Сущность и понятие хеджирования

Финансово-хозяйственная деятельность организаций во всех ее формах сопряжена с многочисленными рисками, в том числе финансовыми, степень влияния которых на результаты хозяйствования существенно возрастает в условиях рыночных отношений. Особенно сложными для компаний становятся периоды острой финансовой нестабильности, когда негативные движения на финансовых рынках могут в любой момент привести ее к банкротству. «Нестабильность валютных курсов катастрофически отражается на компаниях, имеющих заимствования в иностранной валюте или осуществляющих импорт иностранного оборудования. В короткий срок осуществить полное импортозамещение не всегда удается, и компаниям высоко технологичного сектора определенную часть элементной базы приходится закупать за рубежом» [20, C. 70].

«Термин «хеджирование» (англ. Heaging — загораживать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков» [38].

Например, Долан Э. Дж. предлагает в своей книге следующее определение: «Хеджирование — система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений» [6, C. 37].

Отечественные исследователи термин «хеджирование» применяют в более широком смысле «как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах» [3, C.77].

«Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж» (англ. hedge -изгородь, ограда). Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер». Существуют две операции хеджирования:

— хеджирование на повышение (длинный хедж);

— хеджирование на понижение (короткий хедж)» [17, C. 30].

Хеджирование на повышение или хеджирование покупкой является биржевой операцией по купле срочных контрактов.

«Хеджирование на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить закупочную цену намного раньше, чем был приобретен товар. Предположим, что цена товара (курс валюты или ценных бумаг) через три месяца возрастет, а товар нужен будет через три месяца. Для компенсации убытков от ожидаемого роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный контракт, связанный с этим товаром, и продать через три месяца в то время, когда будет приобретен товар. Поскольку цена на товар и на связанный с ним срочный контракт изменяется пропорционально в одном направлении, то купленный ранее контракт можно продать дороже почти на столько же, на сколько возрастет к тому времени цена товара» [4].

Таким образом, хеджер, который проводит хеджирование на повышение, прежде всего, страхует лично себя от непредвиденного повышения цен в будущем. Хеджирование на понижение или хеджирование с помощью продаж — это биржевая операция по продаже срочного контракта.

С другой стороны хеджер, который осуществляет хеджирование на понижение, хочет в будущем сделать продажи и поэтому, продавая на бирже срочный контракт, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределенностью на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, связанный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спекулянты, то есть предприниматели, идя на определенный, ранее рассчитанный риск.

Хеджирование — это процесс уменьшения риска возможных потерь. Компании могут принять решение хеджировать все свои риски, вообще не хеджироваться или хеджировать отдельные виды рисков на выбор. Они также могут осуществлять спекуляции либо сознательно, либо нет.

«Отсутствие хеджирования может иметь две причины. Во-первых, фирма может не знать о рисках или возможностях уменьшения этих рисков. Во-вторых, она может считать, что обменные курсы или процентные ставки будут оставаться неизменными или изменяться в ее пользу. В результате компания будет спекулировать: если ее ожидания окажутся правильными, она выиграет, если нет — она понесет убытки» [5, C.112].

Хеджирование всех возможных видов рисков является единственным способом полностью их избежать. Однако финансовые директора многих компаний предпочитают выборочное хеджирование. Если они считают, что курсы валют или процентных ставок изменятся негативно для них, то они хеджируют риск, а если следования будет в их пользу — оставляют риск непокрытым. Это и есть, по сути, спекуляция. Интересно заметить, что прогнозные аналитики чаще всего допускают ошибки в своих прогнозах, но при этом сотрудники финансовых отделов компаний, которые являются всего лишь «любителями», продолжают верить в свой дар предвидения, который позволит им сделать точный прогноз.

Также хеджирование относится к производным финансовым инструментам. Это инструменты, предусматривающие возможность покупки/продажи права на приобретение/поставку базисного актива или получение/выплату дохода, связанного с изменением некоторой характеристики этого актива.

«Производный финансовый инструмент, дериватив — договор(контракт), по которому стороны получают право или берут обязательство выполнить некоторые действия в отношении базового актива. Обычно предусматривается возможность купить, продать, предоставить, получить некоторый товар или ценные бумаги. В отличие от прямого договора купли/продажи, дериватив формален и стандартизирован, изначально предусматривает возможность минимум для одной из сторон свободно продавать данный контракт. Цена дериватива и характер её изменения обычно тесно связаны с ценой базового актива, но не обязательно совпадают» [5,C. 115].

Таким образом, в отличие от первичного финансового инструмента дериватив не требует заранее спланированной операции с базисным активом. Данная операция возможна только при стечении определенных обстоятельств. А значит, с помощью деривативов продаются не активы в наличной форме, а права на операции с ними или получение соответствующего дохода по ним.

В этом случае производный финансовый инструмент (ПФИ) имеет два основных признака «производности». «Во-первых, в основе подобного инструмента всегда лежит некий базисный актив — товар, акция, облигация, вексель, валюта, фондовый индекс и др. Во-вторых, его цена чаще всего определяется на основе цены базисного актива. Поскольку базисный актив — это некоторый рыночный товар или характеристика рынка, цена производного финансового инструмента постоянно варьирует. Именно последним предопределяется то обстоятельство, что эти инструменты могут выступать в роли самостоятельных объектов рыночных отношений, т. е. служить объектами купли-продажи. Иными словами, любой дериватив всегда несет в себе несколько потенциальных возможностей, как раз и предопределяющих его привлекательность с позиции как эмитента, так и любых участников рынка» [43].

Таким образом, хеджирование – заключение ПФИ, позволяющее снизить или ликвидировать риск неблагоприятного изменения цены какого-либо актива, лежащего в основе ПФИ, либо риск негативного изменения генерируемых активом денежных потоков путем компенсации убытка по активу прибылью по ПФИ.

Стратегическое направление хеджирования — это общий набор конкретных инструментов хеджирования и методов их применения с целью минимизации рисков цен.

Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цен на реальном и производном рынках, результатом которого является возможность возместить на производном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара.

Важно, чтобы цены хеджируемой и хеджирующей позиции изменялись максимально эластично в течение всего срока хеджирования.

Содержание политики хеджирования:

  1. Общие положения: цели хеджирования, ответственные лица, ограничения по применению политики.
  2. Термины и определения: валютный, процентный и ценовой риск, используемые инструменты хеджирования, горизонт и лимиты хеджирования.
  3. Порядок осуществления хеджирования: определение и утверждение стратегии хеджирования, разрешенные инструменты хеджирования.
  4. Требования по бухгалтерскому и налоговому учету: перечень нормативных требований, в соответствии с которыми осуществляются операции хеджирования, основные определения их и определение эффекта от проводимых операций с учетом нормативных правил.
  5. Мониторинг и раскрытие информации: определение сроков проведения раскрытия информации для руководства компании, состав раскрываемой информации, определение ответственных за предоставление данной информации.

При изучении политики хеджирования следует обратить внимание на позицию государства в отношение страхования рисков с использованием ПФИ:

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р указывает на то, что «…формирование инвестиционного ресурса должно осуществляться за счет развития страхования рисков, включая развитие рынка производных инструментов, заключаемых с целью хеджирования рисков» [29].

«Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года» включает следующие рекомендации: «…расширение спектра производных финансовых инструментов, с одновременным решением задач по распределению рисков между участниками рынка, с учетом необходимости обеспечения защиты имущественных прав владельцев финансовых инструментов» [36].

В 2014 году Правительство РФ выпустило «Директиву (от 08.08.2014 № 5110-П13) о создании единых казначейств в Обществах с участием государственного капитала, их дочерних и зависимых организациях» [35]. В ней указывается на то, что в целях централизации управления финансовыми потоками, минимизации финансовых рисков и операционных расходов необходимо создать единое казначейство Группы компаний, основными функциями которого будут являться управление финансовыми рисками, в том числе хеджирование процентных, валютных, ценовых и прочих рисков.

Из всего вышесказанного, процесс хеджирования можно определить как деятельность, основная цель которой — избежать или уменьшить влияние ценового риска и его уровень Она может быть достигнута с помощью заключения различных по направлению сделок на различных финансовых рынках. Например, инвестор может приобрести реальные активы на рынке спот и одновременно продать их на срочном рынке.

Объекты хеджирования

  • Товары, нефть и нефтепродукты
  • Иностранная валюта, драгоценные металлы, акции
  • Имущество и имущественные права
  • Требования и обязательства из договоров купли-продажи (поставки) товаров
  • Валютная позиция, требования/обязательства из кредитных/депозитных договоров
  • Права требования и обязательства, срок исполнения которых на дату совершения операции хеджирования еще не наступил
  • Реализация будущей валютной выручки, будущая отгрузка партий товара
  • Планируемая реализация еще не извлеченных полезных ископаемых
  • Планируемая закупка/ продажа сырья
  • Права требования и обязательства, вытекающие из ожидаемых (планируемых) сделок.

Он пишет, что в традиционной теории подчеркивается способность фьючерсных рынков исключать риск. Хеджеры занимают на фьючерсном рынке позиции противоположные спотовым и одинаковые по их количеству. Когда ликвидируются спотовые позиции, то одновременно закрываются и фьючерсные контракты» [41].

«Традиционная теория говорит о том, что спотовые и фьючерсные цены обычно изменяются вместе, поэтому дисперсия хеджированной позиции должна быть меньше дисперсии не хеджированной позиции. Данный вопрос часто рассматривается в рамках сопоставления изменений спотовой цены и изменений базиса. Базис определяется как разность между фьючерсной и спотовой ценами. Хедж считается отличным (perfect), если изменения базиса раны нулю. Обычно утверждается, что величина и изменения базиса являются небольшими, так как существует возможность осуществить или принять поставку базисного актива по фьючерсному контракту» [41].

Критикуя традиционную теорию, L.H. Ederington отмечает возможность спотовых и фьючерсных цен изменяться не одинаковым образом. Например, он пишет: «…теория адаптивных ожиданий предполагает, что, если фьючерсные цены отражают ожидания рынка, то они обычно не будут в точности корреспондировать с изменениями спотовых цен» [8, C. 92].

Он акцентирует внимание на том, что на данное несоответствие ранее указывал ещё Н. Working. В частности, он писал: «Главный источник неверного восприятия хеджирования состоит в принятой практике иллюстрировать хеджирование с помощью гипотетического примера, в котором цена купленного или проданного для хеджирования фьючерса растет или падает на такую же величину, на которую растет или падает спотовая цена» [10,C. 176].

В своих работах H. Working оспаривал предположение о том, что единственной целью хеджеров является исключительно минимизациия рисков и особенно подчеркнул задачу, которая основывается на максимизации прибыли. На его взгляд хеджеры больше походят на спекулянтов. Так как у них есть и фьючерсные, и спотовые позиции, то их (хеджеров) в большей мере интересует не абсолютное, а относительное изменение между ценами на спотовом и фьючерсном рынках. Он полагает, что «…большая часть хеджирования осуществляется в ожидании изменений в соотношении между спотовой и фьючерсной ценами» [10, C. 177]. По Уокингу, держатели длинных спотовых позиций будут использовать хедж, если ожидают уменьшения базисных цен, и откажутся от него в случае, если ожидается рост их величины.

«Рассматривая портфельный подход, L.H. Ederington пишет, что такие авторы как L.L.Jonson и J.L.Stein подошли к вопросу хеджирования с точки зрения применения основ портфельной теории. Это позволило им объединить положение традиционной теории об избежании риска с положением Уокинга о максимизации ожидаемой прибыли. L.L.Jonson и J.L.Stein утверждают, что фьючерсы, как и другие активы, также покупаются и продаются с целью получения дохода с учетом риска (risk-retumreasons)» [8, C. 95].

L.H. Ederington считает: традиционная теория высказывает предположение о том, что хеджеры всегда будут держать полностью захеджированные позиции; гипотеза же Уокинга делает указание на то, что хеджеры могут иметь как полностью застрахованные, так и вообще не застрахованные позиции. Использование же портфельной теории дает возможность Джонсону и Стейну обосновать, почему хеджеры в одно и тоже время будут держать как полностью захеджированные так и совсем не захеджированные позиции.

Если сравнивать с традиционным портфельным подходом, то использование портфельной теории в отношении хеджирования характеризуется значительной особенностью. Она заключается в том, что спотовый и фьючерсный рынки не рассматриваются как взаимозаменяемые. Позиция на спотовом рынке взята как фиксированная, и решается, какую ее часть захеджировать. Можно сделать вывод:

портфельынй подход от традиционной теории отличает то, что он дает предположение о том, что спотовая позиция может быть захеджирована либо полностью, либо частично [8, C. 95].

Таким образом, хеджирование определяется как совокупность экономических отношений участников финансового рынка по поводу снижения ценовых, валютных, процентных и кредитных рисков, осуществляемых путем заключения противоположных по направлению торговых сделок на срочном рынке и рынке спот. Хеджирование предусматривает возможность уменьшения риска инвестиций в различные инвестиционные активы, такие как: товары (зерновые, нефть, золото, другие биржевые товары), финансовые активы (акции ведущих компаний, валюта и т.д.). Для осуществления операций хеджирования используются такие инструменты срочного рынка как форварды, свопы, фьючерсы и опционы. Это дает шанс инвестору с большей вероятностью спрогнозировать свои доходы и убытки, иными словами минимизировать степень риска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *