История появления книжного дела берет свое начало задолго до появления книгопечатания. С древности одним из средств выражения человеческого сознания, влияющим на развитие и формирование взглядов и идей, являлась рукописная книга. В цивилизациях Междуречья, Египта.
Китая и Индии книги, как носители знаний наделялись сакральным значением. Это существенно ограничивало не только круг «посвящаемых в знания», то есть читателей, но и создателей произведений – авторов, писцов, переписчиков.
Копирование рукописей являлось крайне длительным и трудоемким процессом, что ограничивало число книг и делало нецелесообразным создание базы правового регулирования такой «протоиздательской» деятельности.
Кардинальные изменения в книгоиздательстве произошли лишь спустя столетия. Изобретенный в середине XV в. немецким мастером И. Гуттенбером особый способ книгопечатания с применением подвижных литеров, позволил многократно увеличить объемы издаваемой печатной продукции при сокращении времени на ее производство. Эпоха рукописных книг сменилась массовым дешевым изданием и переизданием печатной продукции.
Уже к концу XV в. в г. Кракове, с применением новейших для того времени технологий, книгопечатник Ш. Фиоль начал выпуск первых славянских печатных книг. Через несколько десятилетий в «Московском печатном дворе» И. Федоровым и П. Мстиславцем была выпущена первая книга «Апостол». С этого времени центром издательского дела в России становится г. Москва.
Преобразования Петра I явились мощнейшим стимулятором в развитии книгопечатания. В начале XVIII в. новые типографии появились в г. Москва и г. Санкт-Петербург. Гражданский шрифт, заменивший кириллицу, быстро увеличил круг читателей, вниманию которых предлагались теперь не только произведения религиозного характера, но и работы, посвященные актуальным вопросам развития России в области государственного управления, экономики, культуры, образования и быта.
В этот же период в империи начинает складываться нормативная база административно-правового регулирования издательской деятельности.
Одним из первых документов в этом направлении деятельности стала Жалованная грамота «О печатных в Голландии земных, морских карт, чертежей, листов, портретов, математических, архитектурных и всяких по военной части книг на славянском, латинском и голландском языках, вместе и порознь, и о привозе оных на продажу в России платежом пошлины по осьми денег с рубля».
Названный документ, регулирующий отношения государства с издательствами и издательскими центрами за пределами страны, основной своей целью определял развитие издательской базы и печатного дела в России.
Начавшаяся в России после смерти Пета I эпоха дворцовых переворотов требовала от постоянно сменяющих друг друга правителей и «околотронных коалиций» установления жесткого контроля за идеологической ситуацией в стране. В попытке препятствовать распространению инакомыслия уже в 1727 г. императором Петром II был издан указ, устанавливающий государственную монополию на книгоиздание.
Лишь спустя несколько десятилетий. Укрепившаяся на российском престоле императрица Екатерина II Указом «О вольных типографиях» (1783 г.) определит право частных лиц заниматься издательской деятельностью. Результатом введения такого права стало значительное увеличение числа выпускаемых книг в стране, расширение тематики издаваемой литературы, открытии ряда типографий в «национальных окраинах» империи (г. Тифлисе, г. Эриване, г. Киеве, г. Львове, г. Чернигове, г. Дерпте и др.).
Формирующийся в период правления Екатерины II нормативно-правовая база по регулированию издательской деятельности, носила противоречивый характер. Так, именной указ «О позволении во всех городах и столицах заводить типографии и печатать книги на российском и иностранных языках с освидетельствования оных от управы благочиния» способствовал учреждению вольных типографий и росту частной прессы.
Вместе с тем в стране действовал законодательный комплекс, нормы которого существенно ограничивали право частных изданий самостоятельно регулировать объемы и тематику выпускаемой продукции.
Реакционный этап в истории России, характеризующий период правления Павла I, оказал серьезное влияние и на организацию деятельности типографий. За менее чем пятилетний срок пребывания у власти этого императора были изданы указы о запрете вольных типографий, о введении обязательной практики предварительной цензуры. Указанные меры, ограничивающие свободу книгопечатания, существенно уменьшили объемы издательской продукции и максимально ограничили ее тематику.
По воспоминаниям одного из представителей российского дворянства конца XVIII в. С. Раевского «в стране стали запрещены к чтению не только иностранные книги, но и многие произведения отечественных авторов.
Новые книги почти не издаются. Хорошее произведение в пахнувшем своей новизной переплете – теперь большая роскошь». Первая половина XIX в. характеризуется стремлением российских императоров построить и укрепить аппарат управления государством. В вопросе регулирования книгоиздательской деятельности это время характеризуется последовательной политикой ужесточения цензуры.
Основным нормативным актом, напрямую касающимся регулирования издательского дела, стал Цензурный устав 1804 г.1, определивший основные задачи и функции государственной цензуры, права авторов, переводчиков, издателей и владельцев типографий. Ряд документов, принятых позже, лишь дополняли или частично изменяли названный Устав. Так в подписанном императором Николаем II в 1826 г. Уставе о цензуре особое внимание законодателя было уделено вопросам прав авторов и издателей.
В эпоху либеральных реформ Александра II в стране принципиально изменилась основа действующих отношений государства и печати в рамках организации издательской деятельности. Указ 1865 г. «О некоторых переменах и дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях» отменял процедуру предварительной цензуры издаваемых работ, расширял круг «внецензурных изданий» (трудов членов Академии наук, университетов, научных сообществ) в г. Санкт-Петербург и г. Москва. Вместе с тем «вся отличавшаяся большим листажом литература, в основном общественно-политическая, рассчитанная на демократические круги общества, оставалась подцензурной, как и вся провинциальная печать».
Такие меры в значительной степени увеличили не только качество выпускаемых трудов, но и персональную ответственность авторов и издателей за содержательную сторону вышедших в свет работ.
Однако утвержденная Александром II отмена предварительной цензуры совсем не означала полной свободы издательства. Порядок открытия новых типографий и прекращение деятельности уже существующих, перечень периодических изданий, порядок получения разрешений на их выпуск и ответственность за издание таковых без соответствующего дозволения со стороны государства определялся Государственным советом империи – высшим органом исполнительной власти в стране.
Первая русская революция 1905-1907 гг. положила начало коренным преобразованиям всего государственного устройства, в том числе и организации издательского дела. Николай II, пытаясь остановить революционное движение («опасную для государства смуту»), в октябре 1905 г. принял ряд демократических решений. Среди таковых было и дарование «незыблемых основ гражданской свободы» населению: неприкосновенность личности, свобода совести и слова, право на собрания и создание партий.
В 1905 г. императором был подписан Указ «О временных правилах о повременных изданиях»1. Названный документ устранял предварительную цензуру всех периодических изданий, сокращал комплекс ограничений, налагаемых на впервые издающиеся работы, отменял административные взыскания за нарушение процедуры получения разрешительных грамот на выпуск повременных изданий.
В указанный период изменения претерпела и организация непериодических изданий (так называемых «неповременных»). Указом «О временных правилах для неповременной печати»2 от 26 апреля 1906 г. в России была отменена предварительная (доиздательская) разрешительная цензура для всех видов книг, включая иллюстративные. Запретительная же цензура (постиздательская) распространялась лишь на труды, объем которых превышал пять печатных листов.
Октябрьская революция 1917 г. стала переломным событием в российской истории. Кардинальные перемены произошли во всех сферах жизни страны: в экономической, политической, социальной и духовной.
Правовое регулирование издательской деятельности, установленное в дореволюционной России, принципиально изменилось уже в первые дни существования новой власти.
В Резолюции ВЦИК «По вопросу о печати» от 4 ноября 1917 г. указывалась «необходимость конфискации частных типографий и имеющихся запасов бумаги, передаче их в собственность Советам в центре и на местах» для создания всех условий пользования партией техническими средствами печатания, сообразно своей действительной идейной силе».
Спустя несколько месяцев, в июле 1918 г., Совет народных комиссаров (далее – СНК) принял постановление принял постановление «Об организации полиграфического дела». В документе правительство советского государство поручало созданному полиграфическому отделу Высшего совета народного хозяйства вести учет всех типографий в стране, иметь сведения об объемах имеющейся бумаги и других материалах, количестве людей, работающих в типографиях. Кроме того, этот отдел, согласно постановлению СНК, должен был организовать работу по мониторингу направлений и объемов издательской работы правительственных и советских учреждений; составлять единый перечень всех заказов правительственных изданий, обязательной учебной литературы, научных, технических и партийных изданий с целью последующего распределения издательской нагрузки между всеми типографиями страны.
Новая идеология провозгласила установление приоритетов интересов общества над частными, а так же расширение возможностей граждан пользоваться культурными ценностями. В рамках реализации этих прав основной целью работы полиграфического отдела определялось предоставление гражданам равного права на пользование запасами бумаги и «соответствующим количеством типографического труда». В связи с этим, задачами отдела становились: установление цены на продукты полиграфического производства; оборудование типографий «наилучшим образом» и осуществление контроля качества печати; разработка мер по борьбе со спекуляцией на рынке печатных изданий; анализ состояния всей полиграфической деятельности в стране.
В 1919 г. в соответствии с Положением ВЦИК «О государственном издательстве» произошло слияние всех издательств, существующих в органах государственной власти и кооперативных организациях в единое Государственное издательство (далее – Государственное издательство, Госиздат). В подчинение последнему переходила издательская деятельность всех комиссариатов, отделов ВЦИК и других советских учреждений.
Государственное издательство в рамках своей компетенции полностью контролировало работу всех ученых и литературных обществ.
Редакционная коллегия, стоявшая во главе Государственного издательства, разрабатывала и утверждала планы всех издательских работ.
Составляла расходные сметы. Находящийся в ее подчинении центральный издательский отдел (технический аппарат редакционной коллегии) также имел широкий круг полномочий: наблюдение за своевременностью и качеством выполнения запланированных типографских работ; разработка плана заготовки и использования бумаги; установление материала издательской продукции всех видов.
В первые годы после революции в стране активно шли процессы национализации издательств (в ряде случаев и просто закрытие частных типографий), а так же организация полного контроля со стороны государства за осуществлением издательской деятельности. Нормативно-правовые акты, принимавшиеся в указанный период, были направлены на развитие государственного издательского сектора, создание для него прочной, финансовой и технической базы.
Новая экономическая политика партии большевиков, начатая в 1921 г. под влиянием усугубляющегося послевоенного кризиса, внесла существенные изменения в организацию системы издательского дела. Так, декретом СНК от 12 декабря 1921 г. «О частных издательствах» право граждан иметь собственные или арендовать у правительства «типографии, конторы, редакторские и прочие кабинеты, склады, магазины и т.д.».
Контроль за развитием частного издательского дела декрет возлагал на Госиздат, уполномоченный выдавать разрешение на организацию частных работ. Гражданские же правоотношения по поводу приобретения или аренды типографий становились возможны только после получения специального разрешения Государственного издательства. Центрального комитета печатников и Президиума Высшего Совета Народного хозяйства.
Прогрессивный шаг, принятый советской властью в начале 1920-х гг., значительно расширял возможность развития издательского дела в стране.
Однако попытка правящей партии осуществлять тотальный контроль за всеми сферами жизни общества привела к появлению многочисленных бюрократических преград, усложняющих процесс открытия частных издательств и осуществления ими типографской деятельности. Работа частных издательств была строго регламентирована законодательством и контролировалась Государственным издательством. Последнее утверждало издательские планы так называемых «частников», имело преимущественное право на приобретение всей печатной продукции частных типографий (причем, по самостоятельной установленной Госиздатом стоимости продукции).
Особого интереса заслуживает вопрос об организации обеспечения издательской деятельности основным материалом – бумагой. Этим крайне дефицитным материалом частные издания должны были обеспечивать себя самостоятельно, в то время как подведомственные Государственному издательству типографии получали бумагу согласно нормам общегосударственного планирования.
Несмотря на существующее разрешение вести частную издательскую деятельность, в рассматриваемый период явно прослеживается стремление законодателя укрепить положение государственного издательского сектора. Декретом СНК «Об утверждении положения о государственном издательстве» от 2 июля 1923 г. за этим производственным предприятием, осуществляющим административные и идеологические функции в рамках регулирования издательской работы в стране, был закреплен статус государственного треста с собственной материальной базой (типографией).
Установление советской властью особого режима правления – тоталитарного, сопровождалось пристальным вниманием государства за осуществлением издательской деятельности. Наблюдение за работой типографий и предприятий по распространению печатной продукции, а так же регулирование их хозяйственно-коммерческих видов работ с 1925 г. находилось в ведении созданного при отделе печати ЦК ВКП(б) Комитете по наблюдению за деятельностью издательств.
Однако этот комитет уже через несколько лет прекратил существование, доказав неэффективность своей деятельности в период экономического кризиса 1925-1926 гг. Следствием снижения показателей сельскохозяйственного производства стало удорожание и дефицит промышленных товаров, в том числе и в целлюлозно-бумажной отрасли.
Невозможность выполнения одной из основных функций Комитета – обеспечение государственных издательств бумагой и полиграфическим оборудованием продемонстрировала нецелесообразность существования этого государственного органа.
Отсутствие сырья, нестабильная ценовая политика, а так же общее кризисное состояние экономики страны предопределили начавшийся в середине 1920-х гг. процесс массового закрытия издательств и типографий.
Так, по данным, приводимым А.И. Назаровым – заведующим отделом печати ЦК ВКП(б) а 1937-1938 гг., автором многочисленных исследовательских трудов по истории советского книгопечатания, если в 1925 г. в СССР действовало 2055 издательств, через два года, (в 1927 г.) их количество сократилось почти в два раза (до 1064), а в 1930 г. издательств насчитывалось уже менее одной тысячи.
Начавшийся как естественная реакция на экономический кризис численного сокращения издательств, в начале 1930-х гг. стал в полной мере отвечать интересам власти, стремящейся к созданию централизованной, управляемой и контролируемой издательской системы в стране. В целом в период существования советской власти издательская система неоднократно реорганизовывалась. Наиболее масштабные изменения в организации издательской деятельности происходили в 1930-е, 1960-е, 1970- е и 1980-е годы.
В период 1930-1932 гг. было проведено первое крупное переустройство в названной области. В 1930 г. на базе действующего Госиздата произошло слияние его отраслевых отделов и крупных типизированных изданий в Объединение государственных книжно-журнальных издательств РСФСР (ОГИЗ РСФСР).
Определив в качестве основных задач реформирования издательской деятельности укрепление централизации в ее руководстве, ликвидацию параллелизма в выпуске печатной продукции и дальнейшую типизацию издательств, Совет народных комиссаров РСФСР в 1931 г. утвердил «Положение о главном управлении по делам литературы и издательства и его местных органах»1. Новый орган (Главлит) наделялся широким кругом полномочий: формирование нормативно-правовой базы по организации издательской деятельности в стране; выдача разрешений на открытие типографий и санкционирование закрытий издательств и изданий; контроль за тематикой выпускающихся произведений, периодичностью и объемами типографский работ. Вопрос же об обеспечении изданий бумагой, а типографий специальными оборудованием, передавался в самостоятельное ведение производителей печатной продукции.
Единое государственное руководство издательским делом в стране реализовывалось путем жесткого контроля за созданные в эти годы издательско-производственным комбинатом. Этот комбинат, в который вошли научно-технические и другие крупные специализированные издательства, книготорговое объединение, полиграфические тресты и учебные заведения, сконцентрировал большую часть всех изданий, типографий, красочных и шрифтолитейных заводов.
Вне системы государственного комбината к концу 1930-х гг. насчитывалось около 20 профсоюзных, литературно-художественных и научных издательств. При этом из большого числа появившихся в период НЭПа частных издательств функционировали только два. Правовой основой регулирования их деятельности оставалось «Положение о главном управлении по делам литературы и издательства и его местных органах» (1931 г.). Однако такое положение дел оставалось недолго. Отсутствие ряда гарантий со стороны государства в отношении работы таких «внесистемных изданий» (на поставку сырья, распространение и сбыт типогафской продукции) ускорили процесс их включения в существующую единую издательско-типографскую систему, завершив к концу 1930- х гг. государственную монополизацию издательского дела.
Послевоенный период в истории Советского книжного и периодического издательства характеризуется стремлением государства достичь показателей довоенного уровня в издательстве, а так же обеспечить единое руководство, координацию и контроль за этой сферой деятельности. В 1946-1949 гг. в соответствии с Постановлением «О работе ОГИЗа РСФСР» произошло преобразование Объединения государственных книжно-журнальных издательств РСФСР (ОГИЗ РСФСР) в общесоюзное объединении при Совете министров СССР (1946 г.)1; ликвидация в 1949 г.
ОГИЗа СССР и создание Главного управления по делам полиграфической промышленности. Издательств и книжной торговли (Главполиграфиздат).
В последующие десятилетия все меры по реорганизации издательской системы в СССР были направлены на усовершенствование системы ее централизованного управления, специализацию (по видам изданий и читательским направлениям) и регионализацию (развитие республиканских издательских сетей), а так же модернизацию технической базы союзного издательского производственного комбината. Правовым обеспечением реализации названных задач стали:
‒ Постановление Совмина СССР «Об утверждении Положения о Министерстве культуры СССР» (1953 г.), согласно которому Главполиграфиздат разделяется на три самостоятельных главка, в числе которых было и Главное управление издательств (Главиздат);
‒ Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «Вопросы организации Государственного комитета Совета Министров СССР по печати» (1963 г.);
‒ Указ Президиума ВС СССР «О преобразовании Комитета по печати при Совете Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли» (1972 г.);
‒ Постановление «Об утверждении положения о Государственном комитет СССР по делам издательства, полиграфии и книжной торговли» (1973 г.).
Прогрессивным шагов в развитии советского издательского дела стало присоединение в 1973 г. СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве и последующее за этим создание Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП). Учредителями агентства стали творческие союзы и некоторые так называемые «организации-пользователи» произведений авторов, которые стремились к развитию контактов советских издательств с зарубежными партнерами и расширению тематики выпускаемой литературы.
Следует отметить, что развитие советского книгоиздания происходило в условиях значительного превышения читательского спроса над предложением издательств. Такому положению способствовали достаточно низкие и стабильные цены на книгоиздательскую продукцию, устанавливаемые государством. К 1980-м годам диспропорция спроса и предложения в названной области достигла своего пика: при постоянном увеличении тиража (с 1,8 млрд. экз. в 1980 г. до 2,3 млрд. экз. в 1988 г.) уровень дефицита на книжную продукцию только увеличивался. Попытка разрешить это противоречие путем расширения самостоятельности издательств была предпринята Госкомиздатом СССР в 1985-1990 гг.
Провозглашаемая в середине 1980-х гг. руководством страны эпоха гласности стала мощным толчком для начавшихся преобразований в издательской сфере. Находящийся в указанный период на посту председателя Госкомиздата СССР М.Ф. Ненашев определил состояние советского книгоиздания как «одну из самых забюрократизированных отраслей» и призвал к освобождению «печатной мысли от оков бюрократизации». Результаты перестройки издательской системы стали заметны гораздо раньше, чем в других. Первым документом, направленным на ослабление идеологического и управленческого контроля со стороны государства, а так же расширения самостоятельности изданий в решении вопросов содержания тематических планов и разработки стратегии по борьбе с дефицитом издательской продукции, стало решение коллегии Госкомиздата СССР «О расширении прав и самостоятельности издательств и совершенствовании тематического планирования».
В соответствии с нормами указанного документа издательства приобретали право самостоятельного формирования и утверждения тематики и объемов выпускаемой продукции; создания совместных с зарубежными партнерами стран-членов СЭВ издательских объединений и др. Прогрессивное значение принятого коллегией Госкомиздата СССР нормативного акта трудно переоценить. Однако следует отметить, что документ оставлял за государством рычаги управления и контроля за деятельностью издательств, в том числе и право осуществления цензуры за печатью.
Начавшийся процесс демократизации советского государства наиболее активно проходил именно в издательской сфере. В 1987 г. Госкомиздатом СССР были приняты решения «О дальнейшей демократизации организационно-творческой деятельности издательств» и «О создании в отрасли системы изучения читательских интересов и покупательского спроса». В содержании названных нормативных актов законодателем были определены следующие меры по повышению эффективности издательской деятельности в стране:
‒ переход с 1 января 1988 г. издательств на самофинансирование и полный хозяйственный расчет;
‒ обеспечение принципа гласности при решении организационных вопросов;
‒ прекращение осуществления закрытого лицензирования рукописей;
‒ введение практики самостоятельного финансирования авторами выпуска издательской продукции и др.
Документы, принятые Госкомиздатом во второй половине 1980 х гг. имели статус внутриведомственных и не затрагивали основ существующей издательской системы. Реальные шаги по демократизации книгоиздания и печати предполагали провозглашение ряда прав и свобод в области издательского дела, а так же создание системы по обеспечению их защиты. 12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, а Верховным Советом СССР утвержден Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (далее – Закон о печати). В разработке нового общесоюзного закона о печати принимали участие ведущие юристы Ю. Батурин, М. Федотов и В. Энтин. Этот документ содержал комплекс юридических норм и установок, позволяющих эффективно регулировать деятельность средств массовой информации в стране. В ст. 1 законодатель закрепил один из основополагающих принципов правового регулирования в сфере массовой информации – конституционную гарантию широкого круга свобод (слова, печати, убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей) в любой форме. Нормами этой же статьи вводился запрет на цензуру массовой информации. В государстве, где на протяжении нескольких столетий существовал жесткий цензурный контроль, такое решение стало беспрецедентным. Кроме того, Закон о печати определял особый характер деятельности в области печати и средств массовой информации – регистрационный (но не разрешительный, как это было ранее). В тексте Закона отсутствовали пункты, предусматривавшие обязанность или необходимость учредителя средства массовой информации получать разрешение на ведение ее практической деятельности.
Несмотря на несомненные достоинства Закона о печати, положившего начало становлению принципиально новой правовой базы деятельности российских средств массовой информации, существенным недостатком документа стало отсутствие внимания к вопросам специфики организации и ведения издательской деятельности. Нормы закона регулировали преимущественно работу периодической печати и электронных СМИ.
С начала 1990-х гг. в истории России начинается качественно новый этап развития издательского дела. Изменения основ всех сфер жизни государства, произошедшие в стране в этот период, предопределили изменения и в сфере издательской деятельности. В 1990 г. издательская система Советского Союза включала в себя около 280 издательств, из которых большая часть находилась в прямом подчинении Государственного комитета СССР по печати. Назрела объективная необходимость принятия специального законодательного акта, обеспечивающего правовую базу издательской деятельности в новых условиях. Такой комплексный нормативно-правовой акт, регулирующий издательскую деятельность, был принят в 1991 г. Совет министров РСФСР утвердил «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР» (далее – Временное Положение), призванное регулировать порядок издательской деятельности на территории РСФСР до принятия соответствующего Закона.
В нормах Временного Положения законодатель распространил на сферу книгоиздания и издательской деятельности гарантии, данные Законом СССР «О печати и других средствах массовой информации» средствам массовой информации. В документе 1991 г. указывалось, что свобода издательской деятельности, гарантируемая законодательством, призвана обеспечить права граждан на информацию и пользование достижениями культуры, свободу мысли, научного, технического и художественного творчества; присутствовало точное указание на недопущение цензуры; определялся широкий круг лиц (от государственных органов до рядовых граждан), получивших право заниматься издательским делом; четко фиксировался перечень действий, для осуществления которых издательская деятельность не может быть использована.
В связи с изменением российского законодательства Временное положение 1991 г. утратило силу. В конце декабря 1991 г., был принят новый закон «О средствах массовой информации», который действует и в настоящее время. Этот закон направлен, в первую очередь, на установление баланса интересов участников масс-медийной (мультимедийной) сферы с целью обеспечения защиты прав граждан и государства при поиске, производстве и распространении массовой информации. Нормативно-правовой акт определяет и закрепляет основные понятия и положения деятельности средств массовой информации, однако, по мнению некоторых современных исследователей «односторонне затрагивает проблемы издательской деятельности», оставляя за рамками законодательного регулирования одну из важнейших частей издательского дела – книгоиздание.
В целом нужно отметить, что начало 1990-х годов прошло под знаком расширения законодательных основ издательской деятельности. Был принят еще целый ряд законов, способствующих развитию издательского дела, и создающих фундамент для строительства основ гражданского общества в Российской Федерации. К числу наиболее важных законодательных актов, регулирующих названную сферу, относятся Законы Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»2 (1993 г.), «О библиотечном деле» (1994 г.), «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.), «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (1995 г., утратил силу с 1 января 2002 г.).
В настоящее время нормативную базу правового регулирования издательской деятельности составляют более 20 законов и 30 указов Президента РФ, многочисленные постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные документы, имеющие как общеправовой характер, так и отражающие специфику издательской и полиграфической деятельности.
В заключение настоящего параграфа следует еще раз обратить внимание на то, что история российской издательской деятельности насчитывает несколько столетий. Постоянное развитие издательского дела сопровождалось формированием специального комплекса правовых документов, регулирующих эту деятельность и отношения, возникающие в издательско-полиграфической сфере.
Состояние нормативно-правовых актов, принятых за весь период становления издательского дела отражает специфику отношения государства к издательской деятельности: относительная свобода издательств в XVII- XVIII вв. сменилась эпохой постоянно усиливающегося контроля со стороны государства в XIX столетии, периодом строгого тотального контроля в советский период и расширением свобод в организации и осуществлении издательской деятельности в конце XX – начале XXI вв.