Стратегический аудит как инновационное направление развития коммерческой организации

Сегодня можно говорить об актуальности по вопросам стратегического аудита коммерческих организаций, поскольку аудиторские фирмы уже предлагают услуги по осуществлению стратегического аудита. Эти услуги осуществляют в Российской Федерации аудиторские компании «большой четверки». Многие российские аудиторские фирмы, отмечающие в перечне предоставления услуг стратегический аудит, не ограничиваются простым проведением стратегического анализа хозяйственной деятельности, как это было ранее. Они уже в полной мере и по всем правилам проводят стратегический аудит.

Стратегический аудит есть современный метод и важнейший инструмент повышения эффективности управления в долгосрочной перспективе, радикальная перестройка производственных, организационных процессов, которые протекают в коммерческих организациях. Стратегический аудит – инструмент разумного, рационального, экономичного построения внутренних и внешних бизнес-процессов и исполнения операций как их элементов. Тем самым, его можно определить как инновационное направление развития коммерческой организации.


 

Стратегический аудит помогает дать оценку ресурсной обеспеченности и реализуемости утвержденных планов, сделать процессы отслеживаемыми, а значит, подконтрольными и управляемыми. Таким образом, общество будет получать дополнительную независимую гарантию того, что государственные средства, которые были инвестированы в долговые инструменты, впоследствии будут применяться эффективно.

Значимость стратегического аудита в коммерческой организации определена тем, что он позволяет собственникам бизнеса определить в какой степени его фактическое состояние совпадает со стратегическими целями фирмы, насколько грамотно она нацелена на достижение стратегии, и насколько сама стратегия жизнеспособна в изменяющихся условиях рынка.

В процесс разработки стратегического аудита вовлекаются не только менеджеры высшего звена, но и все остальные руководители организации. Квалифицированные специалисты также могут помочь организации в борьбе за повышение конкурентоспособности, платежеспособности. Специалисты должны выявлять уязвимые места и возможные резервы и обязательно предупреждать высшее руководство о рисках, с которыми может столкнуться предприятие при определенном воздействии факторов экономической среды.

Руководители среднего звена непосредственно работают над анализом областей, данным им для составления подробного отчета, после составления отчета необходимо передать всю наработанную информацию в отдел стратегического планирования.

Генеральный директор организации является не только самым влиятельным, но и самым ответственным менеджером, который занимается разработкой стратегии для дальнейшего развития компании, т.е. его должность, предусматривает то, что главным постановщиком задач, разработчика целей, которые необходимо достичь компании в определенные сроки, определение стратегий развития всей компании, является лично он. Несмотря на то, что многие другие менеджеры непосредственно связаны с процессом стратегического аудита, вся ответственность за руководство командой и осуществление стратегического плана лежит на человеке, занимающем должность генерального директора.

Заместители директора по производству, маркетингу, кадрам и другие руководители организации непосредственно несут ответственность за разработку и проведение стратегического аудита.

Руководители должны принимать участие в развитии главных направлений всей стратегии и стратегическом анализе; работать вместе с генеральным директором и приходить к общему решению определенной проблемы, они повышают эффективность анализа отдельных частей стратегического аудита организации. Если речь заходит о небольших компаниях, то задача разработки и выполнения стратегии полностью приходится на пост руководителя.

Итак, исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что стратегический аудит – это не рассмотрение целесообразности утвержденных менеджментом решений, это определенная методика, позволяющая оценить ресурсную обеспеченность и реализуемость заявленных планов.

Также стратегический аудит играет немаловажную роль в деятельности инвесторов. Невзирая на то, что аудиторские заключения не имеют рекомендательный характер для инвестиций, все же они способны предоставить нужный материал, который поможет определить фактическое состояние бизнеса. К сожалению, в имеющихся сегодня аудиторских заключениях не принимаются во внимание последующие этапы, и поэтому, они не могут быть использованы инвесторами в виде существенного и достоверного анализа ситуации в компании. К тому же, если аудиторские заключения включали бы в себя еще и итоги стратегического аудита, т.е. оценку бизнеса, включая перспективы совершенствования компании на ближайшее будущее, то они смогли бы дать современную и совокупную информацию инвесторам, желающим инвестировать свои средства в какой-либо бизнес.

Информационная база для проведения стратегического аудита – это не только финансовая отчетность и финансовая информация, но и также материалы нефинансового характера, информация аналитического учета, что помогает создать более целостную и объективную ситуацию, а также на подлинной основе доказывать выполнение принципа непрерывности деятельности фирмы. Процедура осуществления стратегического аудита опирается в большей степени на структуру учетно-аналитической системы коммерческого предприятия, а также на цель, которая устанавливается непосредственно перед аудиторами.

Стратегический аудит также может проводиться по таким направлениям, как:

  • стратегический аудит собственности;
  • стратегический аудит затрат;
  • стратегический аудит прибыли;
  • стратегический аудит денежных потоков;
  • стратегический аудит стратегии развития фирмы;
  • стратегический аудит основных стратегических решений.

Источники информации, которые используются при осуществлении стратегического аудита, определены структурой учетно-аналитической системы коммерческой организации.

Для обеспечения благополучной деятельности коммерческих организаций в будущем, а также создания экономически устойчивого существования в долгосрочной перспективе требуется особая система аудита, позволяющая проводить наращивание темпов развития различных хозяйствующих субъектов в действующей рыночной среде. Соответственно, появляется потребность в подготовке теории, которая в последствии позволит совершенно по-новому формулировать проблему связи коммерческой организации с внешней средой. В таких условиях процедура стратегического аудита коммерческого предприятия представляется как актуальный инструмент развития, эффективное средство преобразований, изменений и адаптации, повышения конкурентоспособности организации. Сергей Степашин отмечал: стратегический аудит – «это не аудит расходов, а аудит результатов. Это более высокий тип аудита. В его фокусе, например, результаты крупных государственных программ и системных реформ, вообще результаты экономической политики правительства. Стратегический аудит – инновационный орган экономической рефлексии государства и общества. … Все понимают: не будет эффективного финансового контроля – не будет и модернизации».

Что касается состояния новаторского потенциала фирмы, то его устанавливает инновационный аудит, включающий в себя оценку стратегических инновационных способностей инноватора, а собственно:

  • инновационный потенциал;
  • инновационную среду;
  • инновационную позицию;
  • инновационную активность коммерческого предприятия.

Стратегический инновационный аудит существует для того, чтобы исследовать совершенствование инновационного потенциала той или иной фирмы, который связан с новшествами ресурсов и их распределением в корпоративной системе, содержащего исследование объемов финансирования НИОКР в абсолютном измерении, а также оценку по следующим показателям:

  • доля расходов на НИОКР в общем объеме продаж;
  • соответствие со средними показателями затрат на НИОКР по группе главных конкурентов;
  • величина расходов на анализ и разработки;
  • инновационная деятельность в сравнении с основным конкурентом.

Главной целью стратегического инновационного аудита является обеспечение жизнедеятельности организации в долгосрочной перспективе на базе эффективной организации инновационного процесса. К критериям эффективности организации инновационного процесса на фирме в современных условиях относятся экономические параметры, которые, в свою очередь, помогают соотносить затраты на инновационную деятельность с доходами от продаж инновационных продуктов. Прибыльность, доходность инновационной организации представляются, таким образом, не как цель, а как главное условие и итог реализации инновационной деятельности. Стратегический аудит должен создать все необходимые условия для эффективного и согласованного функционирования всех внешних и внутренних компонентов инновационных фирм. Это положение инновационной системы называется гармонией. Гармонизация в совершенствовании инновационных организаций создает базовую целевую задачу инновационного стратегического аудита.

К главным особенностям стратегии фирмы на базе инновационного подхода относятся:

  • направленность на долгосрочную перспективу;
  • согласованность инновационной, маркетинговой и производственной деятельностей при создании стратегии;
  • склонность к высокому уровню организационной культуры и стимуляция мотивирования участников процесса стратегического управления;
  • ориентация на обеспечение внутренних и внешних конкурентных достоинств;
  • сосредоточенность на повышение эффективности инновационной деятельности фирмы.

При осуществлении стратегического инновационного аудита важно и нужно следовать четырем основным принципам:

  1. достоверности информации, которая используется непосредственно для осуществления стратегического инновационного аудита;
  2. независимости и объективности в составлении выводов и формировании аудиторской отчетности по итогам аудита;
  3. периодичности осуществления проверок;
  4. полноте проверки имеющихся направлений инновационной деятельности согласно стратегии развития фирмы.

Вышеуказанные принципы основываются на единых принципах аудита, которые приведены в стандартах по аудиторской деятельности.

Поэтому стратегический аудит в коммерческой деятельности может осуществляться по таким направлениям, как:

  • аудит стратегии,
  • стратегический аудит затрат,
  • стратегический аудит прибыли,
  • стратегический аудит денежных потоков,
  • аудит стратегических решений,
  • стратегический аудит собственности,
  • стратегический аудит инноваций.

Базой экономического успеха любой институциональной единицы и в целом экономики России определена подготовка и внедрение инноваций, их прогноз на будущее, формирование эффективного учета итогов, мониторинг и аудит жизненного цикла инновационной продукции и исследование инновационных процессов.

Наиболее значимую ценность инновационный аудит достигает при исследовании высокотехнологичных инвестиционных проектов и содержит в себе такой комплекс работ, как:

  • анализ экономической компоненты проекта,
  • анализ соответствия маркетинговых исследований условиям, которые характерны инновационной продукции и новым разработанным технологиям,
  • исследование эффективности имеющейся бизнес-схемы и экономической модели,
  • вычисление экономических и финансовых показателей фирмы,
  • исследование стабильности проекта и плана по его осуществлению.

По результатам экспертизы предоставляется отчет о финансово-экономической эффективности того или иного проекта, а также указания по его оптимизации.

В нынешних условиях осуществление инновационного аудита в организации получает все большую ценность.

Инновационный сектор на Западе функционирует на созданном правовом поле, он в какой-то степени наполнен специфической деловой культурой. В нашей стране мы к этому еще идем. Вследствие этого, необходимо израсходовать часть ресурсов на формирование актуальных инновационных механизмов, а это и несет в себе качественный инновационный аудит.

Отсюда следует, что стратегический аудит инноваций – это новая, в совершенстве не изученная сторона формирования аудита. Последующее улучшение теоретических и методических принципов осуществления стратегического аудита инноваций поможет предприятиям-инноваторам более разумно и результативно реализовывать инвестиции в новые разработки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *