Страховое возмещение и доктрина поглощения потери в морском страховании Великобритании

Одним из ключевых понятий в морском страховании является понятие страхового возмещения, поэтому мне представляется целесообразным уделить этому вопросу внимание.

Под страховым возмещением понимается сумма, которая может быть компенсирована страхователю при наступлении страхового случая, обусловленного полисом (ст. 67 Закона). При этом, если страхование производилось по нетаксированному полису, размер страхового возмещения составляет полную страховую стоимость предмета страхования, если же по таксированному – размер страхового возмещения составляет полную сумму предмета страхования, указанную в полисе. При наступлении страхового случая страховщик несет ответственность по возмещению убытков, возникших вследствие страхового случая, пропорционально взятым на себя обязательствам: пропорционально указанной страховой сумме по таксированному полису и пропорционально страховой стоимости – по нетаксированному (п. 2 ст. 67 Закона).

Для того, что перейти к следующему тезису, необходимо определиться с понятиями полной и частичной гибели.

Как было указано выше, различают полную и частичную гибель предмета страхования.

Полная гибель может быть полной фактической, либо полной конструктивной.

Полная фактическая гибель – уничтожение (разрушение) или повреждение предмета страхования в такой степени, при которой он утрачивает свои качества и соответственно не может считаться предметом страхования, который был первоначально застрахован, либо полное лишение страхователя предмета страхования (ст. 57 Закона).

Если судно пропало без вести и по прошествии разумного срока никаких сведений о нем не поступало, то возможно предположение о полной фактической гибели судна.

Полная конструктивная гибель – разумный отказ от прав на предмет страхования вследствие неизбежной полной фактической гибели последнего, либо ввиду отсутствия возможности предотвратить таковой от полной фактической гибели без понесения расходов, которые превысили бы его стоимость (ст. 60 Закона). Полная конструктивная гибель имеет место при следующих обстоятельствах:

  • если страхователь лишается собственности на судно, либо груз вследствие действия застрахованного риска и считается маловероятным, что страхователь сможет восстановить судно, либо груз, а также, если расходы по восстановлению судна, либо груза превысили бы их стоимость;
  • в случае, когда судно настолько повреждено вследствие действия застрахованного риска, что расходы по устранению повреждения превысили бы его стоимость после восстановления/ремонта;
  • в случае повреждения груза, причем расходы по восстановлению груза и доставке его в место назначения превысили бы его стоимость по прибытии.

Определившись с понятиями, можно переходить непосредственно к страховому возмещению.

В случае полной гибели предмета страхования размер страхового возмещения составляет сумму, указанную в полисе, в случае страхования по таксированному полису, а в случае страхования по нетаксированному полису размер страхового возмещения составляет страховую стоимость предмета страхования (ст. 68 Закона).

В случае частичной гибели судна законодатель предусматривает различные правовые конструкции:

  • если судно подвергалось ремонту, страхователь имеет право на разумное возмещение ремонтных расходов, не превышающих, однако, страховой суммы по каждому страховому случаю;
  • если судно подвергалось только частичному ремонту, страхователь имеет право на разумное возмещение таких ремонтных расходов, исчисляемых, как указано выше, а также на разумную компенсацию за утрату стоимости (если таковая имеется), возникшую вследствие неустраненного повреждения, при условии, что общая сумма не должна превышать стоимости ремонтных работ за все повреждения;
  • если судно не подвергалось ремонту и не было продано в поврежден  ом состоянии во время действия риска, страхователь имеет право на возмещение в размере разумной компенсации за утраченную стоимость, возникшую вследствие неустраненного повреждения, не превышающее, однако, разумной стоимости ремонтных работ, необходимых для устранения такого повреждения (ст. 69 Закона).

В случае частичной гибели фрахта размер страхового возмещения составляет ту часть указанной суммы при страховании по таксированному полису, либо ту часть страховой стоимости при страховании по нетаксированному полису, которая является результатом соотношения утраченной доли фрахта к полной сумме фрахта, находящегося на риске согласно полису (ст. 70 Закона).

При наличии частичной гибели груза/иного движимого имущества размер страхового возмещения определяется следующим образом:

  • если часть груза/иного движимого имущества, застрахованного по таксированному полису, утрачена полностью, то размер страхового возмещения составляет ту часть указанной в полисе страховой суммы, которая является результатом соотношения страховой стоимости утраченного к полной страховой стоимости, устанавливаемой как в случае страхования по нетаксированному полису;
  • если часть груза/иного движимого имущества, застрахованного по нетаксированному полису, утрачена полностью, то размер страхового возмещения составляет страховую стоимость утраченного, устанавливаемую как в случае страхования от полной гибели;
  • если весь застрахованный груз/иное имущество (либо часть груза) прибыл в место назначения повреждённым, то размер страхового возмещения составляет ту часть указанной в полисе страховой суммы, при страховании по таксированному полису, либо ту часть страховой стоимости, при страховании по нетаксированному полису, которая составляет разницу между валовой стоимостью груза в неповреждённом состоянии и валовой стоимостью повреждённого груза, определяемую по месту прибытия и соотносимую со стоимостью груза в неповреждённом состоянии (ст. 71 Закона).

В данном случае под валовой стоимостью понимается оптовая цена, либо предполагаемая цена груза с учетом предварительно оплаченного фрахта, расходов по выгрузке, таможенных пошлин.

В отношении взносов по общей аварии и расходов по спасанию действует правило, согласно которому если страхователь уплатил, либо обязан оплатить общеаварийный взнос, размер страхового возмещения составляет полную сумму такого взноса, когда предмет страхования был застрахован на полную стоимость такого взноса; если же предмет страхования был застрахован частично, страховое возмещение должно быть уменьшено пропорционально недострахованию. Страховщик несет аналогичную ответственность в отношении расходов по спасанию (ст. 73 Закона).

При заключении договора морского страхования ответственности перед третьими лицами размер страхового возмещения составляет сумму, уплаченную, либо подлежащую выплате страхователем таким третьим лицам в отношении такой ответственности (ст. 74 Закона).

Предмет страхования может быть застрахован на условии «без ответственности за частную аварию». В таком случае страхователь не может получить возмещение за частичную утрату, помимо понесенных вследствие разумных пожертвований расходов, вызванных общей аварии. Однако если договор морского страхования является пропорциональным, страхователь может получить возмещение за полную гибель любой утраченной части (п. 1 ст. 76 Закона).

Предмет страхования также может быть застрахован на условии «без ответственности за частную аварию полностью, либо в определенном процентном соотношении». В этом случае страховщик будет нести ответственность в отношении расходов по спасанию, дополнительных расходов, а также других, предпринятых должных образом страхователем мер по предотвращению убытка или уменьшению его размера (п. 2 ст.76 Закона).

Уже было сказано о существовании оговорки об обязанности страхователя принять меры по предотвращению убытка или уменьшению его размера. В ст. 78 Закона о морском страховании сказано, что если полис содержит оговорку об обязанности страхователя принять меры по предотвращению убытка или уменьшению его размера, то обязательства, вытекающие из этой оговорки, считаются дополнительными к содержащимся в договоре морского страхования. Таким образом, страхователь может получить от страховщика возмещение любых расходов должным образом предпринятых в соответствии с оговоркой. Общеаварийные убытки, взносы по общей аварии, а также расходы по спасанию не подлежат возмещению согласно данной оговорке. В данном случае в обязанности страхователя и его агентов входит принятие разумных мер в целях предотвращению или уменьшения размера убытка.

Установление причинно-следственной связи в контексте морского страхования является сложнейшей задачей. Сложность объясняется, прежде всего, природой самого морского рейса. Во-вторых, это также объясняется наличием нескольких рисков на море, которые пересекаются между собой, вследствие чего становится трудно установить какую-либо определенную причину.

В английском праве судьи решили эту проблему. Они разработали целую доктрину, которая позволяет учитывать и сложный характер морского рейса, и наличие нескольких пересекающихся рисков.

Английские судьи руководствуются принципом, гласящим: «causa proxima remota spectatur» (принимается во внимание непосредственная причина, а не косвенная). Однако установить непосредственную причину не так просто, как казалось бы после прочтения данной фразы.

Проблемы возникают в таких ситуациях, когда, например, судно садится на мель на мелководье и вследствие этого оказывается неспособным продолжать рейс. После этого вражеское судно захватывает судно и выгружает весь груз. Как в этой ситуации определить непосредственную причину потери груза? По мнению английских судей, когда судно уже село на мель, данную ситуация можно квалифицировать как полную потерю, а то, что произошло позже, не имеет существенного значения. Иными словами, первая причина, которая стала причиной потери или повреждения судна, исключает все последующие причины.

С другой стороны, если бы судно было повреждено частично, то все последующие события имели бы решающее значение. Так, например, судно, пытавшееся избежать эмбарго, столкнулось с льдиной, что стало причиной пробоины в судне. Несмотря на это судно продолжало рейс, но впоследствии таможенная служба арестовала судно из-за эмбарго. Страховщик не выплатил страховую сумму, так как эмбарго является исключенным риском. Суд также принял сторону страховщика, мотивируя это тем, что последующий арест судна лишил страхователя права требовать покрытия частичного повреждения судна.

Из-за частоты наступления таких смешанных рисков суды разработали доктрину поглощения потери, которая позже была закреплена в п. 2 ст. 77 Закона о морском страховании.

Суть доктрины заключается в следующем: если по одному и тому же полису за частичным убытком, который не был компенсирован, либо иным образом восполнен, следует полная гибель предмета страхования, страхователь может получить возмещение лишь полной гибели. Однако если страхователь успел произвести ремонт до того, как произошла полная гибель предмета страхования, страховщик обязан покрыть понесенные страхователем расходы на ремонт.

Проблематичной также является ситуация, в которой страховой случай наступает в результате комбинации рисков, например, одного покрытого страховым полисом, а другого прямо не исключенного риска. В ситуации, например, если страхователь застраховал судно полисом, который не исключает покрытие акта баратрии, но в принципе не оговаривает, и страховое событие происходит вследствие этих рисков, то страховщик обязан выплатить страховую сумму страхователю. Ситуация усложняется, когда судно тонет в результате комбинации покрытого и не покрытого риска. В этой ситуации приоритет отдается покрытому риску.

Необходимо также заметить, что страховщик несет ответственность за убытки, причиненные несколькими следующими друг за другом страховыми случаями, даже если общая сумма таких убытков превышает страховую сумму (п. 1 ст. 77 Закона).

Концепция причинности в английском праве развита до мельчайших деталей, что позволяет говорить о ее пользе и даже необходимости использования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *