СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОПЕРАЦИЙ ПО АРЕНДЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

В рамках выполнения требований нового закона о бухгалтерском учете, вступающим в силу с 1 января 2013 года, каждая организация обязана осуществлять внутренний контроль за совершаемыми хозяйственными операциями, одними из которых являются операции по учету основных средств и их аренды. Основной задачей внутрифирменного контроля основных средств является проверка сохранности имущества, достоверности формирования первоначальной их стоимости, соответствия методов начисления амортизации учетной политике и правильность ее расчета, правильности принятия величины начисленной амортизации для целей налогового учета.

Внутренний аудит основных средств проводится в соответствии со следующими нормативными документами:

– Налоговым кодексом РФ

– ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

– Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств согласно приказу Минфина от 20.07.1998г. с последующими изменениями и др.

Одной из самых важных проблем исследования является рациональное построение учета основных средств в связи с концепцией развития бухгалтерского учета в нашей стране.

Ученые-экономисты всегда уделяли большое значение проблемам бухгалтерского учета основных средств и внутреннего контроля в своих научных исследованиях. Самыми яркими представителя российской научной среды по данным вопросам являются В.П. Астахов, Ю.А. Бабаев, П.С. Безруких, В.В. Говдя, А.Ш. Маргулис,М.В. Мельник, А.П. Рудановский, С.С. Сергееви другие.

Немалый интерес в изучении данной темы проявляли и зарубежные исследователи, такие как Х. Андерсон, И. Бетге, Д. Колдуэлл, Б. Нидлз, Д. Риккардо, Дж. Рис и многие другие.

Информационной базой или аудиторскими доказательствами для проведения внутреннего аудита основных средств является: первичная документация по их учету как унифицированная, так и специализированная, т.е. разработанная на предприятии с учетом его специфики; регистры аналитического учета:

—  сгруппированные ведомости по учету основных средств, ведомости начисления амортизационных отчислений;

—  регистры синтетического учета – сч. 01 «Основные средства», сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», сч. 51 «Расчетный счет», сч. 50 «Касса», сч. 52 «Валютный счет», сч. 19 «НДС по материальным ценностям, приобретенным», субсчет «НДС по основным средствам», сч. 91 «Прочие доходы и расходы», сч.98 «Доходы будущих периодов», сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», сч. 02 «Амортизация основных средств»;

—  формы отчетности: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 3 «Отчет о движении капитала», а также распорядительные записки, приказы пояснительные записки и отдельные расчеты, счета-фактуры, накладные, договора и др.

Внутренний аудитор при проведении проверки по данному участку аудита должен выявить:

1. Полноту и своевременность заполнения первичной документации;

2. Обоснованность отнесения отдельных активов к основным средствам;

3. Правильность определения первоначальной стоимости, которая в зависимости от направления поступления основных средств может формироваться по-разному;

4. Своевременность начисления амортизации по вновь поступившим объектам основных средств;

5. Соответствие методов начисления амортизации позициям, изложенным в учетной политике предприятия;

6. Правильность отнесения основных средств к одной из десяти групп, предлагаемой классификации основных средств во второй части Налогового Кодекса РФ и порядка исчисления амортизации по ним для целей налогообложения;

7. Правильность расчета амортизационных отчислений по одному из четырех методов, предлагаемых в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» для цепей бухгалтерского учета и двух методов – для целей налогового учета;

8. Правильность расчета переоценки основных средств, которая может проводиться в соответствии с действующим законодательством 1 раз в год в начале финансового года как по всем, так и по отдельным видам основных средств;

9. Правильность включения затрат на проведение ремонта основных средств:

—  при хозяйственном способе ремонт осуществляют собственными силами, т.е. с помощью ремонтных цехов, а затраты собираются на сч. 23 «Вспомогательное производство» с последующим списанием на себестоимость;

— при подрядном способе — ремонт объектов основных средств осуществляет специализированная организация, а затраты на его проведение относятся на себестоимость в корреспонденции со сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без НДС);

10. Правильность создания резерва на ремонт основных средств, если это предусмотрено учетной политикой. В этом случае внутренний аудитор проверяет наличие сметы расходов на ремонт и правильность ее расчета. Затем правильность расчета величины для ежемесячного расчета резервной суммы (путем деления сметной стоимости ремонта на период создания фонда).

11. Своевременность принятия НДС к зачету при расчете с бюджетом по приобретенным основным средствам — в месяц поступления основных средств.

12. Правильность оформления документов и учета аренды недвижимости. Сдача в аренду недвижимости стала одним из направлений бизнеса. Наиболее «узким» местом при контроле за арендой недвижимости являются коммунальные платежи, которые могут быть:

—  включены в арендную плату отдельной строкой в договоре. В этом случае они могут быть отнесены на затраты – при включении сдачи в аренду в основной вид деятельности, на финансовые результаты – при не включении в основные виды деятельности;

— не включены в арендную плату, о чем в договоре делается запись о осуществлении всех расчетов с коммунальными службами арендодателем по поручению арендодателя. По итогам месяца арендодатель составляет отчет об исполнении поручения об оплате коммунальных услуг. К отчету прикладываются первичные документы, выставленные коммунальными службами. Расходы за коммунальные услуги являются компенсационными, поэтому в доход фирмы-арендодателя включаться не должны;

— коммунальные услуги оплачивает сам арендатор, о чем делается запись в договоре. В этом случае необходимо разрешение коммунальных служб о передаче права пользования этими услугами другому юридическому лицу, после чего счета коммунальными службами будут выставляться на имя арендатора.

При проведении внутреннего контроля аренды недвижимости эти моменты необходимо знать, методами сбора аудиторских доказательств при проведении внутреннего аудита основных средств являются: наблюдение, инвентаризация, арифметическая проверка, опрос, проверка, по существу. Программа внутреннего аудита основных средств, представляет собой детализированный перечень задач проверки с указанием проверяемых вопросов, аудиторских доказательств, нормативной базы и отметки внутреннего аудитора о наличии контроля.

Программа внутреннего аудита по основным средствам позволит провести качественный контроль по всем излагаемым в ней вопросам, выявить ошибки, исправить их в соответствии с действующим законодательством.

Список литературы:

1. Жминько С.И., Швырёва О.И., Сафонова М.Ф. Внутренний аудит. – Феникс Ростов-на-Дону, 2008.

2. Соколов Б.Н., Рукин В.В. Системы внутреннего контроля. – М., Изд-во «Экономика», 2007.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия учебник / Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М. – 2014. – 424 с. 4. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебник / Сергеев И.В. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 576 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *