Так как интеллектуальный капитал признается одним из важных ресурсов современных организаций, обеспечивающих их конкурентоспособность, необходимо подробнее рассмотреть общепризнанные подходы (некоторые из них даже можно назвать классическими) к определению его сущности и структуры.
Признанные пионеры в изучении интеллектуального капитала Лейф Эдвинссон и Майкл Мэлоун прибегают к метафоре, чтобы дать наглядное представление о его значении для организации [35], сравнивая организацию с живым организмом — деревом. Исходя из наглядного представления, авторы [35] утверждают, что интеллектуальный капитал — это корни организации, скрытые условия развития, таящиеся за видимым фасадом ее зданий и товарного ассортимента.
К скрытым условиям развития организации относятся две группы факторов: человеческий и структурный капитал, которые являются составляющими интеллектуального капитала.
Категории интеллектуального капитала, по мнению Л. Эдвинссона и М. Мэлоуна, применимы не только к коммерческим организациям, но и к некоммерческим, а также к военным учреждениям и даже к правительствам.
Существуют и другие подходы к рассматриваемому понятию, например, подход, предложенный Томасом Стюартом. В своей работе [36, с. 82] Т. Стюарт изучает особенности интеллектуального (умственного) труда и признает знание главным источником стоимости на рынке труда («рынки труда вознаграждают тех, кто работает головой, и дают шлепка тем, кто этого не делает»).
Информация и знания отличаются от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов. В отличие от прочих ресурсов, особенности знаний заключаются в их изобилии. «Интеллектуальная энергия корпорации» включает два вида интеллектуального капитала (интеллектуальных активов):
1) «экспертиза» — постоянная совокупность специальных знаний и профессионального опыта, сопутствующая любому заданию, человеку или организации;
2) инструменты увеличения совокупности знаний. Т. Стюарт указывает, что главный смысл его книги «Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций» заключается в утверждении, что «интеллектуальный капитал в Век информации превышает финансовый капитал». Т. Стюарт, используя схему Хьюберта Сент-Онжа и Лейфа Эдвинссона, предложил в структуре интеллектуального капитала (этих взаимосвязанных видов «интеллектуальной энергии корпорации») рассматривать три составляющие — человеческий, структурный (организационный) и потребительский капитал.
Интерес представляет также подход Энни Брукинг, которая считает, что интеллектуальный капитал имеет давнюю историю существования: «он появился, когда первый бродячий торговец установил хорошие отношения с покупателем» — «доброе имя» [37, с. 30]. Невозможно не согласиться с утверждением автора, что современные компании не могут функционировать без нематериальных преимуществ, их наличие усиливает конкурентные преимущества, что позволяет их считать активами. Исходя из этого, под интеллектуальным капиталом Э. Брукинг предлагает понимать термин, используемый для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать в современном мире
Структура интеллектуального капитала организации, представленная Э. Брукинг, состоит из четырех частей: рыночные активы, интеллектуальная собственность как актив, человеческие и инфраструктурные активы.
Рыночные активы — это нематериальные активы, связанные с рыночными операциями, которые обеспечивают компании конкурентные преимущества во внешней среде. Собственность, которая приобретена как результат умственной деятельности и защищена законодательно, считается интеллектуальной. Интеллектуальная собственность как актив (интеллектуальные активы) являются важной составляющей успеха любой компании, особенно компании, производящей технически сложную или инновационную продукцию. Человеческие активы (качества, присущие людям) — это совокупность коллективных знаний сотрудников организации, их творческих способностей, умений решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков. Под инфраструктурными активами подразумеваются технологии, методы и процессы, которые делают работу организации вообще возможной, они формируют среду, в которой сотрудники организации работают и общаются друг с другом [37].
Так же, как и Э. Брукинг, Даниел Андриссен и Рене Тиссен признают, что в современном мире главным ключом к успеху в бизнесе являются нематериальные активы [38]. Авторы выделяют пять групп нематериальных активов (intangible assets).
В состав ценных ресурсов и приобретений входят: сложившаяся клиентская база, торговая марка и имидж, сеть поставщиков, интеллектуальный потенциал, обладание стандартами. В качестве первичных процессов и процессов управления рассматриваются: руководство и контроль, обмен информацией и управленческая информация. Навыки и неформализованные знания включают: ноу-хау и сферы компетенции, а технология и формализованные знания — патенты, руководства и процедуры. К области общих моральных ценностей относится ориентация на потребителя, надежность, качество и др.
Навыки и неформализованные знания являются скорее активами человека. Постоянно увеличивается число компаний, которые стараются управлять формализованными знаниями и активно их использовать. Способность превратить свой интеллектуальный капитал в источник дохода становится важнейшим условием успеха. Значительный объем знаний заложен и в первичных (основополагающих) процессах. Планирование ресурсов предприятия позволяет работникам пользоваться этим интеллектуальным капиталом, и богатые на знания компании все чаще к нему прибегают. Процессы управления также могут иметь решающее значение для создания корпоративной культуры, учитывающей особую роль знаний.
В связи с мировым признанием Японии страной с высокоразвитой промышленностью, где ведущими отраслями являются высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, заслуживает внимания и «японский взгляд» на проблему интеллектуального капитала. Эксперты в области бизнеса Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи, описывая общую модель создания организационного знания, наглядно демонстрируют достижения успехов японскими компаниями благодаря их навыку и опыту в создании организационного знания [39]. Способность компании как единого целого создавать новое знание, распространять его по организации и воплощать в продукции, услугах и системах и есть авторское понимание сути создания организационного знания. В основе их теории лежит универсальный компонент организации — человеческое знание. Бизнес-организация не только использует знание, но и создает его. И. Нонака и Х. Такеучи предлагают разделение человеческого знания на два типа.
Более важная роль, по мнению авторов [39], принадлежит второму типу знания — неформализованному знанию. Именно оно и является наиболее важным компонентом коллективного человеческого поведения. И тот, и другой типы знания рассматриваются в качестве взаимодополняющих компонентов, а их взаимодействие образует основу стимулирования создания знания организацией — некий процесс, развивающийся по спирали.
Своеобразную позицию в отношении понимания интеллектуального капитала можно отметить у Хервига Фридага и Вальтера Шмидта: интеллектуальный капитал — это совокупность духовных и материальных потенциалов (возможностей и способностей), находящихся в распоряжении организации [40]. Потенциалы организации могут быть:
в сотрудниках, работающих в компании (знаниях и навыках сотрудников, культуре общения);
в людях, связанных с компанией — способе установления взаимоотношений и общения с партнерами (клиентами, поставщиками, инвесторами) и доступе к их знаниям и навыкам;
в структурах компании: потенциале машин, оборудования, материалов, средств связи и организационных структур;
в используемых компанией общественных ресурсах: системе образования, сети Интернет, окружающей среде, которые также содержат потенциал [40].
Необходимо указать также на разнообразие используемых взаимозаменяемых терминов: «интеллектуальные активы», «нематериальные активы», «неосязаемый капитал» и др. В связи с этим целесообразно уделить внимание подходу Уэнди Букович и Руфь Уилльямс, которые уже в предисловии к своей книге «Управление знаниями: руководство к действию» [41] объясняют использование различных терминов. Термин «активы, базирующиеся на знаниях» (knowledge based assets) для определения всех без исключения активов, из которых организации извлекают стоимость, они намеренно заменили терминами «капитал знаний» (knowledge capital) или «интеллектуальный капитал». Поясняется эта замена так: термином «актив» называется любое «нечто», находящееся в собственности организации, но многие из наиболее важных источников стоимости для организации — ее работники и знания, которые находятся в их головах, — никогда не станут собственностью организации.
Интеллектуальный капитал, или знания (у У Букович и Р. Уильямс это взаимозаменяемые понятия) — это все, что имеет стоимость для организации и заключено в работающих в ней людях или возникает из производственных процессов, систем или организационной культуры [41]. Интеллектуальный капитал включает: знания и навыки конкретных людей, нормы и системы ценностей, базы данных, методологии, программное обеспечение, производственный опыт (ноу-хау), лицензии, бренды, торговые секреты и т.д. Ко многим компонентам интеллектуального капитала следует подходить как к арендованным, взятым в лизинг, или заемным активам.
Отечественные ученые в своих суждениях о сущности понятия «интеллектуальный капитал» и его структуре придерживаются несколько иной точки зрения, хотя многие опираются на разработки зарубежных коллег. Так, в книге Бориса Борисовича Леонтьева дается такое определение интеллектуального капитала того или иного субъекта [42]: это стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами. Главная функция интеллектуального капитала состоит в его способности существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые обеспечивают его высокоэффективную хозяйственную деятельность.
Составной частью интеллектуального капитала является интеллектуальная собственность. В отличие от интеллектуальных способностей, которые сложно выразить цифрами, единицами измерения, интеллектуальная собственность может быть оценена и практически использована. Интеллектуальный капитал — это не просто хорошие мозги, но и, как результат, хорошие технические и художественные решения. Это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной организации или фирмы на рынке [42].
В отличие от метафоры Л. Эдвинссона и М. Мэлоуна, показывающей значение интеллектуального капитала для организации, представленной в виде дерева, наш соотечественник Б.Б. Леонтьев предлагает сравнение, основанное на принципе подобия условий существования живой природы условиям существования бизнеса: три вида капитала соответствуют трем физическим состояниям вещества.
Природа и бизнес существуют только при сочетании в окружающей среде трех агрегатных состояний вещества и капитала.
Физический капитал — это материальные активы и другие ценности, способные приносить прибавочную стоимость; финансовый капитал — депозиты его обладателей и на их основе финансовые и денежные потоки, обеспечивающие его наращивание (денежные средства, чеки, аккредитивы, переводы, акции и др.); интеллектуальный капитал составляет основу любого предприятия и является его ведущим капиталом. Его можно видеть и оценивать, но нельзя взять в руки. Это самый деликатный вид капитала и самый капризный. Еще одна точка зрения отечественных практиков на определение рассматриваемого понятия и соотношение понятий «интеллектуальный капитал», «интеллектуальная собственность» и «нематериальные активы» изложена в книге «Управление знаниями. Как превратить знания в капитал» [43]. Интеллектуальный капитал коммерческой организации — это совокупность знаний, опыта, информации, квалификации и мотивации персонала, организационных возможностей, каналов и технологий коммуникации, способная создавать добавленную стоимость и обеспечивающая конкурентные преимущества организации на рынке. Авторы указывают на способность интеллектуального капитала включать в свой состав нематериальные активы, у которых «отмечается» способность включать в свой состав интеллектуальную собственность.