилий по поиску информации, ее анализу [40].
Тенденция снижения актуальности чтения книг наблюдается не только в России. Исследования, проведенные в США, показали, что наблюдается тенденция снижения читательской активности, что приводит к следующим последствиям:
— чтение теряет свою популярность в основном среди молодого поколения и не вызывает больше интереса;
— показатели уровня чтения снизились практически по всем характеристикам;
—окончание обучения не гарантирует проявление интереса к чтению, поэтому учеба выступает сдерживающим фактором удержания читательской активности;
— распространяется тенденция «эрозии» читательских навыков особенно у молодежи [42].
Проблема чтения книг также может быть представлена на примере Финляндии. По исследованиям PISA читательская грамотность детей, формируемая в школе, после ее окончания не развивается далее, что связано с социальным и культурным статусом семей. В силу этого были разработаны направления работы по повышению читательской активности детей:
1) поддержка читательской активности семей;
2) расширение качественных образовательных ресурсов в рамках дошкольного и школьного обучения;
3) учет читательских интересов детей;
4) реализация дополнительной помощи детям, имеющим проблемы в процессе обучения чтению;
5) формирование образовательной среды, позволяющей развивать веру в свои силы и возможности и уверенность в своих способностях овладеть навыками чтения [13].
На сегодняшний день трансформация читательского интереса связана также с тем, что родители сами заменяют детям традиционные источники чтения (книги) электронными носителями, аудио – визуальными источниками информации, что в целом негативно отражается на читательском интересе детей младшего школьного возраста.
Примерно 30% родителей сами не отдают должного внимания чтению книг, при этом не считают, что книги положительно влияют на духовное и нравственное развитие детей.
По мнению О.Я. Гусаковой, в современном мире явно наблюдается тенденция снижения статуса чтения. Анализ мотивации чтения книг свидетельствует о том, что желание читать детерминировано необходимостью поиска нужной информации и решением конкретных задач. Вторым мотивом для чтения является желание отдохнуть, развлекательный мотив [13].
Посещение общественных библиотек связано с традициями семейного воспитания. Если родители имеют положительное отношение к чтению, постоянно сами используют литературу для саморазвития, расширяют домашнюю библиотеку, то в целом это способствует формированию положительного мотивационного интереса у детей к прочтению книг.
Можно отметить, что в современном обществе чтение книг имеет больше сопроводительный характер. Люди чаще всего читают книги в общественном транспорте, во время путешествия [9].
Потребность в чтении является одной из важных духовных потребностей, которая связана с уровнем интеллектуального, духовного и эмоционального развития личности. Книга объединяет в себе целую гамму культур: культуру общества, технологии, дизайна, производства, культуру автора, редактора, художника, читателя и т.д., а главное — культуру слова, благодаря чему книге обеспечена вечная тайна, вечная жизнь, и это делает книгу — уникальным предметом материальной культуры [4].
Анализ проблемы кризиса чтения позволили определить ряд факторов, способствующих формированию второстепенного отношения к чтению:
— внедрение экранной культуры, развитие телевидения. В совокупности это влияет на снижение читаемости, а также способствует понижению уровня грамотности младших школьников;
— просмотр поверхностных программ, фильмов, способствующих развитию желания не читать литературу, а просматривать экранные образы;
— увеличение числа низкопробной литературы, к которой можно отнести ужасы, комиксы, фэнтези. Они приводят к «засорению» читательского интереса детей и отучают их приобщаться к лучшим произведениям отечественной и мировой литературы [23].
Также обратим внимание, что на формирование заинтересованности к чтению влияют различные факторы, поэтому важно учитывать следующие моменты:
1) поднимать престиж чтения не только среди детей, но и в обществе в целом. На сегодняшний день наблюдается тот факт, что общество обеспокоено снижением читательской активности людей, поэтому важно разрабатывать программы по внедрению тех факторов, которые будут способствовать повышению читательского интереса;
2) важно актуализировать семейное чтение. Это связано с тем, что семья является первичным институтом социализации детей, которая прививает основные ценности и способствует развитию системы ценностных ориентиров. В связи с этим важно, чтобы родители положительно относились к чтению, а также сами систематически проявляли активную позицию в контексте прочтения литературы;
3) распространение ценностного отношения к чтению через средства массовой коммуникации (телевидение, интернет). Данный способ охватит большую часть населения и будет способствовать популяризации проявления активного читательского интереса;
4) учитывая, что на процесс развития детей оказывает не только семья, но и друзья, то необходимо поднимать престиж талантливых писателей среди молодого поколения с целью демонстрации положительного примера для детей, что также отразится на повышении читательской активности;
5) важно формировать доступную читательскую среду, включающую множество книг с целью привлечения представителей разных поколений к прочтению литературы.
Итак, кризис чтения проявляется не только в России, но и за рубежом. Анализ исследований показал, что в США, Великобритании, Финляндии существует проблема положительного отношения к чтению, проявляется низкий уровень читательской активности. В основном чтение осуществляется в контексте обучения, но после получения образования снижается процент читающего населения.
В России также наблюдается тенденция снижения читательской активности. Нами было проанализировано исследование Л.А. Комаловой, на основе которого было определено, что младшие школьники прибегают к чтению под влиянием родителей, но редко проявляют самостоятельную читательскую активность. В основном младшие школьники читают фэнтези, поскольку на выбор литературы влияют советы друзей или одноклассников.
На формирование кризиса чтения влияют различные факторы, а именно:
— внедрение экранной культуры, развитие телевидения;
— просмотр поверхностных программ, фильмов;
— увеличение числа низкопробной литературы.
В связи с этим актуальное значению имеет повышение уровня заинтересованности к чтению, поэтому акцентируется внимание реализации следующих направлений:
1) поднятие престижа чтения в обществе;
2) актуализация семейного чтения;
3) распространение ценностного отношения к чтению через средства массовой коммуникации;
4) поднятие престижа талантливых писателей среди молодого поколения;
5) формирование доступной читательской среды.
Таким образом, анализ литературы позволил выявить причины спада интереса к чтению у детей школьного возраста:
1. Общий социальный спад читательской активности.
2. Обилие других источников информации, главным конкурентом книги и чтения являются телевидение и Интернет. 3. Несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников, уменьшение часов на изучение литературы в школах.