Структура системы государственного управления в Китае (КНР)

🙂

Скачать текст в WORD

После провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году в стране четырежды модифицировалась Конституции. Предшествующие Конституции КНР принимались в 1954, 1975 и в 1978 годах. Четвёртая, действующая Конституция КНР была принята в 1982 году. В 1988, 1993, 1999 и 2004 годах в неё вносились изменения. Далее, опираясь на четвертую Конституцию КНР, проанализируем структуру государственного управления. [9,с.13]

Соответственно первой главе конституции КНР — государство, построенное на принципах социализма демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян. [1,с.3]

Конституция 1982 года привнесла в государственную структуру КНР весомые изменения, проявившиеся в:

1) восстановлении института Председателя КНР;

2) создании Центрального военного совета КНР;

3) восстановлении волостного звена органов власти и управления;

4) установлении сроков, ограничивающих пребывание некоторых высших государственных должностных лиц на своих постах;

5) установлении принципа несовместимости членства в постоянных комитетах собраний народных представителей с занятием административных, судебных и прокурорских должностей;

6) учреждении в составе правительств различных ступеней системы ревизионных органов для усиления контроля за финансами и финансовой деятельностью.

В целом, конституция 1982 года как документ, определяющий государственный строй страны, представляет собой видимый прогресс по сравнению с предшествующими конституциями и конкретно от них отличается. Конституция провозглашает четыре ключевых принципа: твердо придерживаться социалистического пути, демократической диктатуры народа, руководства Коммунистической партии Китая, а также марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна.

Отталкиваясь от этих принципов, все основные решения по вопросам государственного строительства и государственной политики принимаются партийными органами соответствующего уровня сверху донизу, представительные органы власти всего лишь законодательно оформляют постановления, принятые партийными органами, и осуществляют контроль за их исполнением.

По конституции высшим законодательным органом государственной власти КНР является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), возглавляющее всю систему собраний народных представителей, которые комплектуют политическую основу государства. [12,с.8]

ВСНП состоит из депутатов, избранных от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооружённых сил.

Срок полномочий ВСНП — 5 лет. Его сессии проводятся раз в год. В интервалах между сессиями функции ВСНП реализовывает Постоянный Комитет ВСНП. Постоянный комитет ВСНП складывается из председателя, его заместителей, Председателя Канцелярии ВСНП и членов Канцелярии.

Постоянно функционирующим органом ВСНП является его постоянный комитет (ПК ВСНП), ответственный и подотчётный ВСНП.

ПК ВСНП исполняет функции высшего органа государственной власти и служит под наблюдением ВСНП в период между сессиями ВСНП.

Постоянный комитет ВСНП избирается Всекитайским собранием народных представителей в составе председателя, нескольких заместителей, ответственного секретаря и членов. Руководит работой постоянного комитета ВСНП — Председатель Постоянного комитета. Он созывает Постоянный комитет ВСНП на заседания. Заместители председателя и ответственный секретарь содействуют председателю в его работе. Председатель, заместители председателя и ответственный секретарь организуют Совет председателя, заведуют важной повседневной работой Постоянного комитета ВСНП. [17,с.52]

Лица, входящие в ПК ВСНП, не могут состоять на службе в государственных административных органах, органах суда и прокуратуры.

Срок полномочий Постоянного комитета ВСНП каждого созыва соответствует сроку полномочий ВСНП каждого созыва. Он осуществляет свои полномочия до избрания Постоянного комитета ВСНП нового созыва.

Согласно статье 79 Конституции КНР о председателе КНР «Председатель и заместитель Председателя Китайской Народной Республики избираются Всекитайским собранием народных представителей.

Каждый гражданин Китайской Народной Республики, достигший 45 лет и имеющий право избирать и быть избранным, может быть избран Председателем или заместителем Председателя Китайской Народной Республики.

Срок полномочий Председателя и заместителя Председателя Китайской Народной Республики соответствует сроку полномочий Всекитайского собрания народных представителей. Председатель и заместитель Председателя Китайской Народной Республики могут занимать эти должности не более чем два срока.» [1,с.12]

Председатель ПК ВСНП и его заместители не могут находиться на своих постах более 2 сроков (1 срок = 5 лет).

Согласно Конституции КНР, к органам исполнительной власти относится Государственный совет Китайской Народной Республики (Госсовет КНР). Выработка административно-правовых актов является одним из важнейших полномочий Государственного совета, главным средством регламентации государственной деятельности, безусловным условием согласованной и результативной деятельности государственного аппарата, обеспечения стабильности и целостности государства. [9,с.30]

С 1998 года организационная структура Госсовета претерпела большие реформы. В структуру Госсовета входят: Канцелярия Госсовета, 28 министерств, комитетов, департаментов, банков, 17 непосредственно подчиненных органов, 8 служебных органов, а также определенное число ведомств непосредственного подчинения.

Кандидатура Премьера Государственного Совета утверждается Всекитайским Собранием народных представителей по представлению председателя Китайской Народной Республики, назначается и смещается Председателем КНР. Кандидатуры заместителей Премьера, членов Государственного Совета, министров, председателей комитетов и комиссий, Главного ревизора, начальника Секретариата ратифицируются Всекитайским Собранием народных представителей по представлению Премьера Государственного Совета, назначаются и смещаются Председателем КНР; в период между сессиями всекитайского собрания народных представителей кандидатуры министров, председателей комитетов и комиссий, Главного ревизора, начальника Секретариата утверждаются Постоянным комитетом ВСНП по представлению Премьера Государственного Совета, назначаются и смещаются Председателем Китайской Народной Республики. [1,с.7]

Государственного Совета может осуществлять свои полномочия пять лет.

Премьер, заместители Премьера, члены Государственного Совета могут прибывать на своей должности не более, чем два срока подряд.

Члены Государственного Совета по умолчанию Премьера или Постоянного совета Государственного Совета отвечают за конкретную область работы или важное задание, а также могут представлять Государственный Совет во внешнеполитической деятельности.

Начальник Секретариата Государственного Совета под руководством Премьера отвечает за повседневную работу Государственного Совета.

Главный ревизор ответственен за контроль над государственными финансами и финансовыми доходами и расходами.

Функциональными органами Госсовета являются Министерства, комитеты и комиссии, банк, департаменты, которые под единым управлением Госсовета руководят административными делами в какой-либо области.

Органы непосредственного подчинения Госсовета являются органами, ведающими какой-либо специальной административной областью под единым руководством Госсовета. Административный статус органов непосредственного подчинения Госсовета ниже статуса министерств, комитетов и комиссий, банка и департаментов, их учреждение, упразднение или изменения решается путем обсуждения на заседании Госсовета.

Кандидатуры глав администрации, органов непосредственного подчинения Госсовета утверждаются на заседаниях Постоянного совета Госсовета, их назначает и смещает Премьер, они не входят в состав Госсовета. [12,с.24]

Аппарат Госсовета учреждается внутри Госсовета и является рабочим органом, помогающим Премьеру в ведении специальных дел.

Образование, слияние или упразднение аппарата Государственного совета находится в компетенции Госсовета, а глава администрации аппарата назначается и снимается с должности Премьером Госсовета.

Так же рассмотрим правовые основы судебной системы КНР . Они определены ст.123-128 Конституции КНР . Задачей народных судов является «рассмотрение уголовных и гражданских дел, наказание в судебном порядке преступных элементов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата». Принцип суверенности судов закрепляется в законодательстве. [1,с.16]

Правосудие в КНР осуществляется общими и специальными судебными органами. К общим относятся Верховный народный суд и местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые). Специальными считаются военные суды (в соответствии с законом могут быть учреждены и другие специальные суды). В КНР не существует специальных административных судов; их функции выполняют действующие в общих судах палаты (коллегии) по административным делам. Они принимают жалобы на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В деревнях такие жалобы рассматривают комитеты сельского населения (органы общественного самоуправления), решения которых могут быть обжалованы в суд. В 1993 г. созданы также арбитражные комиссии и арбитражные суды по трудовым спорам (от уезда и ниже), решения которых могут быть обжалованы в народный суд. На практике, в соответствии с традициями, население редко обращается в суд, предпочитая негосударственные, неформальные методы разрешения споров.

Рассмотрение дел, как правило, коллегиальное, но предусмотрена возможность слушания одним судьей несложных гражданских и малозначительных уголовных дел. Приговоры, осуждающие к смертной казни, передаются на утверждение Верховного народного суда. Верховный народный суд как высший судебный орган осуществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Данный судебный орган ответствен перед ВСНП и его Постоянным комитетом. Местные народные суды ответственны перед местными органами государственной власти. Судьи избираются или назначаются народными собраниями соответствующего уровня и занимают свою должность не более двух 5-летних сроков. Председателя Верховного народного суда избирает ВСНП, членов его Постоянный комитет. Народные заседатели избираются местными жителями или народными собраниями либо назначаются судом. Административное управление судебной системой осуществляет Министерство юстиции, упраздненное в 1959 г. и восстановленное в 1979 г. Оно, в частности, занимается подготовкой судебных кадров и финансированием судов. В Китае не существует специальных органов конституционного контроля, так как внешний контроль за конституционностью актов ВСНП несовместим со статусом последнего как высшего органа государственной власти. В соответствии с Конституцией КНР контроль за исполнением Конституции относится к полномочиям самого ВСНП и его Постоянного комитета. [17,с.52-53]

Надзор за законностью в КНР возложен на органы народной прокуратуры, к которым относятся Верховная, местные народные прокуратуры, военные и другие специализированные прокуратуры. Кроме того, прокуратуры уездного и провинциального уровней могут создавать в горнопромышленных районах, на целинных землях и в лесных районах свои отделения. Для этого требуется разрешение Постоянного комитета Собрания народных представителей. Прокуратура строится на началах строгой централизации и иерархии; организационно она отделена от судов. Генеральный прокурор назначается ВСНП, члены Верховной народной прокуратуры — его Постоянным комитетом, местные прокуроры — генеральным и вышестоящими прокурорами. Согласно Конституции срок полномочий генерального прокурора соответствует сроку полномочий ВСНП; он может занимать эту должность не более чем 2 срока подряд. Верховная народная прокуратура ответственна перед ВСНП и его Постоянным комитетом. Местные народные прокуратуры ответственны перед местными органами государственной власти и вышестоящими прокуратурами. Помимо осуществления функций общего надзора, прокуроры поддерживают обвинение в суде, участвуют в рассмотрении некоторых гражданских дел, если это, в частности, вызвано интересами государства, ведут расследование более сложных уголовных дел и дел, по которым предусмотрены суровые меры наказания (следственные действия в этом случае проводят следователи при прокуратурах). Самостоятельная, отдельная от общекитайской судебная система существует в САР Сянган. Ее возглавляет Суд окончательной инстанции, решения которого носят окончательный характер и не подлежат обжалованию. Лишь по уголовным делам возможно обращение к главе администрации за помилованием или смягчением наказания. Ниже Суда окончательной инстанции находится Высший суд, который разделен на 2 палаты: апелляционную и первой инстанции. Еще ниже стоят окружные суды, суды магистрата и специальные суды, а также система мировых судей. К специальным судам отнесены суды по делам несовершеннолетних, земельные суды, суды по трудовым спорам и др. [17,с.51]

Например, в Сянгане сохраняется прежний порядок судопроизводства, в том числе и с участием присяжных заседателей. Судьи назначаются Главой администрации САР по рекомендации независимой комиссии, в состав которой входят судебные чиновники, юристы, известные местные деятели. Мировые судьи выполняют свои функции безвозмездно (по совместительству с государственной службой или на общественных началах). Специального юридического образования или подготовки от них не требуется.

Также в Китае существует Центральный Военный Совет КПК. Согласно Конституции КНР он является высшим военным органом КНР. Он действует под руководством КПК и несёт ответственность за руководство вооруженными силами КНР. В его состав входят Председатель, Заместитель Председателя и члены совета. Председатель Совета избирается Всекитайским Собранием Народных Представителей. Председатель несёт ответственность перед ВСНП и его постоянным комитетом. Состав Центрального Военного Совета устанавливается на основе решений ЦК КПК. Осуществляется режим ответственности Председателя. Главные функции Военного Совета: непосредственное руководство вооруженными силами КНР. [1,с.19]

Срок полномочия Центрального Военного Совета составляет 5 лет. Срок полномочий может быть продолжен, без ограничений.

Таким образом, высшим органом государственной власти в Китае является Всекитайское собрание народных представителей, которое осуществляет законодательную власть в стране. Перед ВСНП отвечает постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей.

Также ВСНП избирает председателя и заместителя Китайской народной республики.

Высшим органом исполнительной власти в КНР является Государственный совет, который ответственен и подотчетен перед Всекитайским собранием народных представителей. Также Государственный совет ответственен перед Премьером.

Высшим судебным органом в КНР является Верховный суд, который осуществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Верховный суд ответственен перед ВСНП и ПК ВСНП. Местные суды ответственны перед местными органами государственной власти.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *