Структура и система подготовки спортивных кадров в современном хоккее в России

Сегодня в Российской Федерации по официальным данным IIHF насчитывается 50980 детей и юношей, занимающихся хоккеем. По общему количеству детей и юношей, занимающихся хоккеем, Россия находится на 3-м месте в мире после Канады (472 978 человек) и США (283 274 человек).

Несмотря на то, что по общей численности детей и юношей, занимающихся хоккеем, Россия находится на 3-ем месте в мире, их доля на 1 млн. населения страны составляет 357 человек. В то время как в Канаде – 13 993 человека, в Финляндии – 7 286 человек, в Швеции – 4 456 человек, в Чехии – 3 094 человека, в Швейцарии – 1 804 человека, в США – 945 человек. То есть по показателю массовости занятий хоккеем на единицу населения страны Россия занимает последнее место среди ведущих хоккейных стран, и при сохранении данной тенденции может потерять статус мировой хоккейной державы.

Функционированием и развитием детско-юношеского хоккея в России занимаются:

Общероссийская общественная организация «Федерация хоккея России» — единственный орган исполнительной власти, уполномоченный Олимпийским комитетом России и Международной Федерацией хоккея на льду;

Межрегиональные координационные советы (МКС) ФХР — предусмотренные Уставом ФХР (созданные по решению Совета ФХР структуры для организационно-методического обеспечения вопросов взаимодействия соответствующих региональных отделений ФХР, организации и проведения соревнований межрегионального уровня, а также для решения других вопросов по тематике хоккея в соответствующих регионах Российской Федерации);

Местные федерации хоккея;

Клубы КХЛ, которые имеют в своей структуре детско-юношеские хоккейные школы;

Система подготовки детей и юношей в России состоит из массового спорта, системы спортивных школ и профессионального спорта. Массовый спорт представлен спортивными клубами и командами по месту жительства. Система спортивных школ состоит из ДЮСШ и СДЮШОР. Всего в настоящее время функционирует 187 хоккейных школ. Школы относятся к системе образования или спорта. Формы собственности: государственные и муниципальные. Некоторые школы входят в структуру клубов КХЛ. Система подготовки высшего спортивного мастерства в самые последние годы претерпела существенные изменения, связанные с возникновением профессиональных хоккейных лиг – КХЛ, ВХЛ, МХЛ. С созданием МХЛ значительно повысился статус молодежного хоккея, его качество, а также мотивация выпускников детско-юношеских школ по повышению своего мастерства, с тем, чтобы быть принятыми в составы клубов лиги.

МХЛ проводит большую работу по развитию детско-юношеского хоккея:

— организует турниры под эгидой МХЛ;

— осуществляет комплекс мер, направленных на профессиональную

подготовку молодых хоккеистов, тренеров, судей, медицинского и

административного персонала команд.

— разрабатывает и осуществляет программы развития молодёжного хоккея в России.

— пропаганда и популяризация молодежного хоккея;

— разрабатывает современную систему подготовки молодых игроков с учетом передового мирового опыта;

Отдельно стоит отметить квалификацию тренерских кадров и другого персонала, работающего с детско-юношескими спортивными командами. Подготовка тренеров и персонала осуществляется в системе спортивных ВУЗов и спортивных факультетов ВУЗов – всего 12 ВУЗов и около 70 спортивных факультетов. При ведущих ВУЗах созданы Высшие школы тренеров по хоккею – всего 4 школы (Москва, С-Петербург, Омск, Челябинск). Проводятся отдельные несистематизированные семинары, курсы и другие мероприятия по повышению профессионального уровня тренеров и персонала. Несмотря на немалое количество учебных заведений в целом квалификация и уровень профессиональной подготовленности тренеров и другого персонала для детско-юношеского хоккея не соответствует современным международным стандартам. Многие тренеры не имеют профильного и педагогического образования, в том числе и профессиональные игроки, завершившие спортивную карьеру и перешедшие на тренерскую работу.

На данный момент ситуация детско-юношеского хоккея в РФ такова:

В детском и юношеском хоккее возрастные группы сформированы по годам – в одну группу входят дети одного года рождения. В то же время мировая практика показала эффективность включения в одну группу детей двух соседних годов рождения: 5-6, 7-8 лет и т.д.;

Система спортивных школ ДЮСШ, СДЮШОР (за исключением школ, принадлежащих клубам КХЛ) фактически не претерпела изменений с советских времён, её содержание не развивается в соответствии с современными требованиями:

— Материально-техническая база: выделяемое бюджетное финансирование покрывает операционные расходы, но не позволяет совершенствовать материально-техническую базу;

— Учебно-методическое обеспечение тренировочного процесса: при огромном опыте, накопленном в международном и отечественном хоккее, в России не создана система подготовки и повышения квалификации тренеров, система обеспечения методическими материалами;

— Источники и объёмы финансирования спортивных школ различны по регионам России;

Соревновательная система детского хоккея направлена не на совершенствование каждого игрока, а на получение сиюминутного результата в турнирах. Система соревнований не сбалансирована по уровню подготовленности команд. При достаточно большом количестве команд и игр в сезоне нет четкого разделения по силам команд. Спортивная ценность игр теряется;

Отсутствует общий регламент проведения соревнований. Каждый регион проводит чемпионат по своим правилам. В Москве, например, место команды в чемпионате определяется общешкольным зачетом, а не местом, занятым этой командой;

Общенациональный масштаб соревнований в последние годы существенно сокращён. В 2009 году первенство регионов (соревнование сборных команд Москвы, Центра, Северо-запада, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока) было проведено только по трем возрастам, также как и финальная часть клубного первенства;

Дети, по тем или иным причинам менее подготовленные, практически лишены соревновательной практики, а, следовательно, и возможности совершенствоваться;

Отсутствуют объективные и публичные критерии отбора игроков при формировании команд для участия в соревнованиях;

В результате, ФХР, как единственный уполномоченный организатор детско-юношеского хоккея, не обеспечивает:

— требуемого охвата детско-юношеской аудитории и массовости занятий хоккеем;

— требуемого количества и уровня подготовки тренеров;

— требуемого уровня безопасности и медицинского обеспечения;

— требуемого количества и качества экипировки, инвентаря и оборудования;

— требуемого количества спортивных сооружений;

Межрегиональные координационные советы же в свою очередь не оказывают помощи в поддержке и развитии детско-юношеского хоккея в регионах, не способствуют привлечению необходимых финансовых и материальных ресурсов. Детско-юношеский хоккей развивается только в тех регионах, где есть клубы КХЛ или руководители регионов уделяют внимание развитию хоккея.

По существу институт МКС не выполняет функции, возложенные на него Уставом ФХР, и нуждается в реорганизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *