Сравнительный анализ финансовой системы США с другими странами

🙂

Государственный бюджет занимает важнейшее место в общей структуре финансовой системы США с точки зрения воздействия государства на состояние финансов, хозяйственную конъюнктуру, характер и направления экономической политики правительства. Он выступает мощным индикатором в определении долгосрочных планов крупных корпораций и банков. Эта роль очевидна уже в силу колоссальных размеров государственных расходов, которые прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние экономики и финансов, деятельность производственных и торговых фирм, реализующих государственные заказы, банки и иные финансовые учреждения, обслуживающие бюджетные программы правительства США.

Скачать текст в WORD

Дефицит федерального бюджета США в закончившемся 30 сентября 2016 финансовом году составил 1 триллион 294 миллиарда долларов, или 8,9% от ВВП страны, сообщил в пятницу американский Минфин. Таким образом, бюджетный дефицит США снизился на 122 миллиарда долларов по сравнению с 2017-м финансовым годом, когда дефицит равнялся 1,416 триллиона долларов, или 10,0% ВВП.

Денежные поступления в американский федеральный бюджет в 2018 финансовом году составили 2 триллиона 162 миллиарда долларов (14,9% от ВВП), расходы бюджета — 3 триллиона 456 миллиардов долларов, или 23,8% от ВВП. Представленные Минфином США показатели являются официальными и окончательными. Доходы федерального бюджета США в 2018 финансовом году составили 2,104 триллиона долларов (14,9% ВВП), расходы — 3,520 триллиона долларов (25,0% ВВП) [3].

Сокращение дефицита стало возможным, благодаря поступлению большего объема доходов и сокращению трат. Доходы бюджета увеличились по сравнению с 2015 финансовым годом на 57 миллиардов долларов, или на 2,7%. В свою очередь, рост доходов после двухлетнего их снижения стал возможным, благодаря увеличению объемов поступлений средств от налогообложения, а также прибыли, получаемой Федеральной резервной системой. Это частично возместило общее снижение средств, получаемых от налогообложения физических лиц. Однако в процентах от ВВП общий объем доходов бюджета остался неизменным — 14,9 процента.

Сокращение бюджетных расходов объясняется главным образом тем, что правительство завершило программы кризисной поддержки экономики, в том числе известную программу по выкупу так называемых «токсичных» активов банков.

Огромный бюджетный дефицит является одной из тяжелых экономических проблем, с которыми сталкивается действующая администрация демократа Дональда Трампа.

Сегодня финансовая система США является одной из наиболее жестко регулируемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов.

Контролер денежного обращения — лицо, назначаемое Президентом США и ответственное за регулирование деятельности национальных банков и контроль за ней путем ревизий.

Особую роль играет Центральный банк страны Федеральная резервная система (ФРС). Роль ФРС непрерывно повышается по мере возрастания макроэкономической ответственности американского правительства в течение всех послевоенных десятилетий, в том числе и в 90е годы. Однако ФРС лишь частично ответственна за надзор за банками и делит эту функцию с особыми федеральными и штатными органами контроля.

ФРС США (Федеральная резервная система) — уникальная система центральных банков, число которых составляет 12. Они называются федеральными резервными банками (ФРБ) и имеют ряд филиалов в важнейших промышленных и деловых центрах США. Основы кредитно-денежной политики разрабатывает Совет управляющих ФРС. Основные функции ФРБ заключаются в хранении и управлении резервными средствами (валюта, золото), осуществлении клиринговых операций по платежным балансам депозитных учреждений и вкладам Государственного казначейства США, выпуске в обращение федеральных банкнот, контроле за процессами создания депозитов и кредитования депозитных учреждений. ФРБ контролируют и инспектируют деятельность банков — членов ФРС, банковских холдингов, филиалов и иностранных представительств банков в США. Они предоставляют коммерческим банкам кредиты как кредиторы последней инстанции. Наконец, ФРБ оказывают целый ряд финансовых ycлyг, в частности выпуск в обращение и прием наличных денег, переводы денежных средств и др.

ФРС функционирует как независимый от федерального правительства США орган, подотчетный только Конгрессу США [9].

Банки — члены ФРС обязаны приобретать в ФРБ определенное количество акций, зависящее от их собственного акционерного капитала. На эти акции начисляются дивиденды, но размер их ограничен. Основная часть прибыли от деятельности ФРБ перечисляется в Государственное казначейство США, поскольку коммерческая деятельность не является ключевой для ФРС. Банками ~ членами ФРС являются все общенациональные банки, а также по желанию и при соответствии требованиям ФРС банки штатов.

В настоящее время в США имеются различные виды учреждений банковского сектора (рис. 2). Приведем их краткую характеристику.

Рис. 2. Структура банковской системы США (кредитные институты)

Группа коммерческих банков наиболее многочисленная и занимает ведущее место на финансовых рынках США. Речь идет, в принципе, о депозитных банках, источниками ресурсов которых являются в основном депозитные вклады (срочные и до востребования). Коммерческие банки осуществляют краткосрочное финансирование торговли, платежный оборот, включая операции с чеками и кредитными картами, трастовые услуги (управление имуществом). Кроме того, разрешается выполнять сделки с ценными бумагами, но за счет клиентов и по их поручениям, что отражает тенденцию к размыванию границ отдельных видов финансовых институтов, Наблюдается также тенденция к увеличению долгосрочных кредитов [13].

Среди коммерческих банков различают два типа институтов: во-первых, банки с многочисленными филиалами и отделениями (Branch Banks) и банки, которые либо вообще не имеют филиальной сети, либо она развита слабо (Unit Banks). Операции, которые осуществляют эти банки, однотипны, а различия заключаются лишь в организационной структуре, функциях менеджеров.

Британские кредитные институты можно разделить на три больших блока: розничные банки, которые являются национальными и преимущественно работают с конечной клиентурой (фирмами, частными лицами); оптовые банки, которые, являясь также национальными, оперируют преимущественно на межбанковском рынке; заграничные банки. Структура банковской системы Великобритании в целом представлена на рис. 3. Дадим более развернутую характеристику отдельных видов финансовых институтов.

Рис. 3.  Банковская система Великобритании

К рассматриваемой группе институтов можно отнести также и строительные ассоциации, которые не являются типичными банками, но составляют конкуренцию депозитным банкам, привлекая под проценты средства частных лиц.

В группу оптовых банков входят торговые банки, акцептные и эмиссионные дома. Первыми среди оптовых банков возникли торговые банки. Их первоначальная задача заключалась в финансировании товарооборота путем погашения торговых векселей и их авансирования. В настоящее время торговые банки занимаются широким кругом операций по финансовому обслуживанию и консультированию средних и крупных предприятий. Кроме того, они выступают в качестве инвестиционных банков для пенсионных фондов и страховых компаний, финансируют слияния и приобретения, торгуют акциями и другими ценными бумагами, предоставляют кратко- и среднесрочные кредиты. Торговые банки не проводят обычные для коммерческих банков операции по перемолу денежных средств или принятию вкладов и выдаче ссуд населению. Торговые банки Великобритании играют ведущую роль на евровалютных рынках (еврокредитные и евродепозитные операции), а также на рынках срочных контрактов (финансовые фьючерсы, опционы, свопы и др.).

В последние десятилетия происходит обратный процесс размещения зарубежными банками своих филиалов и представительств в Великобритании. Среди них банки Японии, США, Швейцарии и других стран. В обшей сложности более 100 крупнейших банков представлены в Великобритании, что вновь подчеркивает ведущую финансовую роль этой страны в мире.

В финансовой системе Великобритании действует также специфическая группа финансовых институтов, называемых учетными домами.

Они выступают операторами денежною рынка, привлекая свободные краткосрочные денежные средства других финансовых учреждений и ссужая их на короткий период лицам, нуждающимся в ликвидных средствах. Первоначальная деятельность учетных домов заключалась в учете коммерческих переводных векселей. Впоследствии эту функцию взяли на себя также акцентные лома. Учетные дома выполняют также роль посредника между Банком Англии и коммерческими банками, организуя рефинансирование последних через переучет казначейских векселей. Они покупают у Банка Англии эти векселя, а затем организуют аукционы среди коммерческих банков по их приобретению. Банк Англии гарантирует учетным домам кредиты за их обещание выкупать полностью выпуски казначейских векселей. Значительную часть своих ресурсов учетные дома формируют за счет ссуд до востребования, предоставляемых коммерческими банками.

Следует отмстить, что английская банковская система в значительной мере похожа на банковскую систему США. В частности, большое сходство прослеживается между торговыми байками США и розничными банками Великобритании, а также инвестиционными банками США и оптовыми банками Великобритании. Различие заключается в том, что законодательное регулирование банковской системы в Великобритании началось позднее, чем в США, хотя английская банковская система имеет более длительную историю.

Рождение банковской системы Японии (ВСЯ) датируется 1868 г. После окончания добровольной изоляции Японии была введена в обращение иена как национальная валюта. В качестве одной из важнейших частей экономической системы страны, которая могла обеспечить защиту от экспансионистских устремлений колониальных властей, должна была послужить банковская система, создававшаяся по образцу европейских. При этом использовались элементы банковских систем различных стран. Создаваемые банки использовались как инструмент государственной экономической политики. В тот период группы предприятий находились во владении семейных кланов (zaibatsu), и в рамках каждой группы координирующие функции и функции финансирования выполнял один банк [5].

Помимо Банка Японии и государственных финансовых институтов в банковскую систему Японии входят коммерческие банки, банки долгосрочного кредитования, инвестиционные банки, трастовые банки и кооперативные банки. Наряду с названными институтами и группами институтов к японской финансовой системе причисляют, при более широком определении, общества страхования жизни, общества мелкого кредита, общества финансирования ценных бумаг, а также общества финансирования жилищного строительства и некоторые другие. В целом структура японской финансовой системы представлена на рис. 4.

В Японии слабо представлены финансовые институты из других стран, что связано с особенностями японского национального менталитета и, как следствие, с жесткими правилами допуска нерезидентов на национальные рынки. В то же время японские банки широко представлены на мировых финансовых рынках, создали дочерние структуры во многих странах мира.

Рис. 4. Финансовая система Японии

Характерные особенности современной финансовой и банковской системы Японии заключаются в следующем:

1. Коммерческие банки подразделяются на два основных класса: городские банки и локальные. Они различаются размером и клиентурой. Городские банки в основном обслуживают крупные предприятия краткосрочными кредитами и имеют широкую филиальную сеть. Свои ресурсы они также формируют за счет крупных вкладчиков. Локальные банки, напротив, ведут деятельность в определенных регионах (префектурах), обслуживая в основном мелкие и средние предприятия, коммунальные службы. Пассивы этих банков образуются преимущественно за счет частных лиц.

2. В Японии особенно развиты крупные конгломераты банков и предприятий. Наиболее известные из них входят в группы keiretsu. Во главе этих групп стоит городской банк, объединяя вокруг себя крупные промышленные предприятия. Взаимоотношения между банком и предприятиями строятся на кооперативной основе. Банк предоставляет большинство видов финансовых услуг и выполняет координирующие функции. Следует заметить, что существовавшие до Второй мировой войны группы zaibatsu были построены по холдинговому типу, то есть банк не только выполнял указанные выше роли, но и осуществлял управление акциями всей группы.

Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие звенья:

— государственный бюджет;

— государственные внебюджетные фонды;

— государственный кредит;

— фонд страхования;

— фондовый рынок;

— финансово-кредитную систему;

— финансы предприятий различных форм собственности.

Скачать текст в WORD

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2018 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2017 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2016 году — лишь четверть в общей массе поступлений). Таким образом, финансовая система США сложна и многообразна, состоит из множества государственных федеральных и иных органов власти и управления, финансовых и административных ведомств и учреждений, частных банков и корпораций, осуществляющих как внутренние, так и международные финансовые операции. В силу огромного влияния на всю мировую экономику и мировые финансы финансовая система США более чем какая-либо другая национальная система является частью мировой финансовой системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *