Аддиктивное поведение обусловлено большим количеством факторов. Психологическими факторами, обуславливающими склонность к аддиктивному поведению, можно рассматривать с точки зрения психологических особенностей человека, а так же с точки зрения социальной психологии (проблемы одиночества, условия воспитания в семье, общение со сверстниками, конфликты).
Существует множество точек зрения, но В.В. Юсупов, В.А. Корузин считают, что можно выделить пять основных обобщающих факторов, которые формируют склонность к аддиктивному поведению:
- Индивидуально-психологическая адаптация.
- Функциональное состояние вегетативной нервной системы;
- Склонность к девиантным формам поведения;
- Система отношений личности.
При этом ведущим фактором, по мнению авторов, является последний – система отношений личности [62].
А.И. Лешнер, директор Национального института по профилактике злоупотребления наркотиками в США, по вопросу о факторах риска зависимости среди молодежи считает, что наиболее опасны семейные факторы: отсутствие взаимопонимания и заботы в семье со стороны родителей. Другие риски связаны с социальными объектами вне семьи – сверстники, учебные заведения, общество: робкое или агрессивное поведение, неудачные участия в мероприятиях в школе (колледже, вузе), сложности в общении, позитивное отношение к поведению зависимых среди сверстников или в обществе [28].
Многие отечественные авторы подтверждают значимую роль семейных отношений в развитии склонности к аддиктивному поведению. А.В. Гоголева отмечает, что процесс социализации в юношеском возрасте выражается в острых формах. Различные требования и дисциплинарное воздействие приводят к стремлению юношей и девушек освободиться от родительской опеки. Нарушения в семейных взаимоотношениях, гиперопека со стороны родителей и стремление к независимости могут стать предпосылками развития склонности к аддиктивному поведению [9].
Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева так же обращают особое внимание на семейные факторы, как основу формирования склонности к аддиктивному поведению, и выделяют определённые условия воспитания, наиболее предрасполагающие к риску развития аддиктивного поведения. Главное звено таких типов воспитания — нарушение эмоциональных связей с людьми. Лица с повышенным риском развития аддиктивного поведения не были научены правилам установления эмоциональных контактов с окружающими. Они воспитывались в семьях, в которых эмоциональная близость между членами семьи существовала не в реальности, а только на словах [20].
Так, Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева выделили следующие семейные факторы, которые могут стать предпосылками склонности к аддиктивному поведению:
- Отсутствие общения с родителями и установка на изоляцию от окружающих вместо установления связи с ними;
- Родители как носители аддиктивного поведения. Попытки детей устанавливать с родителями более близкие контакты не приводили к положительным результатам;
- Преобладание в семье отношения друг к другу как к объектам, необходимым для манипуляции.
Подобные типы семьи формируют чувства изоляции и внутренней пустоты, с возникновением желания заполнить эти чувства путём создания в своих фантазиях особого мира, герои которого заменяют реальность. Таким образом, создаются предпосылки для развития негативного стиля жизни. В результате человек не имеет возможности естественным путем, с помощью общения с близкими людьми, удовлетворить свои эмоциональные потребности, получить от них эмоциональную помощь и поддержку, с одной стороны, а, с другой, — не в состоянии найти эту поддержку внутри себя, так как его не научили этому в детстве [20].
А.А. Ярышева представляет следующую структуру психолого-педагогических детерминант аддиктивного поведения: традиционно выделяют две большие группы детерминант – объективные и субъективные. К объективным детерминантам относится все то, что связано с условиями жизни и жизнедеятельностью, а к субъективным – все, что связано с личностью, процессом развития и становления личности.
Среди объективных факторов можно выделить:
- Семейные (уровень доверия в семье, система распределения ролей, прав и обязанностей в семье, система контроля, родительские ожидания, семейные традиции, эмоциональный фон);
- Общие социальные (нормы, традиции общества, политика в области зависимого поведения, а так же доступность наркотиков, система социальной помощи молодежи, позиция СМИ);
- Среда друзей (роль в группе сверстников, психологический климат, отношение друзей к зависимому поведению, ценности группы);
- «Школьные» (образовательные) факторы (отношение с преподавателями, успеваемость, посещение и прогулы) [63].
Среди субъективных факторов выделяют интерпсихичесские и интрапсихичесские. К интрапсихическим А.А. Ярышева относит совокупность личностных особенностей, которые при определенных условиях станут основой для развития склонности к аддиктивному поведению. Одной из этих особенностей является инфантилизм. Инфантилизм в подростковом возрасте проявляется как сложность в построении отношений со сверстниками и неумение общаться со взрослыми.
Другой особенностью является эмоциональные расстройства личности: стресс, беспокойство, тревожность и фрустрации могут способствовать развитию склонности адиктивного поведения в определенных условиях. К. Роджерс отмечает, что тревожность угрожает «Я-концепции» человека, выступая сигналом возможных искажений в личностном развитии, искажений восприятия для сохранения привычного преставления о себе [63].
Е.Е. Сапогова так же обращает внимание на то, что в юношеском возрасте часто становится заметно расхождение между реальной и идеальной Я-концепциями» [53]. Неблагоприятная «Я-концепция» (низкая самооценка, неуверенность в себе, боязнь получить отказ) приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Кроме того, часто на формирование склонности к аддиктивному поведению влияют групповое давление, стремление к подражанию, потребность в идентификации, что достаточно выражено именно в раннем юношеском возрасте.
Интерпсихические детерминанты представлены так же трудностями общения. Из-за нарушенного эмоционального контакта могут развиться такие черты личности как холодность чувств, эгоцентризм. Кроме того, к интерпсихическим факторам относятся и нарушения взаимоотношений между социальной средой, трудности в межличностных коммуникациях, утрата чувства стабильности, ценности и безопасности [62].
Помимо этого, значимым фактором возникновения аддиктивного поведения является состояние одиночества. Одиночество как психологическое состояние связано с осознанием и переживанием человеком собственной обособленности и отдаленности от других. Болезненные переживания возникают при переживании отдаленности как недостатка общения, внимания. В состоянии одиночества повышается тревожность, появляется беспокойство, пустота, ощущение бессмысленности своей жизни. Таким образом, к социальным факторам, способствующим формированию аддиктивного поведения, можно отнести объективные детерминанты, к числу которых относятся такие факторы, как проблемы в семейных отношениях, общие социальные проблемы, существующие в обществе, влияние микросреды (сверстников, школы).