Средства конструирования образа художника

Структура художественного творчества представляет собой единство трех компонентов: субъект творчества, т. е. художник со своим талантом и мастерством; объект творчества, который включает в себя всю существующую действительность, и предмет творчества − то, что увидел художник в этой действительности, как он это увидел, в каком материале и какими средствами воссоздал увиденное. Таким образом, мы не можем рассматривать процесс художественного творчества в отрыве от личности художника и отнюдь не потому, что нас интересуют какие-то парадоксальные или сомнительные страницы его биографии, а потому, что процесс творчества составляет единое целое с жизненным процессом художника.

Когда текст музыкального или литературного произведения создан, он приобретает объективное бытие. Но мы должны знать, как совмещались у данного автора его призвание и способности, чем объяснить неожиданные изменения стиля, большие перерывы в творчестве, преобладание какого-либо образного строя, следовательно, нам необходимо проследить жизненный и творческий путь художника. Концентрация внимания лишь на произведении искусства без обращения к фактам биографии художника существенно обедняет понимание искусства. Другая крайность – доскональный разбор жизнеописания художника при оставлении в стороне его творчества, что еще дальше отодвигает нас от адекватного постижения искусства.

Процесс становления художника в любом типе общества всегда сопряжен с освобождением от стереотипов, интенсивным ростом его самосознания, утверждения в способности самому определять свой творческий путь. Истинный художник обладает уникальными индивидуальными качествами. Особенностью художественного субъекта является то, что в нем огромную роль играют эмоциональные реакции на действительность, эмоциональная отзывчивость. Эмоциональность художника есть необходимое условие эстетического освоения действительности, создания художественного образа, специфика которого состоит в том, что он представляет собой целостное отображение главного предмета искусства – человека – в единстве его природной, социальной и духовной жизни. Но целостное познание и отображение действительности невозможно только на уровне эмоциональных реакций, оно требует глубокого понятийного освоения мира. Эмоциональность художника, который в своем творчестве опирается на фантазию, интуицию, пронизана интеллектуальным началом и несет в себе рациональные ступени отражения мира (идею, смысл, знание).

Художественному мышлению свойственна избирательность восприятия, построение целостного, чувственно яркого образа, индивидуально неповторимого, но не всегда достаточно объективного, т. к. Художник воспринимает и отражает объективные факты и события избирательно, через их значение для себя. В структуре художественного субъекта мы можем выделить 3 элемента: художественный талант, художественное мастерство и личностное отношение к миру.

  1. Художественный талант. Если в науке субъект творчества проявляется в результате научного исследования не очень отчетливо (научные открытия порой совершаются одновременно разными учеными и даже в разных странах), то в художественном образе воплощается как действительность, так и неповторимая личность художника. Для художника огромное значение имеют врожденные генетические качества, такие как музыкальный слух, чувство ритма для музыканта; чувство цвета, формы, объема для художника и скульптора; особая пластичность тела для балерины и т. д.

Талант (греч. talanton – высокая степень одаренности в какой-либо области) является сложной системой организации личности художника. Кроме физических способностей, определяющих направление и возможности творчества, избираемый художником вид искусства (или несколько видов искусства), таланту обязательно свойственны интеллектуально — психологические аспекты: интуиция, сила художественного мышления, активность воображения, наблюдательность, память, эмоции. Загадка творческой личности и личности художника, в частности, волновала человечество на протяжении веков. Начало изучению проблемы таланта было положено в XVIII в.

Современный подход к таланту и способностям – междисциплинарный (привлекаются данные эстетики, психологии, социологии, теории культуры). Социологи обращают внимание на то, что талант появляется там и тогда, где и когда в нем есть общественная потребность. Талантливость обусловливается результатами творчества, которые берутся в сравнении со всей совокупностью произведений этого вида и жанра искусства в определенную эпоху. Психологи определяют психологическую структуру таланта как совместную работу мышления, памяти, воображения, воли, чувств при главенствующей роли воображения и интуиции. Генетики решают вечный вопрос о том, запрограммирован ли талант генетически или он является продуктом общественного воспитания. Большинство генетиков называют следующее соотношение природно-наследственных и общественно-приобретенных качеств таланта: 70 и 30 %.

Для талантливой личности характерно умение мыслить непредвзято,умение видеть необычное в обычном и обычное в необычном. В отличие от ученого художник не идет методом проб и ошибок, чаще всего это – эвристический путь. Индивидуальность – одна из сторон таланта.

  1. Художественное мастерство. В любом искусстве для создания произведения художник использует необработанный материал и с помощью своего труда превращает его из бесформенной массы в прекрасное творение. Это невозможно без знания особенностей этого материала, способов его обработки, владения художником этими способами, умения с их помощью воплотить свой замысел, – иными словами, искусство немыслимо без мастерства.

Термин «мастерство» употребляется в смысле «художественное мастерство» и мастерство как высокий уровень владения техникой выполнения какой-либо работы. И слесарь может быть мастером своего дела. Однако, говоря «мастерство» в применении к художественному творчеству, мы обязательно подразумеваем совершенное владение не только техникой исполнения, но и всем арсеналом изобразительно-выразительных средств данного вида искусства.

Если талант, т. е. художественную одаренность индивида, врожденную способность к художественному творчеству, нельзя приобрести, то мастерство не есть природный дар. Овладение им – длительный и трудоемкий процесс, требующий как специального теоретического образования, так и практического обучения владению техническими навыками в данном виде искусства. Без таланта и вдохновения работа художника превращается в ремесленничество, но без искусного владения художественным ремеслом автор становится беспомощным в претворении своего, пусть и прекрасного, художественного замысла.

В обиходном употреблении термин «ремесленник» носит порой негативный оттенок, имеет значение, противоположное «художнику», характерными особенностями его считают наличие в работе штампа, стандарта,однотипных или даже одних и тех же приемов для выражения различного содержания. Это не совсем так. Например, художественное ремесло на Руси в своем развитии достигло весьма высокого уровня, ремесленники порой доходили до виртуозности, граничащей с мастерством настоящего художника, да и как уловить ту зыбкую границу между ремеслом и творчеством в декоративно-прикладном искусстве? Разумеется, мастерство художника включает индивидуальность его таланта, постоянные поиски новых средств, нового содержания, новой формы, но оно также включает и высокий уровень мастерства как делания, т. е. владения своим ремеслом.

Талант и мастерство – два условия для создания высокохудожественных произведений, но талант, как уже отмечалось, дан человеку даром, без каких — либо усилий умственных и физических, на овладение мастерством уходят долгие годы, часто этот процесс начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь художника. «Мастерство выступает необходимым условием художественного творчества и в различных аспектах выявляет свои функции и характеристики, обеспечивающие не только творческий процесс, но и художественное познание, и акты коммуникации в результате потребления искусства. Это заставляет считать мастерство всеобщим основанием искусства» (Искусство и действительность: Методологические проблемы эстетического анализа: сборник статей. М., 1978.). При достижении своей наивысшей степени мастерство не отвлекает перципиента от восприятия содержания произведения искусства, совершенное владение мастерством не отвлекает и художника от воплощения самой сути художественной идеи, а напротив, помогает ее полноценному выражению. Это справедливо для любых видов искусства, а особенно − для исполнительских, где произведение, созданное однажды, не существует для перципиента без его постоянного воссоздания интерпретатором. Не вызывает сомнения тот факт, что подготовка, например, музыканта-исполнителя основана на обучении его технике игры на инструменте, включающей в себя выработку беглости пальцев, достижение свободы игрового аппарата от плеча до кончиков пальцев, освоение множества разнообразных приемов звукоизвлечения и т. д. (или освоение технических средств голоса и правильного дыхания, если речь идет о вокалисте), а уже достижение определенной свободы владения техникой исполнения позволяет музыканту раскрыть содержание исполняемого произведения, выразить и свое творческое отношение к нему. Отсутствие технической свободы мешает и появлению вдохновения (исполнитель занят мыслями о том, как справиться с трудным пассажем, или огорчен тем, что инструмент не звучит как надо), наличие же ее помогает исполнителю вызвать в себе нужное переживание в момент исполнения, если таковое отсутствует.

Древнейшей темой, обсуждавшейся философами и теоретиками искусства на протяжении веков, была тема соотношения таланта и мастерства. Решения предлагались не только разные, но и противоположные: от признания первенствующей роли мастерства по отношению к таланту (И. Кант) до отрицания необходимости мастерства вообще (романтики). Современные исследователи видят в таланте и мастерстве взаимодополняющие слагаемые творческой личности художника.

III. Личностное отношение к миру. Оно обусловлено не только тем, что художник занимает определенное место в социальной структуре общества, но и психофизиологическими особенностями его сознания. Особое значение в личностном отношении к миру имеет мировоззрение художника – взгляд на мир, система философских, моральных, религиозных, эстетических идей, упорядоченных в единое целое. Мировоззрением художника мы называем органическое проявление личности в его мироощущении, в котором фиксируется переживание художником глобальных проблем бытия, в его миросозерцании, т. е. совокупности теоретически еще не обоснованных взглядов на мир, и в миропонимании, т. е. совокупности взглядов, уже обоснованных теоретически. Большое значение для формирования мировоззрения художника имеет развитость его эстетической культуры.

Стремление к совершенствованию окружающего мира, к самосовершенствованию и познанию, как полагает Н.И. Киященко, присущи всем людям без исключения (Эстетическая культура: сборник трудов ИФ РАН / отв. ред. И.А. Коников М., 1996.). Примером тому могут служить многочисленные случаи рождения эстетически одаренных людей в самых неблагоприятных материальных, нравственных и духовных условиях. Другое дело, что без должного развития эстетические эмоции и рациональные способности не вырастут до эстетических чувств и эстетического вкуса. Если культура человека способствует организации и реализации отношений его с окружающей действительностью, включающей природу, других людей, самого себя, то эстетическая культура рождает умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить эти отношения, характерной особенностью которых является их целостный характер, единство рационального и чувственного начал в них. Только эстетическое сознание обеспечивает целостное впечатление об объекте в форме мысленной картинки — образа, дает основания для оценки не только предмета, но и ситуации (благоприятной, нейтральной, угрожающей).

Способность к целостным эстетическим восприятиям, как утверждает В.И. Самохвалова, заложена в особенностях строения и функционирования мозга человека (Эстетическая культура: сборник трудов ИФ РАН / отв. ред. И.А. Коников М., 1996.). В процессе его эволюции мозгу постепенно становились необходимыми эстетические впечатления, вызывающие к действию эмоции и способствующие формированию и развитию эмоциональных центров, выступающих, в свою очередь, стимуляторами интеллектуальной деятельности. Дальнейшая эволюция привела к созданию функциональной асимметрии полушарий, каждое из которых имеет свои специфические особенности отражения мира. Только согласованный ритм работы двух полушарий создает условия для адекватной эстетической реакции и оценки.

Большое значение для формирования личностного отношения к миру имеет наличие жизненного и социального опыта. Мировоззрение и опыт художника определяют его творческий метод. Огромное значение имеет и эстетическая образованность художника, непосредственно влияющая на развитость его эстетического вкуса.

Уровень эстетического развития личности является показателем как развития художественной культуры общества, степени ее воздействия на индивида, так и степени усвоения этим индивидом всего богатства художественной культуры. Художественная культура личности развивается, прежде всего, под воздействием искусства. В практическом обучении искусству у человека возникает не только общий интерес к нему, но и появляются потенциальные возможности приобщения к его различным направлениям и формам.

Необходимой стороной процесса формирования эстетической культуры личности и социальных групп является совершенствование ценностных ориентаций и представлений, т. к. оценочные представления индивидов не всегда соответствуют объективной ценности тех или иных явлений, художественных произведений. Внутренняя эстетическая культура воспитывает эмоции, регулирует и перераспределяет нервную энергию, структурирует внутренний ритм,который, в свою очередь, становится стержнем, удерживающим элементы эстетической культуры, соединяя их в единое целое.

Именно искусство имеет общекультурное значение и сочетает в себе стремление к достижению наивысших результатов как в личностном, так и в общегосударственном и даже мировом масштабе при ни с какой другой деятельностью не сравнимым значении индивидуальных особенностей художника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *