Современное понимание сущности налогового аудита в Российской Федерации

В России должность, сходная по своим функциям и полномочиям с должностью аудитора, существовала еще при Петре I, получив название присяжного бухгалтера и совмещая в себе обязанности секретаря, делопроизводителя и прокурора. Но после кончины Петра должного развития новая специальность не получила, возродившись лишь в конце 1980 – начале 1990-х гг., с развитием элементов рыночной экономики, что обусловило острую потребность в возникновении профессионалов, обладающих навыками грамотного и юридически обоснованного анализа финансовой отчетности, способного предоставить консультацию в вопросах ее ведения и составления.

Аудит в современной России появляется в 1987 году, когда создаются первые кооперативы и частные фирмы, возникают первые совместные предприятия, что более подробно рассматривается в учебнике по аудиту Голосова О. В. Само по себе развитие аудита, и налогового аудита, как его составляющего элемента, в России происходит в несколько этапов (табл. 2), и здесь важно отметить несколько обстоятельств, обусловивших потребность в его возникновении:

1) необъективность информации, обусловленная субъективизмом мнений ее составителей (управляющего состава организации), и, как следствие, конфликт, возникающий между составителями информации и ее пользователями (инвесторами, клиентами и т.д.);

2) возможность существования информации невысокого качества, от которой зависит большая часть последствий принимаемых организацией решений;

3) необходимость в наличии особых, специальных знаний и умений, необходимых для осуществления проверки и контроля используемой информации

Пользователями информации прежде всего являются непосредственные участники финансовой и хозяйственной деятельности предприятия – как уже было сказано выше, это администрация, инвесторы, кредиторы, клиенты, т.е. все те, кто заинтересованы во владении информацией надлежащего качества, и аудиторские организации представляют собой тех, кто способен их данной информацией обеспечить.

При этом равным доступом к информации обладают далеко не все из них, полноценный доступ ко всем аспектам формируемых в процессе деятельности организации данным имеют только ее непосредственные составители и собственники, владельцы компании.

Современное определение аудиторской деятельности в Российской Федерации представлено в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудиторская деятельность (аудиторские услуги) является деятельностью по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемой аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, а аудит выступает в качестве независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, и именно в том, что аудиторская деятельность предусматривает различные аудиторские услуги, и состоит главное отличие данных понятий между собой. Если говорить об аудите и аудиторской деятельности в разрезе налогового учета, то важным будет отметить, что именно повышению эффективности работы системы налогового контроля уделяется усиленное внимание в большинстве организаций, и важно принять во внимание что качество аудиторских услуг повышается, а аудиторские структуры в большей степени начинают осуществлять именно консультационные услуги, одной и самой востребованной из которых является налоговый аудит.

Сами по себе налоговый аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам, которые получают заказчики проверки. В качестве результатов аудита выступают различные выводы о качестве и состоянии финансовой отчетности, достоверности проводимого бухгалтерского учета, целесообразности и законности хозяйственных операций, а в качестве результатов аудиторских услуг – оценка будущего состояния объектов, различные экономические показатели, представляющие собой прогноз изменений качественных характеристик структур налогового управления и контроля.

Налоговый аудит является не просто механизмом налогового контроля на предприятии, помимо контрольной функции в процессе проведения проверки системы налогового учета аудиторские также могут осуществлять:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью и иные услуги, не противоречащие федеральным законам.

Именно поэтому налоговое планирование – один из первых и чрезвычайно важных элементов, учитываемых на начальном этапе организации бизнеса, заключающийся в определении наиболее оптимального режима налогообложения, который в дальнейшем будет использоваться для налогового учета доходов и расходов организации. Как следствие, грамотно подобранный режим существенно облегчит налоговую нагрузку, что особенно актуально для организации, только зарегистрированной в качестве фирмы. На данном этапе в процессе налогового планирования осуществляется формулировка целей и задач, стоящих перед новым образованием, решается вопрос об использовании тех или иных налоговых льгот, представленных законодательством для предприятий, а также определяется месторасположение организации и ее подразделений, которое будет наиболее выгодным с налоговой точки зрения. Определяется договорная политика, решаются вопросы о способах размещения активов и прибыли и т.д., принимаются во внимание законодательные аспекты будущей деятельности. Проведение налогового аудита с учетом правильного использования законодательных норм позволит избежать уплаты штрафов и начисления пеней, и обеспечить себе статус добропорядочного налогоплательщика, что играет чрезвычайно значимую роль при заключении контрактов с новыми партнерами и работе с клиентами.

Итак, можно сказать, что по своей сути налоговый аудит представляет собой экспертизу налоговых обязательств клиента, которую проводят профессиональные налоговые консультанты для выявления рисков и налоговых переплат налогов в проверяемом периоде, и важно отметить значительную схожесть методик проведения налогового аудита и проверки налоговых органов. Но цели аудита налогообложения и налогового контроля различны: в случае налоговой проверки основной целью выступает повышение налоговой грамотности плательщиков, а в случае налогового аудита основная цель – выявление ошибок начисления платежей и недочетов системы налогового учета, что позволит снизить вероятность привлечения организации к ответственности. Важно отметить, что по итогам проверки в случае выявления каких-либо нарушений у экономического субъекта аудитор может дать обоснованные рекомендации, но он не вправе заставить своего заказчика принимать те или иные решения. Решение о следовании рекомендациям аудитора остается на усмотрение руководителя проверяемого хозяйствующего субъекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *