Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной социальной и экономической политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупномасштабных проектов. Такой подход применяется для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать финансовые ресурсы для достижения конкретных целей в установленные сроки.
Первые федеральные целевые программы были сформированы в России в 1993 году, и их число с каждым годом увеличивалось. Это привело к тому, что объем необходимых инвестиций значительно превысил имеющиеся у государства ресурсы на их осуществление. По отдельным программам финансирование составляло лишь мизерную часть от декларируемого объема вложений. В настоящее время система мер государственной инвестиционной политики направлена на выделение приоритетных направлений использования инвестиций, исключающее распыление государственных средств.
Итак, Федеральная целевая программа — это увязанные по ресурсам и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.
Финансирование подготовки проектов целевой программы, разработка которой осуществляется по решению Правительства РФ, производится за счет средств, предусмотренных в разделе “Прочие статьи” федерального бюджета. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ. К внебюджетным источникам привлекаемым для финансирования целевых программ, могут относиться следующие:
-взносы участников реализации программ;
-целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации программ;
-банковские кредиты, средства фондов и общественных организаций, зарубежные инвестиции, и другие поступления.
Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии [14].
Бюджетное финансирование можно разделить на две части — финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут быть отраслевыми. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей. В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально — экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально — экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления при рассмотрении и утверждении бюджета или самостоятельно. В роли заказчика долгосрочной целевой программы может выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. Именно такой орган действует от имени государства или муниципального образования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации.
Схема 1.- Порядок включения учреждения в целевые программы
и исполнения функций госзаказчика http://www.gosfinansy.ru/journal/3974/73926/
Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 594 «О реализации федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 г. № 927 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. № 594» утвердили Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. Согласно Постановлению Правительства РФ от 2.08.2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ», федеральные целевые программы включаются в государственную программу Российской Федерации, представляющую собой систему мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в условиях реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере экономического развития, развития социальной сферы и государственной безопасности [колчина].
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках целевой программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из объема и сложности поставленной для решения проблемы, а также необходимости более конкретной организации их решения. Разработка проекта и утверждение федеральной целевой программы включают в себя следующие основные этапы:
1) разработка проекта концепции целевой программы;
2)принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ и утверждение концепции целевой программы;
3) разработка проекта федеральной целевой программы;
4) согласование проекта федеральной целевой программы;
5) экспертиза проекта федеральной целевой программы;
6) рассмотрение проекта федеральной целевой программы на заседании Пра- вительства РФ;
7) доработка федеральной целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ;
8) утверждение федеральной целевой программы Правительством РФ.
Федеральная целевая программа состоит из следующих разделов:
1) характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая про- грамма;
2) основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения;
3) мероприятия целевой программы;
4) обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
5) механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы;
6) оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.
Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку решаемой в рамках ФЦП проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности именно программного решения данной проблемы на федеральном уровне. Раздел содержит анализ возможных вариантов данного решения, и описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы. (колча….
Второй раздел целевой программы содержит развернутые описания целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей. К целям программы предъявляются следующие требования:
¨ специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
¨ достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
¨ измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
¨ привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей). Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов программы, указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.
Третий раздел целевой программы содержит перечень мероприятий, которые предлагается осуществить для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы. Кроме того, программные действия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при реализации целевой программы. В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
В четвертом разделе целевой программы содержится обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроки и источников финансирования. Раздел включает так же обоснование возможности привлечения внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств .
Пятыый раздел содержит механизм реализации целевой программы, а именно процесс и механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности участников реализации проекта и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы.
Шестой раздел целевой программы содержит описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, дает общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств на реализацию данной программы.
Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации. Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту целевой программы. (колча)