Современный подход к понятию «исполнительная власть» в Российской Федерации

🙂

Скачать текст в WORD

Развитие такого государства как Российская Федерация, в законном и демократическом аспекте, без компетентно построенной и отчетливо функционирующей системы государственного управления представить сложно. По инициативе президента России, и так же при поддержке правительства, наша страна держит курс на проведение реформации административного аппарата. 

Самые важные направления данной реформы были обозначены еще 23 июля 2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах»[1], специальным предписанием президента России. Под направлениями приоритета были исключения функциональных элементов и  некоторых секторов федерального аппарата исполнительной власти, завершение процесса отделения секторов между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». 

У данной реформы был процесс корректировки на более эффективную деятельность всех систем и органов исполнительной власти. Но так как управление государством происходит во всех ступенях власти, без исключения, создавалось несколько трудностей, на пути реформы[2]

А именно, нельзя совершенствовать только часть системы, а исправной работы ждать от всей системы. Таким образом, реформа должна быть проведена на всех уровнях власти в Российской Федерации. Так как граждане нашей страны взаимодействуют больше со служащими областей, республик, местных органов власти, что говорит нам об удобстве работы местных органов аппарата государственной власти, и о первостепенной реформации и усовершенствовании этой стороны государственной власти. 

У исполнительной силы есть механизмы для реализации государственных решений, а так же право располагать ресурсами государства. Это означает, что от полученных решений непосредственно будет зависеть рациональность, распределения и использования финансов и других материальных средств субъекта РФ и всего государства в целом. 
Важно заметить, что все изученные аспекты образования исполнительной власти, важны, полезны и необходимы, но нельзя забывать, что неизученных аспектов тоже хватает. Практика изучения этого вопроса говорит нам, что данный институт общественного порядка корректировался и изменялся довольно часто. Это говорит о необходимости более детального рассмотрения этого вопроса, на ступени исследования[3]

Вопрос исследования аппарата управления очень часто изучался различного рода теоретиками, что имеет отражение во многих очерках, издания, которые нашли публикации, в числе этих теоретиков, такие люди как, Н.И. Лазаревский, М.М.Сперанский. 

При этом, несмотря на широкий круг источников, посвященных анализу проблем деятельности органов исполнительной власти, теоретическому осмыслению содержания исполнительной власти, в отечественной юридической науке проблема сущности исполнительной власти субъекта Российской Федерации, форм организации региональной системы органов исполнительной власти остается недостаточно исследованной[4]

На основе анализа понятий «государственное управление», «органы государственной власти», а также характеристики признаков исполнительной власти аргументируется положение о том, что исполнительная власть как конституционно-правовая категория используется в двух значениях: как совокупность властных государственных полномочий и как совокупность государственных органов. Говоря о двух уровнях исполнительной власти — федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации, следует понимать: 

1) исполнительную власть именно как систему государственных органов, а исполнительную власть субъекта Российской Федерации -как совокупность органов государственной власти, образуемых субъектом Российской Федерации и осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; 

2) раскрыто содержание принципов деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, рассмотрено применение их в условиях формирования новой российской государственной системы управления, на основе чего аргументировано, что принципы организации исполнительной власти предопределяются современными особенностями государственного устройства, а эффективность исполнительной власти во многом зависит от того, на каких принципах она основана, и какие основополагающие начала лежат в ее деятельности; 

На аналитической основе понятия «государственного управления» и «органов государственной власти», а также характерные признаки исполнительной власти говорят нам, что исполнительный аппарат власти используется как конституционный и законный орган в нескольких определениях: как совокупность исполнения государственной власти, а так же, как совокупность государственных органов[5]. Если говорить о больших уровнях исполнительной власти Российской Федерации, необходимой исполнительной власти, как системы государственных органов и власти субъектов Российской Федерации — как совокупности органов государственного аппарата, которые субъекты образуют для исполнения законов соответственно конституции Российской Федерации, и так же от федерального законодательства и законодательства субъектов. 
Соответствующим образом, на основе вышесказанного можно заключить, что принципы организации исполнительного аппарата власти, в современных особенностях проясняются, и эффективность этой исполнительной власти зависит от принципов, на которых она основана и основных истоках ее деятельности: 

— в течение проведения анализа системного взаимодействия, власти исполнительной в субъекте Российской Федерации с другими отраслями и уровнями аппарата государственной власти, органам учреждения изучена новая структура органов исполнительной власти федерального уровня, а также вероятность приложения данной структуры при образовании системы исполнительной власти субъектов РФ; 

— в процессе изучения нового порядка назначения губернатора (руководитель высшего исполнительного аппарата власти субъекта РФ), можно прийти к мнению, что переход процедуры выборов губернатора, к процессу его назначения — это не нарушение законодательного процесса и законных основ государства, и происхождение мандата высших чинов субъекта Российской Федерации содержит в себе права на исполнительную и административную деятельность на основе федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации; 

— на основе исследований качества и эффективности управления государством, эффективные стороны исполнительного аппарата власти субъекта Российской Федерации избраны, среди них самую важную роль играет критерий непосредственной социальной эффективности; 

— предложены основные мероприятия, которые направлены на совершенствование исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом нужно заметить, что первоначальным заданием является усовершенствование имеющегося права на компетентный и грамотный административный аппарат. 

Полученные вследствие проведенного исследования предложения и заключения допускают, что институт исполнительной власти субъекта Российской Федерации, распространяют сферу научного опыта процессов, в масштабах целого государства. 

В Российской Федерации продолжаются процессы образования системы государственного управления. Исполнительная власть, в прямом смысле, образует основу планомерной структуры государственного управления. Исполнительная власть субъекта Российской Федерации, как совокупность органов государственного аппарата, осуществляет исполнительную деятельность соответственно конституции РФ, федерального и регионального законодательства, на уровне контакта с простым населением[6]

Потому важно создать такой аппарат государственной власти, который наиболее полно сможет понять простых рядовых граждан своей страны. 
При конструкции системы органов исполнительного аппарата субъекты Российской Федерации обязаны действовать по требованиям конституции, Законодатель должен помнить, что чем больше организация исполнительной власти соответствует системе конституционных принципов, тем результаты государственного управления будут социально эффективнее[7]

Преобразование региональной системы управления, в принципе невозможно без объяснения правовых полномочий и необходимости, тех или иных особенностей, в рамках исполнительной системы законодательства. В особенности правового статуса любого государственного органа может идти, не только его необходимость юридическая, но и его необходимость в принципе. Соответственно, без анализа системных отношений исполнительной власти субъекта Российской Федерации с другими отделениями правительства это неосуществимо, а такие отношения необходимы, для правильного функционирования всего процесса руководства. 

Таким образом также необходимо отметить, что подразделение правительства на законодательном, исполнительном и судебном имеется в виду, не только само разделение властей, но и во избегание однородности в формировании аппарата государственного управления. Потому что все эти три ветви, в общем, формируют одно правительство. Отсюда потребность оптимизировать взаимодействие исполнительной власти территориального субъекта Российской Федерации с другими государственными органами, обратить самое пристальное внимание, на исключение самых основных разногласий, поскольку это будет способствовать в свою очередь улучшению рациональной организации администрации, как региона так и всего государства, в целом. 

Сама собой административная реформа привели к созданию новой системы федеральных органов исполнительной власти. Это было сделано для создания более эффективного правительства, ответственного, в целом, а также каждого федерального органа. Поэтому если новая структура федеральных органов исполнительной власти, покажет достойный уровень эффективности, она может быть предложена и на региональном уровне. 
Органы исполнительной силы субъектов РФ, а так же органы федерального аппарата управления формируют общую систему исполнительной власти в нашей стране. Сегодня ряд проблем в отношении предметов руководства и исполнения существует в стране между Российской Федерацией и ее субъектами. Предметы руководства и доверия РФ и субъектов тесно связаны между собой. 

В таком случае предполагается, во-первых, рассмотрение всех полномочий органов различного уровня, с последующей их кооперацией. Во-вторых, выбор объемов взаимодействия федерального и регионального правительства и выбор соответственных органов для этого. В-третьих, организация сотрудничества и координации механизмов для эффективного исполнения полномочий органов различного уровня. 

Установка статусов органов исполнительного аппарата субъекта РФ юридически требуют своевременной коррекции, но не всегда данное юридическое явление удается структурировать, так сказать, гарантировать соразмерность изменений в развитии отраслей влияния, сфер управления этих и тех дополнительно установленных, на административных органах, функций. 

Скачать текст в WORD


[1]  О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 го-дах: указ Президента РФ от 23 июля 2003г. № 824 // Собрание законо-дательства РФ. – 2003. – № 30. – Ст. 3046. 

[2] Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 161.

[3] Козбаненко В. Формы и методы государственного управления // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 2. С. 15.

[4] Васильева Л.Н. Взаимоотношения федеральных и региональных органов исполнительной власти: пути совершенствования // Журнал российского права. — 2010. — № 8. С. 24.

[5] Надеев Р.К. Структура федеральных органов исполнительной власти. Нужна система // Журнал российского права. — 2011. — № 3/4. С. 15.

[6] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. -изд. 2-е, дополн. — М.: Омега-Л, 2014. С. 89. 

[7] Юсупов В.А. Научная организация исполнительной власти: Учебное пособие / В.А. Юсупов. — Волгоград, 1998. — С. 112. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *