Статистика коррупции в России

Традиционно коррупцией считают преступную деятельность в органах государственной власти, выражающуюся в использовании должностными лицами своих властных полномочий и служебного положения в целях личного обогащения.

Однако в России коррупция в силу своего характера и масштабов – это не просто какое-то отдельное, локальное явление в области политики и государственного управления. Это система отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и общества.

Никогда ранее в истории России коррупция не принимала такого масштаба. По оценкам всемирной организации по противодействию коррупции «Трансперенси интернешнл» Россия в 2004 году по уровню развития коррупции находится на далеко не почетном 90 месте среди 146 стран мира.

Ситуация складывается очень тревожная. Коррупция достигла уже таких масштабов, что несет угрозу коренным национальным интересам страны. Именно коррупция создает условия для проявлений терроризма, который является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом. Коррупция, дискредитируя право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает правовые и демократические институты государства и общества. Особенно негативно она сказывается на судебной и правоохранительной системах.

Разрушительно воздействие коррупции и на экономическую сферу. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены. Все это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны. Таким образом, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.

Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев. Неимущая часть общества, наименее защищенные граждане, почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области образования и медицины, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан.

Коррупция самым непосредственным образом содействует криминализации общества. Сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, все больше усиливается организованная преступность, которая не только расширяет возможности «отмывания денег», но и получает доступ к политической власти.

Все это подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряженность, усиливает угрозу терроризма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

Примечательно, что социологические опросы фиксируют понимание россиянами той угрозы, которую несет коррупция национальным интересам России. Так, на прямой вопрос социологов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «Что препятствует выходу России из кризиса и ее экономическому процветанию?» большинство россиян (55 %) на первое место ставят бюрократическое засилье, коррумпированность нынешней политической и экономической элиты страны.

Данные исследования показали, что среди наиболее коррумпированных государственных и общественных институтов россияне выделяют в первую очередь местную власть (34%), и правоохранительные органы (30 %). Обращает на себя внимание, что 32 % опрошенных уверены, что коррупцией поражено все общество в целом. Выступая на первом заседании Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, В. Путин подчеркивал: «В целом коррупция деморализует общество, разлагает власть и государственной аппарат. И особенно нетерпима она в судебной и правоохранительной практике, в судебных и правоохранительных органах , для которых борьба с этим злом является прямой функцией».

Таким образом, коррупция в России, являясь системой общественных отношений, несет угрозу коренным национальным интересам страны. Между тем меры, принимаемые в Российской Федерации по противодействию коррупции, нельзя назвать эффективнвми. Власть в стране неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные, достаточно жесткие, шаги, однако большого эффекта они не дали.

В основном это объясняют отсутствием должной политической воли, недостатками работы ФСБ, МВД, прокуратуры и судебной системы по выявлению и наказанию взяточников и мздоимцев, а также отсутствием закона о борьбе с коррупцией. Все это, разумеется, играет определенную роль. Однако главные причины, которые не позволяют эффективно бороться с коррупцией – это отсутствие в стране правового государства, демократических традиций, цивилизованной рыночной экономики, сильного гражданского общества, соответствующего законодательства, высокого духовно-нравственного потенциала общества.

Масштабы коррупции в России будут сокращаться только по мере того, как в стране будет укрепляться право, институты демократии, конкурентоспособная, инновационная экономика, формироваться массовый и сильный средний класс, укрепляться духовные и нравственные устои общества. Другими словами, искоренение коррупции в России как системы общественных отношений возможно только тогда, когда все – и государственная власть, и общество – станут бороться не только с последствиями коррупции, но и с ее причинами.

Чтобы отвести угрозу коренным национальным интересам России, необходима комплексная и эффективная антикоррупционная политика, осуществляемая государством и обществом. Эта идея должна сегодня встать в политическую повестку дня и быть общенациональным делом. В самом деле, без победы над коррупцией как системой общественных отношений Россия будет не способна обеспечить безопасность своих граждан, иметь высокий уровень жизни, не сможет построить эффективную экономику, правовое демократическое государство, защитить свой суверенитет. Без победы над коррупцией Россия не в состоянии быть конкурентоспособной среди развитых стран мирового сообщества. В условиях, когда законность, прозрачность госвласти, экономики и общественных отношений становится единым правилом для развитых стран, Россия, где процветают теневые отношения, просто не сможет стать полноправным членом «Большой восьмерки», выдержать конкуренцию среди процветающих стран. Другими словами, коррупция не позволит нашей стране интегрироваться в мир, в котором верховенство закона, защита прав и свобод человека являются высшей ценностью.

Идея искоренения коррупции как угрозы национальным интересам России объединяет, по существу, всех – элиту, общество, страну. А потому она является общенациональной и имеет огромную созидательную энергию. Главными субъектами антикоррупционной деятельности в России должны стать политическая и экономическая элиты. Именно они имеют власть, чтобы принимать решения. Они структурированы и организованы. Именно они имеют огромные финансовые, материально-технические и информационно-медийные ресурсы. Элитам осталось только иметь сильную волю, чтобы искоренить причины и условия, которые порождают коррупцию. Но, чтобы иметь сильную волю, российской элите необходимо верить в правое дело, в собственные силы, верить в российский народ и свою страну. Никакой другой страны для нее в мире нет, элитой она может быть только в России.

Пришло время осознать, потери от нарушения закона значительно больше, чем выгоды от законности. И даже покинув Россию, большие капиталы не помогут элите быть в безопасности, уйти от ответственности, если они приобретены теневым образом. Глобализация требует от российской элиты становиться все более легитимной, а для этого совершенно необходима законность.

Таким образом, российская элита, чтобы защитить себя, народ и страну, должна осознать свою ответственность и организовать совместно с обществом эффективную борьбу с коррупцией. В противном случае нынешняя российская элита будет раньше или позже сметена новой элитой. Той элитой, которая даст обществу новый энергетический импульс, предложит россиянам созидательный, инновационный проект развития.

Почему гражданское общество в России самостоятельно, без элиты, не может организовать эффективную антикоррупционную деятельность? Потому что оно слабо организовано, не имеет необходимых материально-технических, финансовых, информационных и медийных ресурсов. У многих россиян в результате беззакония госвласти, особенно характерной для времени радикальных экономических реформ 90-х годов, деформировались моральные ценности. Социологические исследования ВЦИОМ свидетельствуют, что 85 % россиян спокойно относятся к коррупции в России. Общество считает, что с коррупцией должны бороться именно те государственные структуры, которым это и полагается «по штату». И только 11 % россиян полагают, что с коррупцией должны бороться правозащитные и другие общественные организации[3]. Исследования ВЦИОМ показывают также, что существенным препятствием для активного участия гражданского общества в борьбе с коррупцией является общий низкий уровень общественной активности в стране. Он обусловлен тем, что россиянам приходится решать прежде всего свои собственные жизненные проблемы. Так считают 44 % всех опрошенных. Почти столько же – 43 % объясняют свою пассивность неверием в то, что они могут что-то изменить. Однако есть еще одна важная причина, которая ограничивает общественную активность граждан: три четверти россиян(72%) оценивают влияние самодеятельных организаций на жизнь страны как крайне незначительное. В итоге деятельность в общественной и политической сферах является сегодня привлекательной для не более, чем 2 – 4 % граждан. Пока люди не увидят и не поверят, что от их мнений или действий хоть что-то в стране зависит, у нас не будет сильного гражданского общества.

Чтобы помочь обществу самоорганизоваться, политической и экономической элитам необходимо обеспечить его определенными ресурсами. Но главное – элиты должны обеспечить правовые условия для информационной прозрачности деятельности власти и тем самым способствовать установлению общественного контроля над ней. Для этого необходимо поставить чиновника, депутата, судью, милиционера, прокурора, автоинспектора в строгие процедурные рамки, а результаты его деятельности открыть для гражданского общества, для людей, а по сути для налогоплательщиков, которые оплачивают из своего кармана услуги государственной власти.

В связи с этим, выступая на первом заседании Совета при Президенте России по борьбе с коррупцией, В Путин отметил: «Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах. И потому одна из задач Совета – это разработка эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью»

В связи с этим уместно заметить, что Межрегиональной общественной организацией «Общественный антикоррупционный комитет» разработан ряд законопроектов, которые позволят в случае принятия их Федеральным Собранием Российской Федерации установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью власти. Анализ данных законопроектов приводится в «Основным направлениях общественной и государственной антикоррупционной деятельности в России».

В целом научной экспертной общественностью проделана значительная работа по обобщению мирового и отечественного опыта борьбы с коррупцией, разработке методик антикоррупционной экспертизы законопроектов, выработке предложений по формированию антикоррупционной политики. Представляется актуальным кратко остановиться на данных работах.

Большое значение имеют публикации международно-правовых документов, которые позволяют не только выявить пробелы и несовершенство российского законодательства по борьбе с коррупцией, но и устранить их, приведя законы в соответствие с современными мировыми реалиями.

Следует выделить группу исследований, в которых проблематика борьбы с коррупцией в мире и России рассматривается во взаимосвязи.

Большое значение для разработки предложений по формированию антикоррупционной политики в стране имеют обобщающие работы В.В. Астанина, Ю Болдырева, В.П. Воротникова, А.И. Кирпичникова, А.В. Куракина, И.М. Клямкина, А.А. Мухина, Л.М. Тимофеева.

Значительный интерес для выработки предложений по формированию антикоррупционной политики в России представляют труды, в которых раскрываются политические, социальные, экономические и правовые проблемы развития коррупции в стране.

Обращают на себя внимание работы, которые анализируют специфику региональных проблем коррупции в Российской Федерации.

Большое значение для противодействия коррупции имеет деятельность Центра стратегических разработок. В частности, представляет значительный интерес разработка ЦСР, осуществленная в рамках проекта «Анализ и мониторинг коррупциогенности федерального законодательства и его правоприменения».

Большой вклад в разработку методик выявления коррупциогенных норм права, формирование антикоррупционного общественного сознания в стране, подготовку предложений по борьбе с коррупцией вносит Региональный общественный фонд «Информация для демократии» (Фонд ИНДЕМ).

Существенную роль в разработке проблематики противодействия коррупции в России играет Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия».

Определенный вклад в разработку предложений по общественной и государственной антикоррупционной деятельности в России вносит Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет».

Таким образом, научное сообщество, эксперты исследовательских центров, общественных фондов и организаций выработали и накопили интересные предложения по формированию и проведению эффективной антикоррупционной политики в стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *