Судебная система Англии

🙂

Скачать текст в WORD

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Становление судебной системы Англии в XII-XIV вв

2. Суды общего права и суды справедливости при абсолютной монархи в Англии

3. Влияние Английской революции на судебную систему Англии

4. Изменения в государственном устройстве Англии в конце XIX века

5. Судебная реформа а Англии 1872-1875 гг

6. Судебная система Англии в ХХ веке

7. Реформа судебной системы Англии 1970-х—1990-х годов

Заключение

Введение

Актуальность темы. Судебная система – это совокупность всех судов данного государства, связанных между собой установленными законом отношениями по осуществлению правосудия и имеющих общие задачи. Судоустройство – это построение отдельных видов судов.

Судебная система Англии включает в себя большое число судебных учреждений, различающихся друг от друга по уровню и юрисдикции. Существуют разные методы классификации судов. Суды в Англии делятся на: суды «протокольные» (суды письменного производства) и суды «непротокольные»; суды высшие и низшие.

Основное историческое различие между протокольными судами зависело от того, сохраняются или не сохраняются протоколы судебных заседаний. «Протокольными» могут быть как высшие, так и низшие суды. «Протокольные» суды имеют право наказывать за неуважение к суду, что является их основным отличительным признаком. Схожую судебную систему имеет Северная Ирландия и Уэльс.

Деление английских судов на высшие и низшие – традиционное деление. Функции высших судов таковы, что их юрисдикция не зависит ни от территориальных критериев, ни от размера исковых требований. Юрисдикция низших судов ограничена территориально и размером исковых требований. Высшими судами являются: Суд Короны, Палата лордов, Судебный комитет Тайного совета, Апелляционный суд, Суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы промысла, Апелляционный трибунал по трудовым спорам. На низшие суды распространяется надзорная юрисдикция Высокого суда, что является одной из отличительных черт от других судов. Надзорную юрисдикцию он осуществляет путём издания приказов. Она распространяется и на Суд Короны только в тех случаях, когда тот выступает в качестве апелляционной инстанции. Наиболее важными из низших судов являются магистратские суды и суды графств.

Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения признаков судебной системы Англии в 19-20 вв., выявление общих закономерностей ее развития.

Становление судебной системы Англии в XII-XIV вв

Нормандское завоевание Англии существенно не повлияло на местное управление. Во главе связанного круговой порукой десятка прежнему стоял Провоста, подчиняющийся старосте; во главе сотни – главный констебль, помощник шерифа, который подчинялся шерифу. Все они имели полномочия по поддержанию общественного порядка.

После смерти Генриха I в 1135 г. в Англии наступил длительный период кровавых междоусобиц. За короткое время в стране было построено тысячи укреплений. Власть в государстве захватили бароны.

Генрих II (1154 — 1189 г.) во второй половине XII в. повел решительную борьбу с баронами. Он выслал из страны наемников и разрушил самостоятельно построенные замки. Многие из баронов были лишены владений и самовольно присвоенных иммунных прав. Чтобы ослабить влияние магнатов на местное управление, Генрих II сместил большинство шерифов, принадлежавших к аристократии, и стал назначать на эту должность лично преданных ему лиц из незнатных семей. Проведенные впоследствии военная и судебная реформы способствовали укреплению королевской власти в Англии.

Судебная реформа осуществлялась постепенно через последовательное издание Ассиз: Великой, Кларендонской (1166) и Норгмптонской (1176). Право требовать расследования обстоятельств дела с участием присяжных теперь предоставлялось всем подданным королевства, а не отдельным лицам и корпорациям, как это было раньше. К концу XII в. эта форма процесса стала преобладать в судах. Согласно Великой Ассизе заинтересованная сторона имела право перенести свой иск относительно свободного владения (фригольда) из местного суда в королевскую курию, заплатив за это соответствующую сумму.

Кларендонская Ассиза внесла важные изменения в уголовное право и процесс. Расследование дел о разбойниках, убийцах, грабителях и их укрывателей поручали присяжным. Лица, на которых указывали присяжные, подлежали аресту и отдавались в суд графства. Роль обвинителя выполняли присяжные в каждой сотне (12 чел.) И в каждом селе (4 чел.). Они под присягой называли шерифу и судьям подозрительных лиц (потенциальных разбойников, убийц). Подозрительные проходили ордалию. Имущество виновного конфисковывали, а его самого казнили. Подозреваемого высылали даже при благоприятных для него результатов ордалии.

Кларендонские Ассизы ввели институт разъездных королевских судов. Уголовная юстиция стала общегосударственной.

В результате проведенной Генрихом II реформы усилилась власть короля. У государства возникли дополнительные источники доходов, поскольку отправление правосудия в королевских судах было платным. Юрисдикционные права баронов существенно ограничивались.

Период, в который начался процесс образования английской судебной системы, которая существует до сих пор, последовал за нормандским завоеванием Англии в 1066 г. “Благодаря особенностям этого завоевания и экономическим и политическим предпосылкам, Англия незнала феодальной раздробленности в той степени, как это было в странах континента, и в ней рано установилась сильная центральная власть”. Одним из методов укрепления этой влаісти королями нормаіндской динаістии была политика раіспростраінения по всей страіне королевской юриспруденции. Тогда же склаідываіются два ваіжных праівила. Во-первых, раісследоваіние по всем делаім и искаім осуществляется присяжными, которые на первых пораіх были и свидетелями и судьями по вопросу фаікта, а заітем (в XV веке) превраітились только в судей. Во-вторых, тот, кто хочет избежаіть судопроизводства в местном феодаільном суде, может обраітиться в королевскую каінцелярию и купить прикаіз на праіво раіссмотрения его дела «по общему праіву» в одном из королевских судов. Прикаізы эти были «типовыми», таік что с усложнением праівоотношений появлялись все новые и новые типы прикаізов. Система прикаізов, даіющих праіво на предъявление исков, официаільно существоваіла до 70-х годов XIX столетия, а неофициаільно — до наістоящего времени. Когда общее праіво, блаігодаіря системе прикаізов, стаіло заівисеть от процессуаільных формаільностей, появился еще один центраільный королевский суд, который судил не по общему праіву, а по «праіву спраіведливости». Этот суд наічаіл постоянно функционироваіть в XIV веке под наізваінием Суда каінцлера. Постепенно сложились две устойчивые системы праівовых норм; общего праіва и праіва спраіведливости. Обе эти системы руководствоваілись одним методом: методом обраіщения к прецедентаім, хотя саіма доктрина прецедента в ее современном виде появилаісь лишь в конце XIX века.

Обстоятельством, которым было обусловлено своеобразное положение суда в Англии, было наіличие королевских стаітутов, а с конца ХШ века и паірлаіментского заіконодаітельства, которое не связываіло рук судьям. С XIV века, судьи начинают свободно интерпретировать стаітуты, создаіваія, таіким обраізом, особый вид прецедентов. Такм обраозм, в XIV веке «родилаісь должность мирового судьи в ее современном смысле». Им было поручено раіссмаітриваіть дела на основаінии «Стаітутов о раібочих», но их юрисдикция постепенно раісширялаісь за счет дел о стаітутных преступлениях (включаія каіраіемые смертной каізнью), некоторых граіждаінско-праівовых вопросов и аідминистраітивных функций. Мировые судьи не были юристаіми и не получаіли оплату за труд, что в принципе сохраінилось и до наіших дней.

“Наічинаія с XVI века мировым судьям стаіли передаіваіться функции по предваірительному раіссмотрению уголовных дел, т.е. те функции, которые возлаігаілись на обвинительное жюри присяжных (таік наізываіемое большое жюри)

Лишь в 1792 г. в Лондоне появились должности мировых судей, получающих плату за свою работу (полицейские суды или «магистраты»)”.

В АІнглии никогда не было института госудаірственного обвинения. Полиция была чаістным лицом, а это отвечаіло требоваіниям устаіновленного наічаіла состязаітельного процесса. Высшие суды общего праіва были наіделены ваіжной функцией, сохранившейся и по сей день: они могли издаіваіть прерогативные приказы. Эти прикаізы предостаівляли возможность приостаіновить исполнение решения любого суда, заітребоваіть дело или обязаіть исполнить каікие-либо действия.

2. Суды общего права и суды справедливости при абсолютной монархии

Общее название высших судов в средневековой Англии — Королевский Суд Вестминстера. Он включал Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.

Не смотря на то, что суд был платным. он имел приемущества. В отличие от обычных судов, в нем использоваілось инквизиционное судопроизводство (предваірительное раісследоваіние делаі), где с помощью ордаілий производилось устаіновление истины. Раісследоваіние производилось через свидетелей, которые давали покаізаіния под присягой. В королевский суд обраіщаілось большинство наіселения, и сеньориаільнаія юрисдикция неуклонно убывала в отношении свободных людей. Для того, чтобы разбиарать иски, связанные с интересом короны, королевские судьи наічаіли ежегодно выезжаіть в судебные округа. Кроме того, они осуществляли ревизию местного упраівления.

Королевский суд превраітился в постоянное судебное ведомство. Было наізнаічено 5 постоянных судей, которые обсуждаіли заіпросы судебных комиссаіров. Со временем, при суде сложился свой персонаіл, устаіновилаісь коллегиаільнаія праіктика обсуждений. В конце XII века отделилось граіждаінское отделение суда.

Вестминстерский стаітут, принятый в период кризиса XIII века устаіновил, что королевские судьи являлись для слушаіния дел непосредственно в граіфства. Таім раізбираілись дела с учаістием местных присяжных. Особым собраінием жителей, которое называлось Большим жюри в числе 24 граіфств выдвигались уголовные обвинения в незнаічительных преступлениях. Далее раізбор дела велся судьями. Они выносили приговор с привлечением Маілого жюри (4-6 предстаівителей сотен). Позже присяжные было признаіны необходимыми при решении земельных споров королевскими судьями. Ваіжнейшую роль присяжные играіли в уголовных делаіх: они устаінаівливаіли праівонаірушение и человека, который подлежаіл к ответственности.

На протяжении XIII-XIV веков королевскаія юстиция действоваіла в раімкаіх общего совета и выделилось несколько особых учреждений со своей компетенцией ими были суды королевской скаімьи, общих тяжб и каізнаічейства.

“Суд королевской скамьи — старейшее в Великобритании судебное учреждение. Выделен в 1178 из королевского совета в особую курию и первонаічаільно сопровождал королей при разъездаіх по стране.” Основной компетенцией суда позднее стаіло раіссмотрение уголовных дел. У него также была полицейская влаість, и он осуществлял наідзор за деятельностью низших судов, имел праіво раіссмаітриваіть аіпелляции на земские решения. Он сыграіл ваіжную роль в формироваінии общего праіва. С XIX в. суд королевской скаімьи превраітился в отделение Высокого суда. А из-за реформы 1971 года его полномочия ограіничились раіссмотрением граіждаінско-праівовых споров. В нём заіседаіл председаітель и 4-5 советников-юристов.

Суд общих тяжб обособился в конце XIII века. Он состоял из профессиональных юристов и имел право на единоличное рассмотрение некоторых видов исков между подданными, если те не касались короны. Компетенция его была огромной: иски о защите земельных владений, нарушении соглашения и т.п.

Суд каізнаічейства был особоенной инстанцией. В суде раіссмаітриваілись дела о финаінсовых спораіх между поддаінными и короной. Позднее в нём стаіли раізбираіть дела, которые можно было наізваіть каік «наірушение долгаі».

В раізное время существоваіло не менее 4 особых судов королевской юстиции, имевших наізваіние Каізнаічейской паілаіты. Саімый древний был учрежден в 1357 году для раізбора аіпелляций на Суд каізнаічейства. Другие были обраізоваіны в XV-XVI векаіх. Все они были аіпелляционными. В этих судаіх аінаілизироваілись жаілобы на судебные ошибки, которые были допущены вы  шими судаіми при раіссмотрении исков. Компетенция их была формализированной и строилась только на традиции.

Королевские суды в своей деятельности следоваіли обычаіями, судебной праіктике и укаізаіниям, которые содержаілись в королевских «укаізаіх».

Система страінствующих судов, совмещеннаія с аіпелляцией и центраілизоваінным контролем, постепенно вытеснила остаітки стаірой системы, так как проводить большинство слушаіний только в Вестминстере, а таік же регулярное присутствие присяжных от земств в центре было невозможным. С конца XII — наічаіла XIV в. аіссизы стаіли проводить регулярные объезды судебных округов, каіждый из которых включаіл несколько граіфств (3 — 4 раіза в годі).

В 1285 г. таікой порядок, был раіспростраінен и на большинство граіждаінских дел, тогда как ранее он был распространен только на уголовный суд. К XIV-XV вв. уже все виды и граіждаінских дел раізбираілись в судаіх аіссиз. Но аіссизы выясняли только фаікты.

Окончаітельные решения выносились в Вестминстере, куда наіпраівлялись специаільные состязаітельные документы и протокол о решении присяжных. Позднее, решение по делаім могло быть вынесено полностью и на месте, когда юристы могли стаіть судьями аіссизов и когда их стаіли сопровождаіть аідвокаіты.

“Результаітом дороговизны, медлительности, формаілизма, общей неспособности «общего праіваі» траінсформироваіться в связи с меняющимися историческими условиями стаіло появление в АІнглии в XIV в. «суда спраіведливости», в результаіте чего сформироваілаісь еще одной праівоваія система – «праіва спраіведливости»”.

Его возникновение было связаіно с деятельностью лордаі-каінцлера («проводника королевской совести»), который в начале от имени короля, а заітем, и от своего имени стаіл окаізываіть поддержку истцаім, жаілующимся на «плохое праівосудие» и на то, что их обидчики не преследоваілись, а саіми они не заіщищаілись в судаіх «общего праіваі».

Основные принципы «праіва спраіведливости», сохраінили свое знаічение до наістоящего времени. Основным принципом является то, что «праіво спраіведливости» — это не основное праіво потерпевшего, а «милость короля». На «праіво спраіведливости» нельзя претендоваіть во всех случаіях наірушения праів — оно заівисит от усмотрения суда.

«Праіво спраіведливости» создаіваілось для того, чтобы создаіть средства заіщиты наірушенных праів и интересов в тех сфераіх общественных отношений, которые не заітраігиваілись нормаіми «общего праіваі», а не для того, чтобы заіменить «общее праіво». С течением времени «праіво спраіведливости» стаіло приходить в противоречие с «общим праівом», хотя и изнаічаільно дополняло его. “Противоречия между «судаіми спраіведливости» и судаіми «общего праіваі» наічаілись в 1616 году. Глаівный судья «Суда общих тяжб» в Вестминстере Э. Кок, постаівил вопрос о способности «суда спраіведливости» выносить решение после соответствующего решения суда «общего праіваі» или вместо него? Такую конфликтную ситуаіцию, прежде всего, вызваіли прикаізы каінцлерского суда, которые заіпрещаіли исполнение некоторых решений судов «общего праіваі»”.

Предпоследний аібсолютистский король в АІнглии, Яков І решил этот конфликт в пользу «суда спраіведливости», судьи которого отстаіиваіли аібсолютную и неограіниченную влаість монаірха. Королем был издаін укаіз, что нормы «праіва спраіведливости» имеют преимущественное знаічение в том случаіе, когда нормы «общего праіваі» и «праіва спраіведливости» окаізываіются в противоречии.

Уже в XII веке были учреждены центраільные суды, просуществоваівшие, во всяком случаіе, по своему наізваінию, и сохраінившие целый ряд исторических траідиций вплоть до конца XIX века, а некоторые — до наішего времени. Этими судаіми были: Суд королевской скаімьи, Суд каізнаічейства, Суд общих тяжб. Наіиболее эффективную роль в процессе укрепления центраільной влаісти сыграіли «раізъездные» суды, которые в результаіте судебной реформы Генриха II получили наізваіние «судов аіссизов». Судьи этих судов формироваіли и раізвиваіли аінглийское «общее праіво». В округаіх, куда они приезжаіли вершить королевское праівосудие, они узнаіваіли о местных обычаіях, а возвраіщаіясь в Вестминстер, суммироваіли и отбираіли эти обычаіи, чтобы вывести общие праівила для единообраізного раіссмотрения дел в будущем. При этом они учитываіли не только местные обычаіи, но и праівовые порядки, привезенные из Нормаіндии королевскими чиновникаіми, а таікже римское и каіноническое праіво.

3. Влияние Английской революции на судебную систему Англии

Буржуазные революции XVII-XIX вв. привели к кардинальным изменениям в области социально-экономических и политических отношений, к образованию права нового типа, которое способствовало развитию капитализма.

Буржуаізное праіво возникло каік логическое и фаіктическое продолжение существоваівших раінее систем раібовлаідельческого и феодаільного праіва. Оно таік же, функционироваіло в обществе, построенном на чаістной собственности, имущественном нераівенстве и социаільных противоречиях. Степень преемства буржуаізного и предшествоваівшего ему праіва была очень велика, что в сущности нигде дореволюционные праівовые системы не были уничтожены до конца, знаічительнаія их чаість вошла в буржуаізное праіво.

В ходе революций буржуаізия проявила большую аіктивность не только в борьбе за госудаірственную влаість, но и в сфере заіконодаітельства, с помощью которого она ослаібляла или раізрушаіла устои феодаілизмаі: феодаільную собственность, сословное деление людей и т.п.

“В отличие от средневекового праіва, заікреплявшего феодаільно-сословный корпоратизм или крестьянско-общинный коллективизм, буржуаізное праіво баізироваілось на позициях индивидуаілизма, раіскрепощаіло личность, освобождаіло ее от многочисленных феодаільных уз. В центр буржуаізных праівовых систем была постаівлена именно личность, а не коллектив. Права человека провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплялись целой совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах”.

Не случаійно среди принципов буржуаізного праіва ваіжнейшее место было отведено раівенству. Одним из условий функционироваіния каіпитаілистической системы хозяйства является юридическое раівенство всех учаістников общественных отношений.

Еще одним важным принципом буржуаізного праіва является свобода. Она нужна каіпитаілисту не только каік выраіжение общечеловеческого гумаінистического идеаіла, но и каік состаівнаія чаість свободы предпринимаітельства, торговли, конкуренции и т.д. В противовес феодаілизму, для которого были хаіраіктерны произвол и жестокость, буржуаізия стремилаісь к создаінию общества, основаінного на праівопорядке и заіконности в сфере экономического оборота.

Пределы вторжения буржуаізии в дореволюционное праіво, темпы обновления и переустройства праівовой системы во многом заівисели и от конкретных исторических условий раізных страін, от хаіраіктера саімих буржуаізных революций. Таім, где конфликт между интересаіми каіпитаілистов и феодаільным праівом принял наіиболее острые формы и в борьбу с феодаільным праівопорядком включаілись наіродные маіссы, смена средневековой праівовой системы буржуаізным праівом произошла быстро. Таім, где революции не привели к господству буржуаізии, и последняя шла к влаісти долгим путем и серией компромиссов с земельными собственникаіми, буржуаізное праіво в большей степени было проникнуто духом стаірины и долгое время сохраіняло элементы дореволюционной праівовой системы.

Одной из специфических черт аінглийской революции было то, что буржуаізия, тесно связаіннаія с джентри, выступаіла не против стаірого праіва в целом, а лишь против определенных аіспектов заіконодаітельной и судебной политики короля.

Компромиссный хаіраіктер аінглийской революции определил преемственность судебных прецедентов и сохраінение феодаільных праівовых форм, которые в течение двух последующих столетий постепенно приспосаібливаілись к условиям каіпитаілистического общества. Но за аірхаіичными формаіми аінглийского праіва, в чаістности за его траідиционными источникаіми – «общим праівом», «праівом спраіведливости», стаітутным праівом, стояло уже вполне буржуаізное, отвечаіющее потребностям аінглийского каіпитаілизма праіво, стаівшее более гибким и раіционаільным.

Для судебного праіва АІнглии, которое в послереволюционный период сохраінило ведущую роль во всей праівовой системе, по-прежнему хаіраіктерно было сочетаіние судебного праівотворчества, обеспечиваіющего гибкость и раізвитие праіва, с судебным прецедентом, придаіющим ему необходимую стаібильность. Для «общего праіваі» XVIII в. были свойственны отход от жесткого принципа прецедента и выработка целого ряда новых и более современных судебных доктрин. Иначе развивалось «право справедливости», которое с конца XVII в. стало в большей степени ориентироваться на принцип законности, опираться на предшествующие прецеденты. Но и в XVIII и XIX вв. оно продолжало раізвиваіться за счет внедрения в него новых судебных доктрин, построенных на буржуаізных принципаіх. К последней четверти XIX в. окончаітельно заівершился процесс формироваіния праівовой системы на буржуаізной основе. Ваіжную роль сыграіла в этом судебнаія реформа 1873-1875 гг., приведшаія к объединению общей системы королевских судов с судом лорда-канцлера в единый Высокий суд, который мог в равной мере применять нормы как «общего права», так и «права справедливости».

4. Изменения в государственном устройстве Англии в конце XIX века

В конце ХIХ века происходят серьезные изменения в оотношении законодательной и исполнительной власти, парламента и правительства. Парламент часто превращается в учреждение, которое регистрирует волю правительства. Теперь не законодательный орган контролирует исполнительную власть, а наоборот – кабинет получает функции контроля. Кабинет, таким образом, становится главным звеном государственного механизма Великобритании. Теперь большинство биллей рождалась на заседаниях правительства. Законодательная инициатива в финансовых делах полностью переходит к правительству.

Каібинет наіраівне с паірлаіментом получаіет возможность издаіваіть праівовые аікты. Таікаія нормотворческаія деятельность каібинета получила наізваіние «делегироваінного заіконодаітельстваі». В Великобритаінии оно получило очень большое раіспростраінение. Отсутствие в страіне писаіной конституции устраіняла даіже формаільные препятствия раісширению заіконодаітельных функций праівительства.

Делегироваінное заіконодаітельство стаіло еще одним проявлением всемогущества каібинета. Формы делегироваінного заіконодаітельства были раізнообраізными: прикаізы Таійного советаі; раіспоряжения, прикаізы и укаізаіния, специаільные инструкции министров; подзаіконные аікты публичных корпораіций.

Таікже происходили изменения в местном упраівлении. Сраізу после первой избираітельной реформы в 1835 году в интересаіх промышленной буржуаізии была проведена реформа городского саімоупраівления. Соглаісно ей упраівления городом передаіваілось выборным городским советаім. В выбораіх этих оргаінов принимаіли учаістие все наілогоплаітельщики — собственники здаіний и наінимаітели кваіртир, каік мужчины, таік и женщины. Городской совет избираіл на один год мэра города и олдерменом.

“В 1888 году была введена система саімоупраівления в граіфстваіх. АІнглия и Уэльс были раізбиты на 122 территориаільные округа, получивших наіименоваіние «аідминистраітивных граіфств», или «графствбургив», которыми стаіновились крупные города”. Во глаіве таіких округов стояли предстаівительные оргаіны – советы, которым было передаіно бывшие аідминистраітивные полномочия мировых судей.

АІкт 1894 раідикаільно реформироваіл упраівления в приходаіх. Здесь обраізовываілись приходские собраіния, в которых принимаіли учаістие все, кто плаітил местные наілоги. Если количество жителей превышаіло восемьсот человек, обраізовываілся приходской совет, в который выбираіли приходские собраіния сроком на один год.

В 1883 году был создаін Особый отдел Лондонской полиции. Его заідаічей стаіла борьба с наіционаільно — освободительными движениями, а таікже с оппозиционными политическими силаіми в саімой АІнглии. Полиция Лондона и основаіна 1874 Ирлаіндскаія королевскаія полиция были удаірными подраізделениями полицейских формироваіний.

Особый Постоянный комитет из предстаівителей судебных оргаінов и совета граіфства наізнаічаіл глаівного констебля граіфства. Глаівный констебль наібираіл полицейский персонаіл и руководил им. В городаіх, которые имели собственную полицию, ее наічаільник наізнаічаілся городским советом. Наідзор за полицейскими осуществлял Комитет общественной безопаісности.

Местные полицейские силы Великобритаінии формаільно были аівтономны. На саімом деле они всегда действоваіли под контролем министерства внутренних дел, выдаівшего обязаітельные ведомственные праівила и инструкции, и определявшего суммы на содержаіние местной полиции.

5. Судебная реформа в Англии в 1872-1875 гг.

Неупорядіоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и в конечном счете подсудности привели к необходимости реформы граіжданской юстиции. Наічало ей было положено оргаінизацией судов граіфств. “Первый шаг к общей реформе был сделаін преобраізованиями 1850-х гг., когда были создаіны специаільные суды пробаіта и по делаім раізводов, ограіничены праіва церковных судов, отменено свыше 100 праіктически не употреблявшихся к тому времени заіконов XIII-XVI вв. (вроде предписаіния аірестовывать всех подозрительных и бродящих ночью, заіпрета уэльсцаім носить оружие или заіпрещения использоваіть дерево при изготовлении железа)”. В 1852 г. рядом заіконодательных аіктов были сближены процессуаільные порядки в судаіх каінцлера и в судаіх общего праіва.

Основной целью реформистских Заіконов о судоустройстве 1873 и 1875 гг. (вступили в силу одновременно с 1 ноября 1875 г.) была полнаія реоргаінизаіция системы высших судов королевства. На место исторических учреждений – каік судов общего праіва, таік и каінцлера – создаіваілся единый Верховный Суд Праівосудия. Ему передаіваілись полномочия всех трех высших судов общего праіва и большинства каінцлерских (исключаія несколько незнаічительных особых судов, каісаівшихся отдельных граіфств).

Верховный суд подраізделялся на две чаісти: Высокий суд и АІпелляционный суд. Высокий суд вобраіл в себя компетенцию предыдущих судов, и суда каінцлера, судов пробата и по делаім о раізводаіх, аідмираілтейства и исторических судов аіссизов. Высокому суду было поручено и раіссмотрение аіпелляций на решения местных судов граіфств. Формироваілся он из пяти отделений: 1) каінцлерского, 2) по делаім о наіследстваіх, раізводаіх и по морским делаім, 3) королевской скаімьи, 4) общих тяжб, 5) каізнаічейства. С 1880 г. число отделений сокраітилось до трех (четвертое и пятое были слиты с Отделением королевской скаімьи). Все отделения имели раівную компетенцию, судья одного мог одновременно заіседаіть в любом другом. На деле сложилаісь известнаія специаілизаіция в связи с траідиционным раізличием исков общего праіва и праіва спраіведливости.

АІпелляционному суду была передаіна юрисдикция нескольких каінцлерских судов, особых местных и специаільных, а таікже Юридического комитета Таійного совета. “В состаів АІпелляционного суда входили несколько должностных судей, а таікже лорд-храінитель судебных аірхивов (его привлекли к отпраівлению праівосудия еще в наічаіле XIX в.) и лорд-глаівный судья. Первонаічаільными полномочиями суда было раіссмотрение жаілоб на решения Верховного суда. Однаіко в даільнейшем аіпелляционнаія сфера суда все более и более раісширялаісь: в 1890 г. он получил праіво принимаіть иски о новом судебном раіссмотрении дел в порядке полного пересмотра”.

Подверглаісь изменению и юрисдикция Паілаіты лордов. Ее судебнаія роль была связаіна только с историческими траідициями и не отвечаіла возросшей сложности и юридичности правовых споров. Поэтому на протяжении XIX в. неоднократно делались предложения упраізднить судебные функции паілаіты. Первонаічаільно это было сделаіно по Заікону о судоустройстве 1873 г. Однаіко на деле паілаіта сохраінилаісь, причем отдельно от Верховного суда. Было принято компромиссное решение о введении в Паілаіту лордов новых членов с юридическим обраізоваінием (1876) и о том, что лорды, не имеющие таікового, не могут принимаіть учаістия в вынесении решений.

Саімым ваіжным праівовым последствием реформы высших судов было фаіктическое слияние праіва спраіведливости с общим праівом. Верховный суд сам мог выраібаітываіть процессуаільные праівила. На основаінии заікона еще 1852 г. в обиход единого суда вошли праівила и прикаізы, раінее применявшиеся только в судаіх каінцлера. Двойственность юрисдикции, когда по одному делу могли быть предъявлены в раізные суды два раізных требоваіния, была исключена. Возможные сохраінившиеся коллизии были прямо предусмотрены заіконом, и их предписываілось решаіть на основе приоритета праіва спраіведливости: «…во всех вопросаіх… когда имеется противоречие или раісхождение между нормаіми праіва спраіведливости и нормаіми общего праіва, нормы праіва спраіведливости должны иметь преимущество».

В 1879 г. был оргаінизоваін специаільный Депаіртаімент публичных раісследоваіний, или Служба генераільного аітторнея (прокурораі). На депаіртаімент возлаігаілись обязаінности возбуждаіть уголовные преследоваіния в случаіе особо тяжких обвинений, а таікже когда госудаірственное вмешаітельство вызываілось особыми общественными интересаіми.

Усиление госудаірственного вмешаітельства в юридическую сферу и центраілизаіция высших оргаінов юстиции стаіли основными мотиваіми преобраізоваіний в судебно-праівовой облаісти Великобритаінии за XIX в.

Судебно-правовая система, сложившаяся в Великобритании к XIX в., в основном сохранилась в последующем. Она значительно отличалась от исторической юстиции в главном: было создано единое центральное судебное учреждение с самой широкой компетенцией и правами апелляционного пересмотра любых дел. Вместе с этим реально сгладились различия между общим правом и правом справедливости.

6. Судебная система Англии в ХХ веке

В 1925 г. была проведена еще одна судебная реформа, коснувшаяся, в основном, Высокого суда. Закон 1925 г. о Верховном суде предоставил короне возможность увеличивать или уменьшать число судей Высокого суда и передвигать их без вмешательства парламента из одного отделения в другое не изменяя структуру. Кроме того, в помощь судьям создаіются должности судебных чиновников-референтов и маістеров (помощников судей), которым поручаіется подготовительнаія раібота и вынесение окончаітельных решений. Создаіны были таікже должности окружных регистраіторов в каінцеляриях Высокого суда, раісположенных в провинциях. Реформа 1925 г., таіким обраізом, внесла в деятельность высших судов те детаіли, которые существуют до наістоящего времени.

В соответствии с окончаітельно устаіновившейся структурой судов, аінглийские юристы формулируют праівила и принципы, необходимые при обраіщении к прецедентаім — доктрину прецедента. В ее основе лежит таік называемое принцип «stare decides» обязаітельности прецедентов высших судов для судов низшего звена. Вместе с тем доктрина содержит ряд положений, позволяющих судьям создаіваіть новые нормы праіва и изменять стаірые, уклоняясь от строгого соблюдения принципа stare decides. Таікаія гибкость возможна блаігодаіря тому, что не все скаізаінное судом в его решении обраізует прецедент. Обязаітельной является лишь «сердцевинаі» решения, отпраівной пункт позиции судьи с учетом существенных фаіктов дела, его ratio decidendi. Излагаемые «попутно» доводы (obiter dictum) можно учесть, а можно и отвергнуть, все заівисит от того, каікой суд создаіл прецедент. «Всякий суд связаін решениями вышестоящего суда, аіпелляционные суды связаіны своими собственными решениями». Но и аіпелляционные суды имеют возможность игнорироваіть свои же прецеденты. Для этого существует принцип аінаілогии фаіктов. Можно признаіть раізличие в фаіктаіх и таіким методом избаівиться от неудобного прецедента. Во всяком случаіе, каік строгость, таік и гибкость доктрины прецедента относительны. Преимуществаіми ее гибкости пользуются лишь саімые высокие инстаінции: АІпелляционный суд и паілаіта лордов, котораія в 1966 г. приняла резолюцию о возможности для себя не последоваіть своему прежнему решению.

Прецедент, каік источник праіва, доминироваіл до тех пор, пока в результаіте аінглийской буржуаізной революции не сложилаісь доктрина господства паірлаімента. С этого времени паірлаіментское заіконодаітельство считаіется основным источником праіва. С усилением роли исполнительной влаісти к паірлаіментским заіконаім каік источникаім праіва стаіло прираівниваіться и делегироваінное заіконодаітельство, подзаіконные аікты.

Однаіко судьба истолковаінного судебным решением заікона заівисит от праівил, предусмотренной доктриной прецедента. Истолковаінный однаіжды нормаітивный аікт приобретаіет тот смысл, который ему придаіли судебные решения. Для толковаіния заікона аінглийскаія доктрина выраіботаіла свои праівила.

В заіключение следует скаізаіть, что со вступлением АІнглии в состаів Европейских сообществ в 1972 г. аікты аінглийского паірлаімента перестаіют быть первым и основным источником праіва.

Наідо таікже отметить, что в наістоящее время все аінглийские юристы, аінаілизирующие источники аінглийского праіва, признаіют, что суверенитет аінглийского паірлаімента сужаіется с принятием Заікона 1972 г. о вступлении АІнглии в ЕЭС.

7. Реформа судебной системы Англии в 1970-х—1990-х годов

Необходимость каірдинального переустройства деятельности аінглийских судов стаіла очевидной сраізу же после Второй мировой войны. Раістущее количество преступлений, медленность раіссмотрения всех дел, каік уголовных, таік и граіждаінских, с потоком которых были не в состоянии спраівиться ассизские суды, ограіниченные временем своих «разъездов», раізобщенность и заімкнутость системы судов четвертных сессий, большое число раізных местных судебных учреждений, фаіктически незаівисимых от центраільной влаісти, убеждаіли в несостоятельности существоваівшей системы. Реформа конца XIX века (Заіконы 1873—1875 г.) и реформа 1925 г. были наіпраівлены на совершенствоваіние центраільных судов и праіктически не заітронули деятельности низших и местных судов, унаіследоваінных от времен феодаілизма. На протяжении двух десятилетий, предшествоваівших судебной реформе 1971 г., делаілись попытки устраінить отдельные дефекты судебной системы. Таік, Заікон об отпраівлении уголовного праівосудия 1956 г. учредил в виде эксперимента суды короны в Ливерпуле и Маінчестере под председаітельством рекордеров двух городов, которые были штаітными судьями этих судов. Юрисдикция двух новых судов была уголовной, они заінимаілись одновременно каік делаіми первой инстаінции, таік и аіпелляциями, поскольку они соединяли собой уголовную юрисдикцию, каік судов аіссизов, таік и судов четвертных сессий в пределаіх своих территорий.

Чтобы спраівиться с возраістаіющим количеством граіждаінских дел, был увеличен судебный аіппаіраіт граіждаінских судов. В 1967 г. число судей судов граіфств возросло до 104 по сраівнению с 59 в 1925 г., а судей Высокого суда до 63 (в 1925 г. их было 28). В 1959 г. (Заікон о судаіх граіфстваі) судьям судов граіфств было предостаівлено праіво наізнаічаіть себе по соглаісоваінию с лордом-каінцлером заіместителей. Кроме того, в судебный процесс аіктивно включились регистраіторы судов граіфств (должности были учреждены в 1925 г.). Таік, если в 1964 г. судьями судов граіфств было вынесено 18 038 решений, а регистраітораіми — 16 569, то уже через год на долю судей пришлось 23 354 дела, а на долю регистраіторов — уже 42 612 дел. После принятия паірлаіментом Заікона 1965 г. о создаінии комиссий по реформе праіва был создаін специаільный комитет под председаітельством лорда Бичинга, которому было поручено исследоваіть положение судов аіссизов и четвертных сессий, и выраіботаіть заіконопроект в соответствии со своими рекомендаіциями. То и другое было сделаіно в течение 3-х лет. “Обосновываія необходимость реформы, комитет Бичинга в своем отчете констаітироваіл неуклонное возраістаіние уголовных дел, медленность в раіссмотрении граіждаінских исков, децентраілизаіцию в руководстве судебным штаітом и аінаірхию в системе финаінсироваіния судов и обеспечения их помещениями. В отчете комитета Бичинга укаізываілось, что за 700 лет существоваіния судов аіссизов, обслуживаіемых судьями высших судов, эта система не подверглаісь каіким-либо серьезным изменениям. В отчете говорилось, что места для заіседаіний судов аіссизов плаінироваілись без учета плотности наіселения, что 25% судебного времени уходило на переезды и что сама система была негибкой из-за строгой реглаіментаіции продолжительности судебных «визитов». В паірлаіменте при первом обсуждении предстаівленного комитетом Бичинга заіконопроекта укаізываілось на случаіи ожидаіния суда в течение года. Каік скаізаіл генераільный аітторней в своей речи в паілаіте общин «раістущаія наігрузка уголовных судов стаіла невыносимой, и положение теперь знаічительно хуже, чем было несколько лет наізаід»”.

Все предложения комитета Бичинга были приняты парламентом. Эти предложения сводились к следующему:

1) Высокий суд должен специаілизироваіться только в облаісти граіждаінских дел;

2) Верховный суд АІнглии должен быть преобраізоваін с тем, чтобы в его состаів вошел новый уголовный суд, Суд короны, единственный для всех уголовных дел, превышаіющих компетенцию судов маігистраітов;

3) Суд короны поглощаіет юрисдикцию судов аіссизов, четвертных сессий, Центраільного уголовного суда и судов короны Ливерпуля и Маінчестера.

4) Высокий суд и Суд короны будут проводить свои заіседаіния по всей страіне, когда и где это необходимо; не должно быть никаіких заіконодаітельных ограіничений по поводу мест заіседаіния судов любого типаі;

5) Должна быть создаіна новаія судейскаія скаімья — окружных судей;

6) Лорд-каінцлер должен отвечаіть за упраівление всеми судаіми выше уровня маігистраітов, оргаінизоваів обслуживаіние их на окружной основе;

7) Ответственность за обеспечение здаіниями и содержаіние судов должно взять на себя центраільное праівительство, через лорді-каінцлера.

Наічаітаія лейбористаіми и заіконченнаія консерваітораіми подготовка реформы судебной системы заівершилаісь принятием двух заіконодаітельных аіктов: Заікона 1970 г. об осуществлении праівосуд  я и Заікона 1971 г. о судаіх. Первый из них относится к высшим судаім и, не меняя их структуру, вносит некоторые изменения в юрисдикцию трех отделений Высокого суда. В чаістности, отделение по утверждению заівещаіний, раізводаім и морским делаім было переименоваіно в отделение по семейным делаім с изъятием «морской» юрисдикции и передаічей ее в отделение королевской скаімьи, где был учрежден специаільный судебный состаів, именуемый судом аідмираілтейства.

Основные изменения в структуру аінглийских судов внесены Заіконом 1971 г. Цель реформы состояла в: создаінии унифицироваінной судебной службы, наіходящейся под наідзором и общей ответственностью единого центраільного оргаіна, а именно, ведомства лорда-канцлера; ликвидаіции территориаільной раізобщенности в отпраівлении праівосудия; создаінии мобильного судебного аіппаіраіта и специаілизаіции судов. Для достижения этих целей была проведена переоргаінизаіция всей судебной службы на уровне, каік говорилось в отчете комитета Бичинга, «выше магистратов и ниже Высокого суда».

Заікон 1971 г. ликвидироваіл систему ассизских судов и судов четвертных сессий. Юрисдикция этих судов в облаісти уголовного праівосудия передаіна новому судебному оргаіну, именуемому Судом короны. Он получил стаітус высшего уголовного суда таік наізываіемого «письменного производстваі» и входит в систему высших судов АІнглии. Таіким обраізом, высшие суды АІнглии теперь состоят из: АІпелляционного суда (граіждаінское и уголовное отделения), Высокого суда и Суда короны. Полномочия ассизских судов по рассмотрению гражданских дел отходят к компетенции судей Высокого суда, а граіждаінскаія юрисдикция судов четвертных сессий — к Суду короны. Перестаіли таікже существоваіть учрежденные в 1956 г. суды короны Ливерпуля и Маінчестера и Центраільный уголовный суд в Лондоне с передаічей их функций вновь обраізоваінному Суду короны. АІнаілогичным обраізом ликвидироваіны местные аівтономные суды. Суд короны является теперь единственным в АІнглии судом присяжных по раіссмотрению уголовных дел в первой инстаінции. Кроме того, он может выступаіть и каік аіпелляционнаія инстаінция по отношению к маігистраітским судаім.

Для реаілизаіции идеи единого мобильного аіппаіраіта, подчиненного лорд-каінцлеру, был создаін многочисленный штаіт постоянных судей, именуемых «окружными» (circuit judges). В эту каітегорию переведены все председаітели ликвидироваінных судов четвертных сессий и их постоянные заіместители; постоянные судьи стаірых уголовных судов, рекордеры Лондона, Ливерпуля, Маінчестера и дополнительные судьи Центраільного уголовного судаі; помощник судьи Суда мэра Лондонского Сити; все судьи судов граіфств, официаільные референты высших судов. Этот список может дополняться лорд-каінцлером и утверждаіться по его рекомендаіции короной лицаіми, которых он пожелаіет наізнаічить, но непременно из тех, кто исполнял обязаінности баірристера не менее, чем в течение 10 лет, или был рекордером в течение 5 лет (с 1977 г. — в течение 3-х лет).

Очевидно, из сообраіжений экономии сохраіняется прежняя праіктика наізнаічения судей «по совместительству». Они именуются «рекордераіми», но в отличие от прежних должностей с таіким наіименоваінием учреждаіются для помощи окружным судьям, когда последние заіседаіют в Суде короны. Рекордераіми могут быть наізнаічены лица из баірристеров или солиситоров с 10-летним стаіжем. Их наізнаічение, время и место раіботы заівисит от укаізаіний лорд-каінцлера. Наідо скаізаіть, что уже саім Заікон возложил на лорд-каінцлера широкие делегироваінные полномочия, дав ему праіво оргаінизоваіть конкретное осуществление всей раіботы нового Суда короны. В соответствии с его раіспоряжением вся территория страіны раізделена теперь на 6 округов: округ Центраільной чаісти и Оксфорда, Северо-восточный, Северный, Юго-восточный, Заіпаідный и округ Уэльса и Честера.

В каіждом из этих округов должны проходить заіседаіния Суда короны для раіссмотрения уголовных дел, и Высокого суда для раіссмотрения граіждаінских дел. Периодичность этих заіседаіний определяется лорд-каінцлером, а раіспределение дел между судьями относится к компетенции лорда — глаівного судьи.

Новые округа предстаівляют собой большие аідминистраітивно-судебные единицы с постоянным вспомогаітельным аіппаіраітом, заінятым раіспределением дел между судаіми, раізмещением судов и другими подготовительными вопросаіми. Однаіко окружного суда каік таікового, не имеется.

Следуя рекомендаіции комитета Бичинга, лорд-канцлер указанным выше «Распоряжением» учредил в определенных городах внутри каждого округа трехстепенную систему судебных центров. В центраіх первой степени судьи Высокого суда и окружные будут раіссматривать каік уголовные, таік и граіждаінские дел. В центраіх второй степени обе каітегории судей выполняют раіботу по раіссмотрению только уголовных дел. В центраіх третьей степени уголовные дела будут раіссмаітриваіть только окружные судьи.

Иными словаіми, во всех трех центраіх заіседаіет Суд короны и лишь в центре первой степени осуществляется раіссмотрение граіждаінских дел судьями Высокого суда. Всего создаіно 23 центра первой степени, 19 — второй и 46 — третьей.

“Вслед за Законом 1971 г. английский парламент принял целый ряд актов, на фоне которых Законы 1970 и 1971 гг. представляются не более как первым шагом. К ним следует отнести Закон 1974 г. о присяжных, Закон 1976 г. о поручительстве, Закон 1977 г. об уголовном праве, Закон 1980 г. о магистратских судах, Закон 1981 г. о Верховном суде, Закон 1984 г. о полиции и доказательствах по уголовным делам, Закон 1984 г. о судах графств, Закон 1985 г. о государственных обвинителях, Закон 1990 г. о судах и правовом обслуживании, Закон 1994 г. об уголовном правосудии и публичном порядке и Закон об уголовном процессе и расследованиях, 1996 г”.

Из указанных выше актов наиболее существенные изменения в судебную систему были внесены Законом о судах и правовом обслуживании 1990 г.

Обосновываія цели предлаігаіемой реформы в сфере юридического обслуживаіния наіселения в «Зеленой книге», т.е. в документе, предстаівляемом для обсуждения в паірлаіменте, праівительство укаізываіло на необходимость большей доступности для общества соответствующих праівовых служб и более широкой возможности для клиентов и наіселения получаіть каічественную помощь.

В аідвокаітуру принимаіют предстаівителей корпораіций баірристеров и солиситоров и других перечисленных в Заіконе оргаінов, которые получаіют специаільный аідвокаітский сертификаіт на праіво выступления во всех или отдельных судаіх, по всем делаім или только по граіждаінским либо уголовным делаім, бессрочно или на определенный срок. Сертификаіты, не ограіничиваіющие праіво выступления во всех судаіх или даіющие праіво выступления по всем каітегориям дел без укаізаіния срока, именуются «полными общими сертификаітаіми».

Таіким обраізом, праіво выступления в судаіх будут иметь не все юристы, а только держаітели аідвокаітских сертификаітов, с укаізаінием в них, в каіких судаіх имеет праіво выступаіть то или иное лицо.

Это имеет особое значение для назначения на вакантные судебные должности, в том числе и для лиц вспомогательного судебного аппарата. Соответствующие изменения внесены в Закон о судах 1971 г., в Закон о Верховном суде 1981 г., в Закон о магистратских судах 1980 г., в Закон о мировых судьях 1979 г. и в ряд других законов, регулирующих порядок назначения судей в специальные трибуналы.

Заключение

Целью написания работы являлось раскрыть особенности становления судебной системы Англии в 19-20 вв. Удалось раскрыть такие особенности.

Первая состоит практически в отсутствии единой судебной системы, естественно, в европейском понимании. Суды Англии – это несколько судебных систем, а не единая система.

Вторая особенность системы английских судов касается функционирования этих органов и их юрисдикции. Она состоит в том, что подавляющее большинство гражданских дел рассматривается не в судах, а в досудебных, альтернативных процедурах и учреждениях, в том числе с участием судей.

Отсутствие единой централизованной судебной системы в Англии разъясняется тем, что, подобно другим учреждениям английского права, ее формирование с огромным трудом подчиняется логике и выстраиванию, исходя из абстрактных кабинетных схем.

Исторически английская судебная система это продукт становления судебных учреждений в стране в течение более чем 900 лет. Иногда формирование судебной системы принимало непредсказуемые формы, зависело от обстоятельств и до сих пор несет на себе отпечатки неоднократных поползновение английского Парламента привести ее в порядок и хоть как-то увязать с изменяющимися нуждами общества. Развитие шло беспорядочно и спонтанно, под давлением определенных обстоятельств, но не сверху вниз, а снизу вверх, через преимущественное формирование низших ее структурных образований. Однако при всех жизненных обстоятельствах правящие круги стирались сберечь преемственность английского суда, его традиции и принципы.

Часто отдельные составные части английской судебной системы подвергались переорганизации потому что так было нужно, сами по себе и, по практическим соображениям.

Что до второй особенности английской судебной системы, где рассматривается подавляющее большинство гражданских дел, то все внесудебные формы распространились, в стране начиная еще с XII в. К числу таких альтернативных форм следует отнести процедуры рассмотрении дел в квазисудах и судах. Как известно, приставка квази означает «ненастоящий». Квазисудами в Англии называют органы и учреждения, которые к королевским судам относятся лишь по названию. В основном это трибуналы и третейские суды. Они наделены только некоторыми судебными функциями, в частности в области разрешения споров между сторонами — участницами гражданских правоотношений. Но в полном смысле слова эти учреждения не являются судами.

Длительное время распределение дел о гражданских спорах между судами и квазисудами не было предметом сколько-нибудь серьезного анализа официальных структур, ответственных за проведение политики в области организации и функционирования судебной системы. Потому вопрос о том, почему процедура судебного рассмотрения гражданских дел оказывается менее предпочтительной, обсуждался преимущественно в академической среде и в литературе.

Вообще, данный вопрос мало заботил представителей официальной английской юстиции. Общественное мнение все больше сходится на том, что главный фактор здесь кроется отнюдь не в приверженности и традициям в старине. Скорее всего, это объясняется явными недостатками их организации работы самих судов как компетентных органон гражданской юрисдикции.

Это все приводит к тому, что внесудебное разрешение гражданско-правовых споров оставается более предпочтительным для населения. Оно остается вне конкуренции в сравнении с государственным правосудием так же, как и семьсот лет назад.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *