СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

УДК 316.74:32(075.8)

Алексеенко Александр Иванович, заместитель директора ОКУ «Центр регионального развития», доц., к. соц. н., доц. кафедры философии и социологии ФГБОУ ВГО «ЮЗГУ»,

e-mail: alex-2-alex@yandex.ru

Салова Ирина Александровна, начальник отдела информации ОКУ «Центр регионального развития»,

e-mail: salovairina83@gmail.com

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

(РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Аннотация: в статье, на примере Курской области, рассмотрена специфика формирования общественного доверия населения к органам власти в условиях экономического кризиса и социально-политической трансформации современного российского общества.

Ключевые слова: общественное доверие, экономический кризис, трансформация, общество, местное самоуправление, социологическое исследование, Курская область.

Alekseenko Alexander I., Southwest State University, Candidate of sociological sciences, Associate Professor; RSI «Center for regional development», deputy director,

e-mail: alex-2-alex@yandex.ru

Salova Irina A., RSI «Center for regional development», head of Department of Information,

e-mail: salovairina83@gmail.com

THE SPECIFICITY OF THE FORMATION OF PUBLIC CONFIDENCE IN THE GOVERNMENT IN CONDITIONS OF ECONOMIC CRISIS AND SOCIO-POLITICAL TRANSFORMATION OF MODERN RUSSIAN SOCIETY (REGIONAL ASPECT)

Summary: in article, on the example of Kursk region, studied the features of forming of public confidence in the authorities in the conditions of economic crisis and socio-political transformation of modern Russian society.

Keywords: social trust, economic crisis, transformation, society, local government, sociological research, Kursk region.

«Разруха. Это – мираж, дым, фикция.

Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой?

Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?

Да ее вовсе и не существует…, разруха … в головах» [1]

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований №14-38-00047 «Прогнозирование и управление социальными рисками развития техногенных человекомерных систем в динамике процессов трансформации среды обитания человека» при участии НИУ «БелГУ», ИСПИ РАН, ЮЗГУ.

Кризис – это переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации [2]. При всем многообразии прогнозов со стороны экспертного сообщества, кризис возникает тогда, когда он меньше всего ожидаем, так было и с введением санкций США и ЕС против России, оттоком капитала, падением цен на нефть, закрытием коммерческих банков и турагентств. К кризисным явлениям, произошедшим в период трансформации всех сфер российского общества, стоит и отнести утрату доверия населения ко всем ветвям власти, как следствие в общественном мнении на первый план выходит негативная информация о каком-либо событии, конфликте, несчастном случае, которая становясь публичной, может только повредить имиджу кандидата.

При этом мы можем наблюдать, что, не смотря на перманентный экономический кризис, происходящий последние три десятилетия, популярность первого лица государства, только растет, так уровень доверия граждан к Президенту РФ, в 2015 году, достиг рекордных 85%, а электоральный – исторического максимума в 74 процента[3].

Анализируя особенности формирования уровня общественного доверия Курской области следует отметить, что как и в других субъектах Российской Федерациион формируется прежде всего на основе доверия жителей региона к органам исполнительной и законодательной власти муниципальных образований.

В соответствии со ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [4] муниципальное образование – представляет собой городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. В Российской Федерации предусмотрено создание семи видов муниципальных образований:

  • сельское поселение;
  • городское поселение;
  • муниципальный район;
  • городской округ;
  • внутригородская территория города федерального значения;
  • городской округ с внутригородским делением;
  • внутригородской район [5].

В соответствии с официальными данными Росстата, по состоянию на 1 января 2015 г. на территории Российской Федерации официально зарегистрировано 22923 муниципальных образований, из которых 1644 имеют статус городских и 18654 сельских [6].

В Курской области, на сегодняшний момент, насчитывается 355 муниципальных образований [7]. В том числе:

  • городские округа – 5;
  • районы – 28;
  • городские поселения – 27;
  • сельские поселения – 295.

Примером комплексного изучения муниципальных образований выступает социологическое исследование «Оценка эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, организаций и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению», проведенное ОКУ «Центр регионального развития» в рамках реализации Постановления Губернатора Курской области от 29 апреля 2013 г. № 190–пг (ред. от 23.07.2014) «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

На официальном сайте «Соцпортал46.рф» с 15.01.2015 г. по 31.03.2015 г. была размещена анкета, посредством которой каждый житель Курской области мог обозначать свои оценочные суждения, касающиеся удовлетворенности и эффективности работы органов местного самоуправления муниципальных образований, а так же работы унитарных предприятий и образовательных организаций.

В данном опросе приняло участие 2413 человек, что составляет 0,26 % от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории нашего региона, из них: мужчин – 838 (34,7 %), женщин – 1575 (65,3 %). Возрастные характеристики респондентов составили следующие группы: 18–29 лет – 537 (22,3 %); 30–49 лет – 1197 (49,6 %), 50–59 лет – 497 (20,6 %), старше 60 лет – 182 (7,5 %). Социальный статус, лиц участвующих в исследовании, может быть определен следующим образом: рабочие (в том числе сельскохозяйственного предприятия – 247 (10,2 %), руководители предприятия, учреждения – 192 (8 %), военнослужащие, работники правоохранительных органов –– 21 (0,9 %), служащие – 740 (3,7 %), специалисты – 570 (23,7 %), предприниматели – 126 (5,2 %), студенты (ВУЗов, СУЗов, ПТУ и т.д.) – 114 (4,7 %), пенсионеры – 223 (9,2 %), безработные, временно не работающие (в том числе находящиеся в отпуске по беременности и родам) – 179 (7,4 %).

Стоит отметить, что в 162-х муниципальных образованиях (из них, 157 сельских, 4 городских поселениях и 1 муниципальный районе) не было получено ни одной оценки со стороны граждан.

От 1 (одного) до 10 проголосовавших – в 133 муниципальных образованиях (куда входят 12 муниципальных районов, 13 городских поселений, 2 городских округа и 106 сельских поселений).

Наибольшая активность Интернет-респондентов (или 2072 человека, что составляет 85,9 % от количества всех принявших в голосовании граждан – а это – 2413 человек) выявлена лишь по 7-ми муниципальным образованиям Курской области.

Контроль качества IT-исследования осуществлялся посредством постоянного анализа результатов анкет, проверялась полнота и правильность их заполнения, а также соответствие количественного и качественного состава респондентов объемам квотной выборки. С целью обеспечения валидности полученных данных, участвующие в интернет (онлайн) опросе респонденты могли использовать свой IP-адрес, только один раз, исследование было анонимным.

Результатам проведенного социологического исследования показали, что большая часть населения Курской области удовлетворены деятельностью высших должностях лиц в их муниципальных образованиях. Так, в сельских поселениях Курской губернии наблюдалась степень удовлетворенности деятельностью Главы – 81 %; удовлетворенность деятельностью Главы муниципального района – 86 %. Если же говорить о деятельности исполнительного органа власти региона, то было выявлено следующее: удовлетворенность деятельностью руководства Курской области – 78% и удовлетворенность деятельностью Администрации муниципального района – 86 %.

При исследовании городских округов региона прослеживается уровень удовлетворенности немного ниже, но не опускается до слабого уровня. Так, удовлетворенность деятельностью Главы Администрации города – 54,7 %, доля удовлетворённости деятельностью руководства регионом в целом составила – 56,5 %.

Исходя из полученных данных, мы можем говорить о достаточно высоком уровне удовлетворенности населения Курской области руководством региона, который, безусловно, напрямую связан с поддержкой федерального аппарата власти. В то же время без поддержки со стороны внутрирегиональных элит главы субъекта федерации сложно показать достойный результат, как в хозяйствовании, так и в административном управлении. Не случайно сегодня фактор оценки консолидации правящих элит играет все более заметную роль.

Еще в начале прошлого столетия о значении доверия в политической власти писал российский ученый И.А.  Ильин. «Доверие к власти, – говорил он – лежит в самой основе правопорядка, а недоверие к ней есть начало ее ниспровержения» и заключал: «Нормальное правосознание утверждает, что государство по своей идее есть живая система всеобщего доверия…. Если эти аксиомы правосознания становятся основой государственной и правовой жизни, то они обеспечивают общественное и государственное процветание» [8].

Список литературы:

  1. М.А.  Булгаков. Собачье сердце. Булгаковская энциклопедия [Электронный ресурс] // Булгаковская энциклопедия.URL: http://www.bulgakov.ru/dogheart/dh3/ (дата обращения 23.11.2015).
  2. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кризис (дата обращения 23.11.2015).
  3. В. Путин: рейтинг, отношение, оценки работы. Источник данных: «ФОМнибус». URL: http://fom.ru/posts/10946/ (дата обращения 23.11.2015).
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ФЗ (с изменениями и дополнениями) ст.2 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL:  http://base.garant.ru/186367/1/#block_100 (дата обращения 23.11.2015).
  5. Два последних организационно-правовых типа являются новыми для отечественной муниципальной системы и получили закрепление на законодательном уровне только в мае 2014 г. // СПС КонсультантПлюс.
  6. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации  на 1 января 2015 года [Электронный ресурс] // База данных показателей муниципальных образований. URL:  http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ (дата обращения 23.11.2015).
  7. Устав Ассоциация муниципальных образований Курской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Ассоциации муниципальных образований Курской области. URL:    http://kursksmo.ru (дата обращения 23.11.2015).
  8. Федоркина А.П. Политическая культура и политическое доверие в контексте акмеологического знания. // Акмеология №3. – 2009. – С.38.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *