Сравнительный анализ рыночной конкуренции и специфики ее регулирования в Америке и Германии

США — страна, которая является лидером по развитию конкуренции, одна из первых стран узаконила и ее регулирование. В основе такого регулирования лежат законодательные акты:

Закон Шермана (1890 г.);

Закон Клейтона (1914 г.);

Закон о Федеральной комиссии по торговле (1914 г.);

Закон Робинсона-Патмана от 1936 г. и закон Харта-Скотта-Родино от 1976 г.

Вопросами регулирования конкуренции занимаются Министерство юстиции и Федеральная коммерческая комиссия.

Чтобы понять процесс формирования конкуренции, нужно проанализировать условия, при которых она сформировалась именно в США. Многие экономисты считают и доказывают, что рынок саморегулируется, и сам в силе защититься от неблагоприятных факторов. Однако в ходе истории, а именно во время двух крупных кризисов (1873-1878 гг. и 1883-1886 гг.), в первую очередь подкосивших крупных производителей, стало ясным что, когда эти компании стали работать не в интересах покупателей, нужно было чье-то сильное вмешательство. В конечном итоге был принят первый антимонопольный закон, который защищал конкуренцию.

Цель данного закона- защита свободной конкуренции и предпринимательства, уменьшение дисбаланса в сфере перераспределения ресурсов и прибылей, дальнейшая демократизация рынка.

Демократический режим в США не мог не реагировать на пренебрежение интересами предпринимателей со стороны крупных компаний, ведь это было прямой угрозой демократическому строю. Потому понятие противозаконных действий в конкурентном обществе было конкретизировано, в частности, перечислены всевозможные их виды. Контроль за соблюдением законодательства осуществляли все те же министерство юстиции и Федеральная коммерческая комиссия.

Принятый в 1936 г. Закон Робинсона-Патмана ввел запрет на неравноправность в ценах при перепродаже товаров и в сфере рекламы, а также ограничил размер посреднических комиссионных в торговле. Также в 1992 г. совместно министерством юстиции и Федеральной торговой комиссией было выпущено «Руководство по применению законов при слияниях», в котором были четко расписаны процессы слияния и их влияние на конкуренцию.

В настоящее время законодательство США по поддержанию конкуренции считается одним из эффективных в мире. О чем только говорит тот факт, что максимальный штраф с юридического лица, составляет 10 млн. долл. США, и возможно он вырастет даже до 100 млн. долл. США. Причем штраф может быть в двойном размере суммы незаконно полученной прибыли или суммы убытков, которую понесла другая сторона. Важно отметить, что такие жесткие законы являются тем стимулом, который и обеспечивает свободу рынка и бизнеса.

Что касается Германии, то на принятие законов, которые регулируют рыночную конкуренцию, повлияла именно Америка. Позже Германия подкорректировала законодательство под свою экономику и приняла Закон об отмене ограничений в конкуренции в 1957 году. В настоящее время особенностью законов о поддержании конкуренции в Германии является точность и конкретность формулировок. Изначально главными задачами такой политики были ограничение злоупотребления высшим положением, предупреждение горизонтальных сделок, тайных договоренностей, а также запрет на ценовое неравенство при перепродаже товаров и связывающие контракты. Но и в Германии со временем вносились поправки. Хотя дальнейшие изменения только ужесточили санкции и ввели новые меры регулирования.

Органом, регулирующим конкурентные отношения в ФРГ, является Федеральная служба картелей, входящая в состав министерства экономики, которая помимо прямых обязанностей, еще наделена и судебными полномочиями. Важным органом регулирования является и Монопольная комиссия, которая в основном занимается анализом и консультациями, делает отчеты в министерство экономики Германии. Важной особенностью законодательства Германии является разрешение деятельности крупных транс корпораций, но они не имеют права злоупотреблять своими преимуществами. Это делает регулирование Германии более легким, чем в США или других западных стран. Развитие конкуренции в Германии также регулируется международным антимонопольным правом Европейского союза, базой которого являются 81 и 82 статьи Римского договора о создании ЕС от 25.03.1957г.. В статье 81 запрещается общая деятельность компаний, которая ограничивает торговлю между странами европейского союза и конкуренцию на его рынке. Статья 82 запрещает злоупотребление лидирующим положением любой компании на общем рынке, которое ограничивает торговлю между государствами. Кроме этого, статья детализирует список прочих противозаконных действий, таких как навязывание торговых условий, ограничение выпуска и рынка, ущемление прав при заключении договоров, применение монопольно высоких цен и прочее.

Регулированием конкурентных процессов занимается Европейская комиссия, в полномочия которой входит:

  1. Ограничение сделок, которые угрожаю свободной конкуренции и злоупотребления лидирующим положением.
  2. Контроль объединений. Главный принцип Европейской комиссии – запретить сделку, если она усиливает лидерство. После анализа каждого заявления на объединение, Комиссия проводит расследование, и либо дает разрешение, выставляя некоторые требования компаниям, либо запрещает слияние.
  3. Снятие ограничений для естественных монополий, то есть Комиссия проверяет и контролирует естественные национальные монополии с целью недопущения недобросовестной конкуренции.
  4. Контроль государственных программ по поддержке предприятий. Европейская комиссия регулярно проверяет предоставляемые правительством кредиты и займы, налоговые льготы и субсидии на основании 87-89 статей Римского договора. Разрешены только программы по поддержке малоразвитых регионов, ликвидации последствий природных катаклизмов и социальная помощь.

Стоит заметить, что организация политики по регулированию конкуренции в Германии двусторонняя. Кроме штрафов, предусмотренных национальным законодательством, те, кто его нарушает, должны также по предписанию Европейской комиссии выплатить штраф в размере 10% своего оборота. Такой жесткий контроль необходим для обеспечения свободной конкуренции на всем европейском пространстве и достижения эффективности всего мирового рынка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *