Сущность и характеристика денежно-кредитной политики

В современных денежных системах ключевую роль в регулировании денежного рынка и обеспечении устойчивости денежного обращения играет реализация центральным банком эффективной денежно-кредитной политики. В широком значении термин монетарная политика, как отмечает Ч. Дж. Вулфел, означает «любое направление политики, связанное с объемом или использованием денежной массы в обращении».

Вместе с тем не существует единого рецепта, пригодного в равной степени для всех стран. Это обусловлено тем, что основной сферой влияния монетарной политики является кратко- или среднесрочное воздействие на конъюнктуру денежного рынка, которая в каждой стране имеет свои особенности.

Одной из главных задач центрального банка является эмиссия национальной денежной единицы. Эмиссионный механизм представляет собой законодательно установленный порядок выпуска денег в обращение и изъятия их из обращения. В научной литературе эмиссию денег рассматривают как самостоятельное понятие. Однако при этом суть данного понятия характеризуют недостаточно чётко.

Например, эмиссию денег определяют как:

соотношение (результат) спроса и предложения денег,

процесс создания новых денег;

выпуск в обращение денежных знаков во всех формах;

выпуск в обращение наличных денег в виде бумажных купюр или разменной монеты;

процедуру, направленную на выпуск в обращение денежных знаков;

увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении и т. п. [7, C. 217].

Итак, монетарную политику можно определить как комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение заранее определенных общественных целей, мероприятий по регулированию денежного оборота, которые осуществляет государство через центральный банк. В свою очередь, цели монетарной политики являются производными от общих социально-экономических целей, они подчинены социально-экономическим приоритетам [12, С. 145].

Определение взаимосвязей между финансовым и реальным секторами экономики, обзор эффективности и оптимизация политики рефинансирования центрального банка позволят определять эффективные тактические цели денежно-кредитной политики. Процентная политика, как инструмент денежно-кредитной политики центрального банка, предполагает возможность манипулирования процентными ставками (дисконтной, ломбардной, ставке центрального банка на открытом рынке) с целью воздействия на объем денежной массы в обращении.

Путем рефинансирования центральный банк действует как «кредитор последней инстанции» — он является гарантом бесперебойного функционирования банковской и финансовой систем в целом. Когда центральный банк осуществляет кредитование банковских учреждений, он способен влиять на стоимость заемных ресурсов через установление официальной процентной ставки.

Высокая процентная ставка ограничивает стимулы банков кредитоваться в центральном банке и соответственно сужает их возможности по кредитованию реального сектора экономики, в результате — уменьшается объем совокупной денежной массы в экономике. Низкая процентная ставка вызывает обратный эффект.

Официальная процентная ставка выступает общим ориентиром динамики ставок денежного рынка, в частности краткосрочной ставки по кредитам, ставки на международном рынке, ставки доходности по государственным ценным бумагам.

Особенность процентной политики как инструмента денежно-кредитного регулирования заключается в том, что центральный банк использует официальную процентную ставку и как ориентир, и как инструмент денежно-политических мероприятий одновременно.

Процесс монетарной трансмиссии, в этом случае, можно представить как последовательную передачу импульсов через канал процентных ставок: от операций центрального банка за краткосрочный межбанковский рынок, потом — через всю цепь взаимодействующих сегментов финансового рынка к изменениям в реальном секторе экономики [9, С.89].

Итак, первый этап — процесс от непосредственных действий центрального банка в области рефинансирования коммерческих банков и операций на открытом рынке до изменения ставок на сегменте краткосрочных межбанковских операций. Далее происходят изменения всей структуры краткосрочных процентных ставок, а также валютного курса.

Следующим изменениям подвергается вся структура процентных ставок в экономике. На заключительном этапе происходит изменение совокупного спроса в экономике, что ведет к изменения в темпах инфляции и экономического роста.

На каждом этапе трансмиссионного механизма происходит приспособление рыночных сил спроса и предложения на соответствующем сегменте к новым условиям, которые возникают из-за внешних (относительно данного сегмента) шоков. Их источником является, как правило, изменение ситуации на определенном сегменте финансового рынка, а результатом смещения кривых спроса и предложения — новый равновесный уровень соответствующей процентной ставки.

Для сегмента краткосрочных межбанковских кредитов роль внешнего шока играют действия центрального банка по рефинансированию и проведению операций на открытом рынке. Ставка на межбанковском рынке отображает цену ликвидных ресурсов, которое уравновешивает спрос и предложение на этом рынке. Для достижения необходимого значения указанной ставки, центральный банк должен проводить рефинансирование банковских учреждений согласно установленным целям.

Политика рефинансирования центрального банка является оптимальной, если:

— межбанковская ставка достигает своего равновесного уровня за оптимальный период времени;

— этот равновесный уровень соответствует целевому значению (или находиться в целевом интервале);

— процесс перехода межбанковского рынка в состояние равновесия соответствует оптимальным характеристикам устойчивости [7, С. 115].

В зависимости от соотношения параметров спроса и предложения процесс колебаний на межбанковском рынке может иметь разный характер. Но ситуация на межбанковском рынке, при которой возможно достижение состояния равновесия, возникает лишь при условии: На этих интервалах колебания имеют угасающий характер и постепенно приближают значение процентной ставки к равновесному уровню.

Финансовый смысл полученных соотношений заключается в том, что чувствительность предложения ликвидных ресурсов к изменению процентной ставки должна быть меньше, чем чувствительность спроса. В условиях ограничительной монетарной политики при росте процентной ставки спрос на ликвидные ресурсы должен снижаться в большем объеме, чем их предложение. В случае соблюдения этой предпосылки межбанковский рынок будет устойчивой системой, которая обеспечит достижение процентной ставке своего равновесного уровня. Использование процентной политики оказывает важные макроэкономические и антиинфляционные эффекты денежно-кредитного регулирования.

При проведении независимой денежно-кредитной политики шансы на удержание макроэкономической стабильности (низкая инфляция и относительно стабильный валютный курс) значительно выше, но удержать ее лишь рычагами денежно-кредитной политики при проведении экспансивной фискальной политики невозможно. Проведение «здоровой» фискальной политики (реально сбалансированный бюджет без скрытого дефицита) при независимой денежно-кредитной политике в России — это наиболее удачная их комбинация, которая способствует поддержанию макроэкономической стабильности и экономическому росту.

Банк России и Правительство имеют достаточное количество рычагов влияния на обеспечение относительной стабильности денег на основе реализации определённого вида политики. Например, если центральный банк влияет на покупательную способность денег путём контроля объёмов эмиссии, обеспечения ценовой стабильности и сдерживания инфляции, то Правительство может влиять на эти процессы путём регулирования цен естественных монополий и реализации соответствующей ценовой и фискальной политики. Аналогичная система параллельных мероприятий может быть реализована также и для валютного курса, и процентной ставки [9, C. 147].

В посткризисный период основными задачами денежно-кредитной политики ЦБ РФ, регулирующими кредитный и депозитный рынок, можно определить:

— поддержание устойчивости финансовой системы к стрессовым ситуациям;

— ограничение финансовых рисков;

— сглаживание циклов финансовых колебаний.

Эти задачи между собой взаимосвязаны. С одной стороны, на инструментальном уровне они основаны на микропруденциальном регулировании и должны определять нормы деятельности под влиянием которых отдельные банки будут обладать достаточным собственным капиталом и ликвидностью.

Нужно отметить, что монетарная политика является одним из ключевых элементов экономической политики государства (наряду с бюджетной, внешнеторговой, фискальной) и определяется приоритетными и стратегическими целями экономического развития. На современном историческом этапе для России одной из первоочередных целей общегосударственной экономической политики является закрепление и поддержание устойчивого долгосрочного роста экономики. Денежно-кредитная политика государства является важной сферой функционирования экономики, определение и проведение которой является одной из важных функций центрального банка [6, C. 10].

Ключевой целью монетарной политики большинства центральных банков является сохранение инфляции на низком уровне. Однако в странах с рыночной экономикой центральные банки не могут контролировать инфляцию. Для этого они имеют такие инструменты, как процентные ставки и тому подобное. Некоторые центральные банки используют рост денежной массы или валютный курс как промежуточную цель в принятии решений. Другие имеют более эклектичный подход [9, C. 145].

Таким образом, денежно-кредитная политика должна способствовать ликвидности финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банков, развивать систему макроэкономического моделирования и прогнозирования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *