Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства является важнейшим условием формирования эффективной экономики в стране. Малые предприятия, в отличие от крупных, не имеют возможности привлекать большие объемы финансовых ресурсов, создавать собственными силами для собственных нужд инфраструктурные объекты и т.д. Из этого следует, что государственное регулирование и поддержка таких предприятий является объективной необходимостью. В настоящее время помощь государства малому предпринимательству считается нормой и осуществляется в общественных интересах.
Государство регулирует деятельности малого бизнеса посредством соответствующих механизмов[22, с. 52]:
1. Создает специальные реестры, отражающие подробные сведения о представителях данного типа предпринимательства;
2. Наделяет конкретные органы государственной и местной власти полномочиями по оказанию помощи малому бизнесу;
3. Формирует инфраструктурные системные учреждения, приводящие в действие утвержденные государственные программы в сфере содействия малому бизнесу;
4. Организует выставочную работу и привлекает представителей малого бизнеса к участию в конкурсах и выставках всех уровней;
5. Реализует имущественную и финансовую поддержку посредством системы федеральных и региональных адресных программ (предоставление дотаций и субсидий и др.).
Существует несколько процессов предпринимательства, которые не должны обходиться без контроля государства. Среди них можно назвать[12, с. 74]:
1. Регистрацию бизнеса (открытие предприятия, его ликвидация, реорганизация и др.);
2. Сбор налоговых платежей;
3. Защита интересов и прав, которые возникают у субъектов бизнеса в процессе его реализации и др.
Правительство при определении путей регулирования процессов малого бизнеса (предпринимательства) обязуется оказать помощь хозяевам малых предпринимательских инициатив. Это необходимо, поскольку начинающий предприниматель нуждается:
— в простых и понятных процедурах регистрации, на выполнение которых не потребуются большие средства и время;
— в недорогом и качественном консультационном обслуживании;
— в лояльном налогообложении в связи с маленьким оборотом;
— в упрощенном финансовом учете;
— в дополнительных правовых инструментах, которые могут давать возможность функционировать малым предприятиям наряду со средними и крупными предприятиями.
Решая данные проблемы малого бизнеса, государство рассчитывает на то, что издержки по изготовлению конечной продукции будут минимизированы, что приведет к наполнению потребительских рынков высококачественной продукцией по приемлемым ценам.
Практика показала, что минимизация производственных затрат является одним из важнейших доступных российскому мелкому предпринимательству путем выхода на рынок с дешевым продуктом.
В Российской Федерации поддержка малого бизнеса осуществляется согласно Федеральному закону от 24.07.2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» а также различных программ развития малого бизнеса, реализуемых как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» выделяет в качестве одной из приоритетных целей государственной политики в сфере развития малого предпринимательства обеспечение благоприятных условий для деятельности субъектов малого предпринимательства. Данная цель достигается, в том числе, за счет мер по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, то есть по ее формированию и обеспечению ее деятельности. Одним из основных принципов поддержки субъектов малого предпринимательства является доступность данной инфраструктуры.
Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства представляет собой систему различных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих), создаваемых в рамках государственных программ для обеспечения условий и обслуживания малого бизнеса, оказания поддержки предпринимателям: центров (консультационных, маркетинговых, учебно-деловых, инжиниринговых, инновационно-технологических), агентств, фондов (поддержки предпринимательства, научно-исследовательской и инновационной деятельности, гарантийных), технопарков, научных парков, бизнес-инкубаторов, микрофинансовых организаций и т.д.
Перечисленные объекты инфраструктуры оказывают малому бизнесу комплексную поддержку (рисунок 2).
Рисунок 2 Формы поддержки малого предпринимательства[20, с. 36]
Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета.
В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой. Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты.
Кроме того, начиная с 2005 года Министерство экономического развития РФ, в рамках реализации специальной программы, предоставляет субсидии из федерального бюджета РФ бюджетам субъектов РФ в целях оказания государственной поддержки малому предпринимательству на региональном уровне. В рамках данной программы денежные средства распределяются между регионами на конкурсной основе. Выделенные денежные средства расходуются целевым образом на реализацию региональных программ развития малого предпринимательства. При этом регионы также софинансируют расходы, что стимулирует их активность в реализации политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности.
В рамках программы предусмотрены меры поддержки субъектов малого предпринимательства как прямого, так и непрямого характера. Среди всех мер особое значение уделяется созданию и развитию инфраструктуры малого предпринимательства. Для этого государство выделяет средства на создание и развитие инфраструктуры информационно-консультационной поддержки, имущественной поддержки (технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы и т.д.), поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого предпринимательства. Кроме того, выделяются средства на создание гарантийных фондов для субъектов малого предпринимательства, предоставляющих поручительства по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.д.), оказывается поддержка микрофинансовым организациям как источникам заемных средств для малого бизнеса.
В настоящее время в нашей стране Правительство РФ осуществляет планирование и разработку мер в сфере оказания всесторонней помощи российским предпринимателям.
В целях поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства государством применяются следующие методы[18, с. 37]:
1. Специальные налоговые режимы, суть которых заключается в понижении налоговых ставок для субъектов малого предпринимательства и предоставлении других льгот (упрощенный пакет документов отчетности для налоговых органов, налоговые скидки, уменьшение налоговой базы за счет вычета определенных затрат и т.д.);
2. Имущественная помощь, подразумевающая обеспечение предпринимателей зданиями и земельными участками для ведения хозяйственной деятельности;
3. Консультационная помощь, подразумевающая оказание консультационных услуг и обучение основам ведения и управления бизнесом для предпринимателей;
4. Информационная поддержка, включающая в себя распространение информации, касающейся деятельности малого предпринимательства в различных источниках СМИ и сети интернет;
5. Финансовая помощь, подразумевающая разделение рисков между кредитными организациями и государством за счет выдачи государственных гарантий, субсидирования процентных ставок по кредитам, стимулирования развития отдельных направлений бизнеса;
6. Создание инфраструктуры.
Далее рассмотрим критерии отнесения субъектов к малому и среднему предпринимательству.
Итак, понятие субъектов малого предпринимательства, а также среднего предпринимательства раскрывается в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К таким субъектам могут относиться как юридические лица, так и предприниматели, если они отвечают ряду требований[5]. Для предприятия малого и среднего бизнеса критерии соответствия приведены в п. 1 ст. 4 вышеуказанного закона.
Разделение хозяйствующих субъектов на категории введено для того, чтобы учитывая масштаб предпринимательской деятельности вводить некоторые льготы или предъявлять меньше требований к документообороту и отчетности тех субъектов, для которых такие поблажки допустимы. Минфин в письме от 25.07.2017 № 03-11-11/47293 структурировал информацию о некоторых налоговых льготах для СМП. В частности была упомянута возможность снижения налоговых ставок при применении специальных режимов налогообложения.
В Федеральном законе от 03.08.2018 № 313-ФЗ установлены новые критерии малого бизнеса в России. Закон вступил в силу с момента опубликования. Федеральным законом снимаются ограничения максимальной доли в размере 49% в отношении предельной доли участия иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий. Ограничения снимаются для случаев, когда иностранное юридическое лицо само относятся к малым или средним компаниям. Также к субъектам мало бизнеса могут относиться хозяйственные товарищества [35, с. 15].
Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У). На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1, ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2019 сгруппируем в таблицах. Далее критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.
Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства в таблице 1.
Таблица 1 Юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства[29, с. 18]
Форма (особенности) организации | Условия | Примечание |
Любые ООО | Условие 1: 1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%; 1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49% | ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6 |
Любые АО | Условие 2: Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики | — |
Условие 3: Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций | — | |
Организации-»интеллектуалы» | Условие 4: Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) | Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования |
Организации-»сколковцы» | Условие 5: Имеют статус «сколковца» | — |
Организации с «особенным» учредителем | Условие 6: Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ | — |
Критерии малого предпринимательства по значениям выручки и численности работников представим в таблице 2.
Таблица 2 Основные критерии малого предпринимательства в 2019 году[29, с. 24]
Для кого | Предельные значения выручки | Средняя численность работников |
Для микропредприятий | 120 млн руб. | 15 человек |
Для малых предприятий | 800 млн руб. | 16-100 человек |
Для средних предприятий | 2000 млн руб | 101-250 человек |
В случаях, когда отчетность предприятия не позволяет определить его годовую выручку (ее получение – не основная цель деятельности юридического лица, например, для некоммерческих организаций), стоимостью материальных средств, которыми владеет данное юридическое лицо, будет являться балансовая стоимость основных и нематериальных активов. При этом стоимость также не может превышать 800 млн. руб.
Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников (рисунок 1).
Рисунок 1 Виды субъектов малого и среднего предпринимательства[21, с. 154]
Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство — это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве — не более шестидесяти, в оптовой торговле — пятидесяти, в розничной же — до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства — физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.
Малое предприятие может быть:
— казенное предприятие (государственное или муниципальное),
— полностью частное предприятие.
Существует несколько ограничений в сфере организации и функционирования малого предприятия при государственном участии, которые изложены в Законе о малом бизнесе.
В соответствии с законом, при утверждении мер максимального благоприятствования небольшим предпринимательским начинаниям, государство должно ставить перед собой соответствующие задачи:
— Обеспечить рост количества малых предприятий;
— Утвердить правовые режимы, позволяющие создать здоровую конкурентную среду для всех участников рынка;
— Создать условия для прироста доли продукции, производимой небольшими субъектами предпринимательства и др.
Категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием. Таким образом, малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.