Состояние и направление развития студенческого хоккея в Российской Федерации

Для подростков, занимающихся спортом, период в возрасте от 17 до 21 года является определяющим с точки зрения их перспектив, как профессиональных спортсменов. Но в это же время необходимо принимать решение о продолжении или же не продолжении своего обучения в высшем учебном заведении. И зачастую желания идут в разрез со здравым смыслом, что вынуждает подростков-спортсменов принимать, пожалуй, самое серьезное решение в их жизни.

Высшее профессиональное образование всегда считалось приоритетным направлением в развитии личности. Но также немаловажную роль в процессе становления человека играет спорт, тем более, если занятию спортом уделялось огромное внимание в детстве, и у подростка есть планы связать свою жизнь с профессиональным спортом.

Одной из проблем студенческого спорта является успешное сочетание интенсивных тренировок и обучения в вузе по избранной специальности. В настоящее время для достижения высокого спортивного мастерства необходимо уделять спортивной тренировке несколько часов в сутки, и при этом выделять время на обучение.

Одним из мотивов будущих студентов-спортсменов для поступления в вузы является возможность заниматься спортом во время учебы. Основы развития необходимо рассматривать как государственные и общественные формы деятельности, которые должны сделать возможным совмещение профессионального спорта и получение высшего образования. Студенческий спорт может стать именно той необходимой ступень подготовки спортсменов, так как переход в профессиональный спорт в слишком юном возрасте может повлечь за собой печальные последствия. В конечном итоге государство получает высококлассного специалиста и спортсмена в зрелом возрасте, способного составить резерв национальной сборной.

Нельзя не отметить поступательного движения в развитии студенческого спорта в нашей стране. За довольно короткий промежуток времени были созданы такие успешные проекты как Московская Студенческая Хоккей Лига (МСХЛ) и Ассоциация Студенческого Баскетбола (АСБ), объединяющие студенческие спортивные команды не только внутри одного города, но и страны в целом. Более подробно рассмотрим студенческий хоккей на данном этапе развития. Какое место он занимает в структуре и системе подготовки спортивных кадров, и какие цели и задачи ставит перед собой.

На основании поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, а также рекомендаций Министерства спорта Российской Федерации по созданию студенческих спортивных лиг, Федерацией хоккея России и Российским студенческим спортивным союзом принято решение о создании студенческой хоккейной лиги. Учредительное собрание лиги состоялось 24 мая 2016 года. Председателем Правления был избран Владимир Юрзинов, а Управляющим Директором назначен Антон Храмцов.

В сезоне 2016-2017 Чемпионат СХЛ планировалось провести в двух дивизионах — «Магистр» и «Бакалавр». В «Магистре» должны были соревноваться 16 сильнейших команд, разделённых на 2 конференции.  Основная задача «Бакалавра» должна была стать развитие массовости. В соревнованиях дивизиона, проходящих в 3 этапа, должны были принять участие более 80 команд из 6 федеральных округов. В конечном итоге в сезоне 2016/17 Чемпионат СХЛ был проведен только в одном дивизионе – «Магистр». Дивизион «Бакалавр» было решено перенести на следующий сезон из-за недостаточно количества команд, подавших заявки на участие в чемпионате, и их недостаточную финансовую обеспеченность.

Основные задачи, которые ставит перед собой Студенческая хоккейная лига:

проведение соревнований по единому Регламенту;

вовлечение в структуру проведения соревнований максимального количества существующих студенческих команд;

повышение уровня проведения соревнований;

создание условий для организации новых команд на базе образовательных организаций высшего образования;

популяризация студенческого хоккея в Российской Федерации;

В настоящий момент студенческий хоккей не имеет никакого стратегически важного значения в системе хоккея в РФ. Большая часть игроков, принимающих участие в Чемпионатах студенческой лиги – выпускники спортивных школ, не сумевшие попасть в составы профессиональных команд, в основном принимающих участие в Чемпионатах МХЛ, либо же игроки, закончившие свою профессиональную спортивную карьеру и подходящие по возрасту для выступления в СХЛ. К сожалению, никто из этих игроков не имеет абсолютно никаких перспектив продолжить играть в хоккей на более высоком уровне и попасть в профессиональную команду. Обусловлено это низким уровнем игры, отсутствием грамотно выстроенного тренировочного процесса и даже банальной возможности тренироваться и совершенствовать свои навыки из-за того, что денег на аренду спортивных площадок не хватает, а ВУЗы не выделяют достаточного на это финансирования.

Студенческий спорт в России имеет более чем вековую историю развития. Его зарождение происходило в начале ХХ века. В своем становлении отечественный студенческий спорт прошел несколько этапов становления. Начиная с 1995 года, российские студенты-спортсмены выступают на Всемирных Универсиадах. В августе 2005 года, впервые в истории на летней Универсиаде российская команда одержала триумфальную победу, заняв I место в общекомандном зачете и по количеству завоеванных золотых медалей. Но стоит учитывать, что спортсмены, выступающие за нашу сборную, не являются представителями студенческого спорта. Большинство из них являются членами профессиональных команд в своих видах спорта и студентами являются только формально.

В настоящий момент нельзя не отметить существование объективных проблем:

— несовершенство нормативно-правовой законодательной базы развития студенческого спорта;

— дефицит финансовых ресурсов;

— нехватка спортивных сооружений и их высокая арендная стоимость;

— слабая мотивация администрации вузов в развитии студенческого спорта, деятельности спортивных клубов и участия студентов в соревнованиях;

— низкая заинтересованность большинства спортивных федераций в развитии студенческого спорта;.

Выводы

На сегодняшний день деятельность ФХР не направлена на решение основных проблем хоккея в стране. Не решаются вопросы финансирования, как из бюджета, так и привлечение спонсорской помощи. Как было сказано ранее, основная деятельность направлена на успешное выступление сборных команд страны на международной арене. Открытыми и нерешенными остаются вопросы недостаточно развитой и устаревшей материально-технической базы. Количество ледовых арен – важнейший фактор массовости и качества хоккея. В России на 1 млн. человек приходится 2.3 крытых ледовых арен, в то время как в Канаде — 73.2, в Финляндии — 46.2, в Швеции — 35.9, в Швейцарии – 20.5, в Чехии – 15.4, в США – 5.8 (по официальным данным IIHF). Недостаточное внимание уделяется подготовки тренеров и административного персонала, как детско-юношеских команд, так и профессиональных. В альтернативных же путях развития профессиональных навыков и возможности попадания в профессиональную команду наблюдается пусть и медленное, но правильное направление развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *