Социально-экономическое положение и развитие Республики Татарстан

Скачать текст в WORD

На сегодняшний день социально-экономическая политика, проводимая в Республике Татарстан, ориентирована, прежде всего, на решение основных задач, определенных в Стратегии социально-экономического развития республики до 2030 года:

развитие человеческого капитала;

повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности ключевых секторов экономики региона;

создание инновационной диверсифицированной экономики;

формирование динамичной системы государственного и муниципального управления;

высокий уровень развития предпринимательства.

Повышение качества жизни населения и обеспечение устойчивого инновационного развития экономики региона – главный ориентир деятельности Правительства Республики Татарстан. Именно благодаря такой политике и правильно организованной работе Республика Татарстан является одним из ведущих регионов страны со значительным экономическим потенциалом и развитым человеческим капиталом.

По основным макроэкономическим показателям Республика Татарстан занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации. Шестое место по объему валового регионального продукта (далее – ВРП), пятое – по промышленному производству и строительству, третье – по объему инвестиций в основной капитал и сельскому хозяйству.

Татарстан – один из наиболее привлекательных для инвестирования регионов, здесь отлично сочетаются высокий инвестиционный потенциал и низкие инвестиционные риски. По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов Российской Федерации, разработанного Автономной некоммерческой организацией (АНО) «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Республика Татарстан уже два года подряд занимает первое место.

Рейтинг Татарстана среди субъектов Российской Федерации, и регионов Приволжского федерального округа в частности, представлен в Таблице 2.5.

Таблица 2.5

Рейтинг Республики Татарстан среди субъектов Российской Федерации и регионов Приволжского федерального округа

Макроэкономические показатели

Среди субъектов РФ

Среди регионов ПФО

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

Объем валового регионального продукта

6

1

Объем промышленного производства

5

5

1

1

Объем сельскохозяйственного производства

4

3

1

1

Объем инвестиций в основной капитал

4

3

1

1

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство»

5

5

1

1

Оборот розничной торговли

9

9

2

2

Номинальная среднемесячная заработная плата

27

28

1

2

Естественный прирост на 1000 человек населения

14

12

1

1

Уровень зарегистрированной безработицы

13

10

4

3

Несмотря на сохранение геополитической напряженности и режима санкций, в 2016 году в Республике Татарстан по основным макроэкономическим показателям наблюдалась стабильная положительная динамика. По итогам года темп роста ВРП составил 102,5%, по оценке в сопоставимых ценах к уровню 2015 года. Объем ВРП в 2016 достиг 1944,1 млрд рублей. На общеэкономическую динамику позитивное влияние оказали промышленность, сельское хозяйство, строительство.

Рис. 2.1 Динамика ВРП Республики Татарстан и ВВП Российской Федерации за 2012-2016 гг.

В структуре экономики региона наибольший удельный вес традиционно занимает промышленность – 42,7 % (в том числе, добыча полезных ископаемых – 20,9 %, обрабатывающие производства – 19,2 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 2,6 %), оптовая и розничная торговля – 14,5 %, строительство – 8,7 % и сельское хозяйство – 7,6 %.

Рис. 2.2 Структура производства ВРП Республики Татарстан по видам экономической деятельности, % (оценка)

Объем ВРП на душу населения в 2016 году, по оценке Татарстанстата, составляет 501,4 тыс. рублей, что показывает увеличение на 5,6% по сравнению с предшествующим годом.

Производительность труда на данном этапе составляет 102, 9% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года. Объем ВРП на одного занятого в экономике вырос до 1075,9 рублей.

Промышленность

На сегодняшний день сохраняется положительная динамика промышленного производства, при этом наблюдается ускорение темпов роста относительно предыдущих лет.

Рис. 2.3 Динамика промышленного производства

По итогам 2016 года индекс промышленного производства составляет 103,5% к уровню 2015 года, объем отгруженной продукции – 1 966,5 млрд. рублей.

Рис. 2.4 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг и индекс производства по видам деятельности

В добыче полезных ископаемых индекс производства составляет 104,3% к уровню 2015 года, обрабатывающих производствах – 102,5%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 105,8%.

В обрабатывающих производствах наблюдается рост в производстве нефтепродуктов (100,3% к уровню 2015 года), химическом производстве (102,8%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (105,8%), производстве транспортных средств и оборудования (104,3%), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (118,8%), металлургическом производстве (100,8%), пищевой промышленности (105,3%), целлюлозно-бумажном производстве (124,9%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (129,1%), текстильном и швейном производстве (104,9%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (115,9%).

Однако можно заметить отрицательную динамику в производстве машин и оборудования (97,2% к уровню 2015 года), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (84,0%).

В отношении к предыдущему году, производство удобрений минеральных и химических возросло в 2 раза, грузовых автомобилей – на 29,1%, легковых автомобилей – на 14,5%, холодильников и морозильников бытовых – на 24,3%, электроэнергии – на 4,4%, дизельного топлива – на 10,8%, бензина прямогонного – на 9,9%, полимеров этилена – на 4,3%, каучуков синтетических – на 3,7%. Добыча нефти возросла на 4,3%.

При этом наблюдается снижение объемов производства топочного мазута на 24,3% к уровню 2015 года, бензина автомобильного – на 12,3%, стальных труб – на 7,6%, шин, покрышек и камер резиновых – на 6,6%.

В сравнении с 2015 годом, в структуре промышленности доля обрабатывающих производств увеличилась на 0,5 процентных пункта и составила 70,9%. При этом удельный вес добычи полезных ископаемых снизился на 0,4 процентных пункта и составил 22,5%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – на 0,1 процентных пункта (6,6%).

О дальнейшей диверсификации структуры промышленности свидетельствует рост удельного веса машиностроения на 1 процентный пункт (с 20,2% в 2015 году до 21,2% в 2016 году), пищевой промышленности – на 0,8 процентных пункта (с 8,5 до 9,3%), на 0,2 процентных пункта химии (с 14 до 14,2%) и производства резиновых и пластмассовых изделий (с 4,1 до 4,3%).

Рис. 2.5 Структура промышленности Республики Татарстан за 2015-2016 г.г., %

Строительство

По итогам 2016 года объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», составил 286,6 млрд. руб., или 101,1% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года. Объем ввода в действие жилых домов сохранился на уровне 2015 года и составил 2 406,5 тыс. кв. метров.

Рис. 2.6 Динамика показателей строительной деятельности

Агропромышленный сектор также имеет успех – объем сельскохозяйственной продукции составляет 238,6 млрд.рублей, или 105,0% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.

Рис. 2.7 Динамика сельскохозяйственного производства

Производство продукции растениеводства выросло на 8,3% к уровню 2015 года, продукции животноводства – на 1,6%.

Посевные площади сохранены на уровне прошлых лет и составляют 2,9 млн. га, в том числе: зерновые и зернобобовые культуры – около 1,6 млн. га, в том числе: озимые – 514,5 тыс. га, яровые – 1,07 млн. га, технические культуры – 312,2 тыс. га, картофель и овощи – 86,1 тыс. га, кормовые культуры – 1,0 млн. га.

В Республике принимаются меры по недопущению сокращения поголовья скота, увеличению производства продукции животноводства. Вопросы воспроизводства и сохранности взяты под особый контроль. Для укрепления племенной базы и повышения генетического потенциала продуктивности молочного скота импортируются племенные телки.

Потребительский рынок

В 2016 году в Республике сохранялась невысокая потребительская активность. Оборот розничной торговли составил 801,6 млрд.рублей, или 98,0% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.

Сдерживающим фактором увеличения оборота розничной торговли является относительно невысокий уровень платежеспособного спроса населения. Снижение уровня доходов населения усугубилось высоким уровнем кредитной нагрузки.

Также на сокращение потребительской активности сказывается перераспределение структуры расходов населения в сторону увеличения сбережений. Вклады населения в кредитных организациях по состоянию на 1 января 2017 года увеличились с начала 2016 года на 29,3 млрд. рублей (на 9,3%) и составили 344,3 млрд. рублей (на 01.01.2016 – 315,0 млрд. рублей).

Рис. 2.8 Динамика оборота розничной торговли

Оборот общественного питания в 2016 году составил 37,7 млрд. рублей, или 99,6% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.

Населению Республики Татарстан оказано платных услуг на 267,3 млрд. рублей, или 98% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года. В структуре платных услуг наибольший удельный вес занимали коммунальные (17,7%), транспортные (17,6%) и бытовые (15,7%) услуги, услуги связи (10,1%) и образования (9,8%).

Рост потребительских цен с начала года (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года) составил 103,9%, что на 6,8 процентных пункта ниже, чем в предыдущем году и на 1,5 процентных пункта ниже среднероссийского значения.

При этом рост цен на продовольственные товары составил 103,3%, непродовольственные – 104,1%, платные услуги населению – 104,7%.

Рис. 2.9 Динамика индекса потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года, в %

Среди регионов Приволжского федерального округа по росту цен в потребительском секторе Республика Татарстан занимает 10 место. Минимальный рост установлен в Оренбургской области (103,5%), максимальный в Ульяновской области (105,5%).

Рис. 2.10 Индексы потребительских цен регионов Приволжского федерального округа в декабре 2016 года к декабрю 2015 года, в %

Уровень жизни

В 2016 году наблюдался сдержанный рост показателей уровня жизни населения. Денежные доходы на душу населения составили 32 909,3 рубля в месяц и увеличились по сравнению с уровнем 2015 года на 2,3%. Реальные денежные доходы снизились на 2,6%.

Рис. 2.11 Динамика денежных доходов населения

Покупательная способность населения (соотношение среднедушевых денежных доходов населения и прожиточного минимума на душу населения) составила 4,07 набора товаров и услуг (в 2015 году – 4,18). Существенным элементом доходов населения являются пенсии. Численность получателей пенсии в Республике Татарстан на 1 января 2017 года составила 1 124 218 человек. Средний размер пенсии составил 11 963,25 рубля (с учетом единовременной денежной платы, произведенной в январе 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 года № 385-ФЗ в размере 5 тысяч рублей – 16 963,3 рубля). Средний размер страховой пенсии составил 12 260,99 рубля, средний размер социальной пенсии – 7 898,7 рубля.

Рис. 2.12 Динамика изменения величины прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

Стоимостная величина прожиточного минимума на душу населения в 2016 году составила 8 077 рублей в месяц и увеличилась по сравнению с 2015 годом на 5%, минимальный потребительский бюджет составил 13 935 рублей с ростом на 4,5%.

Рис. 2.13 Динамика среднемесячной заработной платы

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2016 году оценивается на уровне 7,6% от общей численности населения республики.

Средняя начисленная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики, включая малое предпринимательство, в 2016 году составила 30 409,8 рубля и увеличилась по сравнению с уровнем 2015 года на 5,2 %. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги, составила 99,7 %.

По размеру среднемесячной заработной платы в 2016 году Татарстан в рейтинге среди субъектов Российской Федерации занимал 28 место, среди регионов Приволжского федерального округа – второе место (после Пермского края).

По итогам 2016 года высокий уровень заработной платы в республике наблюдался в следующих видах деятельности:

добыча полезных ископаемых – 54,9 тыс. рублей;

финансовая деятельность – 43,0 тыс. рублей;

производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 39,6 тыс. рублей;

государственное управление и обеспечение военной безопасности – 37,7 тыс. рублей;

транспорт – 33,2 тыс. рублей;

обрабатывающие производства – 33,2 тыс. рублей.

Среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы составила в 2016 году: в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг – 25,4 тыс. рублей, в сфере образования – 23,6 тыс. рублей, в области культуры, искусства и кинематографии – 20,3 тыс. рублей.

Повышение заработной платы работников реального сектора экономики осуществляется путем коллективно-договорного регулирования в рамках социального партнерства. 8 августа 2016 года заключено Соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о минимальной заработной плате в Республике Татарстан, в соответствии с которым в организациях внебюджетного сектора экономики республики установлена минимальная заработная плата (включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера) работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, в размере не менее 8 252 рубля в месяц. Эта величина максимально приближена (95,7 %) к уровню прожиточного минимума для трудоспособного населения, составившего в Республике Татарстан в 2016 году 8 620 рублей.

В 2016 году была продолжена работа по обеспечению соблюдения трудовых прав работников в части своевременной и полной оплаты их труда. По состоянию на 1 января 2017 года просроченная задолженность по заработной плате составила 12,6 млн рублей и уменьшилась по сравнению с данными на 1 января 2016 года на 55,8 %.

Работа с предприятиями-должниками ведется в республике в рамках Республиканской межведомственной комиссии по вопросам повышения уровня жизни населения, труда, привлечения и использования иностранных работников в Республике Татарстан, а также Координационного совета по оплате труда, доходам и уровню жизни населения при Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в тесном взаимодействии с территориальными комиссиями на местах, отраслевыми министерствами, контрольно-надзорными и налоговыми органами, объединениями профсоюзов и работодателей республики.

Таким образом, проанализировав основные показатели социально-экономического положения Республики Татарстан, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, несмотря на сохранение геополитической напряженности и режима санкций, регион сохраняет стабильность в экономике и, в целом, имеет положительные тенденции к дальнейшему развитию. Основной причиной столь выигрышного положения среди прочих субъектов Российской Федерации является инновационная деятельность в данном регионе.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *