Структура и типология современного репортажа
Репортаж был и остается не просто одним из популярных жанров – с ним чаще всего и ассоциируется сама журналистика: с военными корреспондентами, с теми, кто всегда в гуще событий, с людьми, которые готовы всё испытать на себе, чтобы иметь возможность рассказать об этом другим. Репортаж является также одним из самых сильных по воздействию жанров журналистики. Это влияние обусловлено спецификой жанра – «эффектом присутствия». Автор репортажа передает то, что видел собственными глазами, и в этом заключается главное отличие репортажа от прочих новостных жанров. Важной составляющей репортажа является не столько информация, сколько эмоции, которые можно пережить, лишь оказавшись на месте событий. Новостную заметку можно написать, даже не выезжая на место события, а интервью взять, не выходя из кабинета – современные средства связи позволяют делать все это. Однако, жанр репортажа по-прежнему остается востребованным. Причина этого в том, что репортаж является точкой зрения отдельного человека, это способ рассказать о произошедшем не официальным языком, а сквозь авторскую призму восприятия.
Репортаж – один из самых древних жанров в журналистике, и появился задолго до самой журналистики. Первым примером репортажа считают рассказы о путешествиях древнегреческого ученого Геродота. Уже в этих путевых заметках прослеживается тенденция будущего жанра – репортаж должен рассказывать о том, что удалено либо в географическом смысле, либо в социальном. Современные репортеры проникают сквозь барьеры, которые читатели или зрители преодолеть не могут, открывают дверцу в неизвестный и закрытый для большинства мир.
В настоящее время когда мы слышим слово «репортаж», чаще всего мы представляем его телевизионную версию, хотя жанр исторически сложился в периодической печати. Репортаж телевизионный и газетный существуют параллельно и безусловно имеют схожую структуру. Однако есть особенности, присущие каждому из типов репортажа.
Репортаж на телевидении
Жанры телевидения сформировались на основе печатных. Их своеобразие определяется устной формой звучащей речи и дополняется видеорядом. Именно это позволяет телевидению модернизировать традиционные жанры и создавать новые. Одним из самых действенных жанров информации является телерепортаж. В некотором смысле всю историю журналистики можно назвать историей становления, развития и совершенствования репортажа. Если в печати репортаж – это всего лишь один из многих жанров, то на телевидении репортаж – жанр номер один, особенно в информационных программах. Репортаж более других свойственен природе телевидения, он приближает зрителя к событию, сводит до минимума роль посредника, что повышает степень доверия к нему.
По способу трансляции репортажи бывают прямыми и фиксированными. Первые – это по сути, прямые эфиры с места событий. А вторые снимают, когда нет возможности присутствовать на месте происшествия. Телерепортаж объективен по своей природе, потому что видеокамера фиксирует только то, что происходит на самом деле. Однако в закадровом тексте репортера всегда чувствуется субъективное восприятие автором происходящего, и оно нередко выходит на первый план. Средствами выразительности в телевизионном репортаже является и сам видеоряд, и естественный звук с места событий, и комментарий репортера.
По типу звукового сопровождения репортажи делятся на синхронные и немые, по способу подачи – на комментированные и некомментированные. По тематике различают репортажи: спортивные, военные, криминальные, производственные, светские и т.д., по предметно-тематическому признаку: событийный, проблемный, познавательно-тематический, репортаж-комментарий.
Также существует разделение репортажей по степени контроля журналиста над ходом событий: событийный, тематический, постановочный.
Событийный репортаж должен рассказывать о новом событии, его последовательном развитии. Событие как таковое остается неизменным, и репортер не в силах на него повлиять. Он может лишь направлять внимание зрителя, расставляя акценты на ярких моментах и важных подробностях. Здесь важно подавать материал в динамике, то есть не просто описывать происходящее, но и отслеживать все перемены и повороты в истории.
Такой репортаж может быть незапланированным, когда что-то происходит неожиданно; запланированным, когда о самом событии известно заранее; с предысторией – содержать рассказ не только о том, что случилось, но и о том, что предшествовало; комплект-репортажем, дополняющим материал, предыдущий в выпуске.
Событийный репортаж часто ведется непосредственно в тот момент, когда происходит событие, являющееся центральной новостью. В этом аспекте газетный репортаж проигрывает телевизионному, так как является всегда более оперативным. Примером такого репортажа может выступить и прямой эфир с футбольного матча, и трансляция концерта или парада.
Тематический репортаж заключается в том, что репортер собирает факты о каком-либо событии или явлении, происходящих регулярно. При этом всё собранное выстраивается в логическую цепочку и представляет нам событие во всей полноте своего развития. Выделяют серийные репортажи, которые могут выходить либо один за другим, либо в течение недели каждый вечер. Часто такие репортажи сопровождаются промо-кампанией. Весьма распространен такой вид репортажа, как специальный, или документальный. Он уже более развернут и продолжителен по времени. Часто этот вид репортажа подразумевает расследование, или же преодоление препятствий, встречающихся журналисту во время сбора информации, которую от него пытаются скрыть. Например, если репортер хочет снять передачу о вреде генно-модифицированных продуктов, производители не дадут ему сведений, поскольку не заинтересованы в том, чтобы потребитель узнал что-то, что может повлиять на его желание приобрести их продукцию. Такие репортажи могут со временем из серийных трансформироваться в регулярные передачи на общую тему. Так произошло, например, со специальными репортажами Евгения Поддубного из горячих точек – они со временем стали выходить не только в новостных блоках, но и на постоянной основе в передаче «Война».
Репортажи бывают также художественными – развлекательными или юмористическими. Их обычно помещают в конце выпуска. Существует еще и репортаж-последствие. Это рассказ о последствиях события, которое произошло за день, неделю, месяц или даже год до нынешнего эфира. В таких репортажах зрители могут узнать новые факты старого дела, увидеть дальнейшую судьбу героев после уже известных событий. Как например, в специальном репортаже Александра Сладкова, посвященном городу Грозному, его восстановлению после ужасов войны.
Тематический репортаж в отличие от событийного можно контролировать, поскольку репортер собирает материал заранее и знает, какое место он займет в его репортаже. Упор здесь делается не на оперативность и умение быстро ориентироваться, а на доскональное изучение фактов, на продолжительную кропотливую работу. Оба типа репортажа тесно связаны – из событийного часто рождается тематический. []
Проблемный репортаж является разновидностью тематического, он не только описывает событие, но и выясняет причины его, а также прогнозирует дальнейшее развитие. Зачастую в таких репортажах рассматривается не одно, а несколько событий, которые бывают удалены друг от друга и хронологически, и географически, но их объединяют общие причины.
Постановочный репортаж отличается тем, что сам журналист создает или провоцирует какую-то ситуацию, а потом ему остается лишь следить за реакцией людей. События в этом случае полностью подконтрольны репортеру.
Репортаж в печати
Газетный репортаж с телевизионным роднит то, что в обоих случаях на первый план выступает истолкование информации, которое важнее самой новости. В печати это один из самых эффективных и востребованных жанров, несмотря на то, что газета уступает телевидению в оперативности. Даже зная о каком-либо событии, читатель с интересом изучит подробный и глубокий материал на эту тему.
Показать ситуацию в ее развитии лучше удается телевидению, а газеты взяли на себя функцию осмысления того, что стоит за этой ситуацией, явления, которое её породило. Модель репортажа довольно свободна и поэтому в большей степени, чем другие жанры, подвержена трансформации. В результате репортаж как жанр видоизменяется, обрастет новыми для себя функциями. И часто бывает так, что один и тот же материал кто-то назовет репортажем, а кто-то – очерком. [Тертычный]
В связи с этим стоит рассмотреть основные признаки репортажа: оперативность, информативность и наглядность. Оперативность подразумевает, что новость будет получена аудиторией сразу после события. Также важным является наблюдение журналиста за всем, что происходит. Ведь именно его глазами читатели смогут увидеть, как всё было на самом деле. Поэтому присутствие репортера непосредственно на месте события необходимо. При этом журналист должен донести максимум информации. Время, место, условия, при которых произошло событие обязательно указываются в репортаже. Учитывая, что репортаж создается путем наблюдения, журналисту нужно помнить о деталях. Зачастую именно они создают эффект присутствия и вызывают сочувствие у читателей. Это могут быть какие-то звуки, запахи и даже вкус.
Выбор той или иной темы репортажа обусловлен актуальностью, а также стремлением аудитории узнать другую сторону действительности. В связи с этим востребованы репортажи из горячих точек и мест военных конфликтов.
Можно выделить следующие виды репортажа. Событийный – самый распространенный вид, рассказывает об общественно значимом событии в его хронологической последовательности. Познавательный уже не столь оперативен, в нем рассматриваются необычные или интересные ситуации из жизни людей. Он является запланированным, и часто такие репортажи создают накануне памятных дат. Проблемный репортаж раскрывает не только событие, но и скрытые причины его возникновения. Журналист действует по схеме: тезис – аргумент – вывод. Репортер может создать репортаж в ходе собственного эксперимента. Тогда его главной задачей будет фиксирование событий и результата.
Для репортажа важнейшим критерием является достоверность, документальность – его часто называют «художественным документом». Он предельно точно отражает действительность, хоть и происходит это сквозь эмоции автора. Личность автора выходит здесь на первый план. В историю вошли репортажи Владимира Гиляровского, в которых он открывал читателю мир современной ему Москвы, неприглядность быта, трущобы столицы. Благодаря яркому и живому описанию, мы можем представить жизнь городской бедноты в уже далекие от нас времена.
На современном этапе развития газетной журналистики важным шагом явилась визуализация текста, оказавшая влияние на процесс жанрообразования. Не случайно М. Кастельс подчеркнул, что «визуализация данных является – в цифровую эпоху – ключевым компонентом умения рассказывать истории». Это особенно актуально для газетного репортажа, поскольку выразительность репортажа, его наглядность проявляется в конкретных деталях. Визуализация помогает не просто передать сведения, но и выстроить определенное впечатление, то есть выполняет одну из функций настоящего репортажа. Сегодня развитие репортажа подчинено законам развития новостной журналистики в целом. Не все российские газеты используют жанр репортажа, однако, именно хороший репортаж является украшением номера. Аудитория, выбирая то или иное издание, уже предполагает какой характер носят его публикации. Тем более, что современный читатель довольно разборчив и придирчив в своем выборе, его утомили новостные информационные потоки. Если автор репортажа смог найти правильный угол зрения, оригинальную форму подачи материала, свои индивидуальные средства выразительности, свойственные только ему, в этом и будет заключаться ценность его взгляда. Именно такие авторские репортажи и привлекают читателя. Большинство российских газет делает упор не на информационных репортажах, а на специальных, или познавательных. «Главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума», – пишет М. Н. Ким и называет такие репортажи «познавательно-тематическими» [Ким, С. 198]. Для создания такого репортажа журналисту необходимо тщательно и всесторонне изучить тему. Автор не просто фиксирует событие, он раскрывает проблему, рассказывает об интересной жизненной ситуации, о значимых общественных явлениях. Спецрепортаж заметно отличается от других видов репортажа своими содержательными и функциональными характеристиками. Неизменным является участие журналиста в событии, которое в репортаже достигается за счет физического присутствия автора. Современному читателю предлагается максимальная информация по предложенной теме и проблеме, включающая инфографику, фотоиллюстрации, статистический или экспертный материал. Благодаря этому специальный репортаж воспринимается в едином смысловом пространстве газетной полосы как качественный текст.
Репортаж традиционно пользуется спросом у читательской аудитории. Этот жанр кажется нам легким, простым и понятным. Это едва ли не самый удобный жанр СМИ для реализации познавательной активности читателя.