Содержательные аспекты процесса функционирования единого казначейского счета в России

Одним из основных направлений совершенствования деятельности Федерального казначейства является развитие процессов и процедур управления операциями на едином казначейском счете федерального бюджета. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, единый счет бюджета — совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, открытых Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Более подробно (ЕКС) федерального бюджета представляет собой совокупность счетов, открытых на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета»: Казначейству России — в Центральном банке Российской Федерации (далее — Корневой счет ЕКС), а также управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ (далее — УФК) в территориальных учреждениях Банка России.

Бюджетные средства

Бюджетные средства

Внебюджетные средства

Внебюджетные средства

Рис. Архитектура ЕКС

Функционирование ЕКС в России основывается на следующих основных методологических принципах:

принцип «единства кассы», предусматривающий зачисление всех доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на Корневой счет ЕКС, а также осуществление с него всех кассовых выплат соответствующего бюджета с отражением движения бюджетных средств в едином бухгалтерском регистре — Главной книге Казначейства России;

принцип «общего покрытия», означающий, что объем предусмотренных бюджетом кассовых выплат должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Значение функционального действия ЕКС для эффективной деятельности казначейства имеют конструктивные порядки в нынешней России, определяющиеся не столько возможной вероятностью сосредоточения и централизации на нем по стоимости доступных по бюджетному сбережению возможных резервов и, как следствие, ускорением хода формирования процесса работы и повышением с оборачиваемости средств и сбережений бюджета, эффектной результативности их использования, да и доступностью информации о кассовых поступлениях и кассовых выплатах за счёт средств и сбережений федерального бюджета. С технической точки зрения, функционирование ЕКС в нынешней России исполняется по следующей модели, соответствующей трехуровневой иерархии организации конструктивных порядков Казначейства России.

Ежедневно плательщики налогов и сборов перечисляют все бюджетные поступления на соответствующий счет УФК в субъекте Российской Федерации (№ 40101) по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства, открытый в учреждении Банка России. В свою очередь каждое УФК, в соответствии с действующим законодательством, распределяет поступления по уровням соответствующих бюджетов и перечисляет доходы на счета по учету средств бюджета субъекта Федерации, муниципальных бюджетов, а в части федерального бюджета — на Корневой счет ЕКС (№ 40105), открытый Казначейству России в ОПЕРУ Банка России (г. Москва). С него же через счета УФК (№ 40101) осуществляются возвраты плательщикам излишне и (или) ошибочно уплаченных федеральных налогов и сборов (рис. 1).

Государственные внебюджетные фонды

Государственные внебюджетные фонды

Уровень 3

Уровень 3

Уровень 1

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 2

Выдача наличных средств клиентам ОФК

Выдача наличных средств клиентам ОФК

Счет 40116

Счет 40116

Отделение Управления Федерального казначейства

Отделение Управления Федерального казначейства

Выдача наличных средств клиентам УФК

Выдача наличных средств клиентам УФК

Счет 40116

Счет 40116

Оплата безналичных платежей клиентов ОФК и УФК

Оплата безналичных платежей клиентов ОФК и УФК

Счет 40105

Счет 40105

Управление Федерального казначейства

Управление Федерального казначейства

Счет 40101 (1)

Счет 40101 (1)

Управление Федерального казначейства

Управление Федерального казначейства

Счет 40501

Счет 40501

Счет 40302

Счет 40302

Корневой счет единого казначейского счета 40105

Корневой счет единого казначейского счета 40105

Межрегиональное операционное управление (г. Москва)

Межрегиональное операционное управление (г. Москва)

Рис. 1. Общая модель функционирования ЕКС в Российской Федерации

Таким образом, в нашем государстве функционально действует конструктивный порядок ЕКС, при котором средства федерального бюджета сосредоточиваются на Корневом счете ЕКС методом ежедневного «обнуления» счетов УФК и подчиненных им ОФК перед окончанием операционного суточного промежутка и их повседневного централизованного подкрепления для совершения расходных (возвратных) операций.

К сожалению, ожидаемое абсолютное «обнуление» счетов № 40105, отрытых УФК в субъектах РФ, не всегда достигается.

Главной из причин, вызывающих образование кассового остатка на счетах УФК, занимают возвраты по некорректно обозначенным клиентами реквизитам. Также на этот процесс оказывают воздействие следующие причины: поступления на возмещение расходов из муниципального внебюджетного Фонда социального страхования на лицевые счета клиентов ; суммы, неверно поступившие на счета № 40105; перечисления со счета № 40116 и т. п.

Однако синхронизация продолжительности перечисления неиспользованных остатков сбережений и средств Федерального Казначейства с окончанием операционного дневного промежутка Банка Российской Федерации, а еще регулярно проводимая трудовая нагрузка по объяснению и доведению до клиентов, финансово-доверительных государственных объектов и иных формирований, порядка воплощения платежей из Федерального бюджета позволило значительно уменьшить величины размера кассовых остатков на счетах УФК.

Использование ЕКС сумело решить самую важную задачу в сложностях формирования процесса казначейских технических решений —ввести систему оперативного управления операциями со средствами Федерального бюджета и перейти к новому этапу их осуществления — централизованному управлению ликвидностью Корневого счета ЕКС.

Статьей 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации подтверждено, что доходные активы от федеральных налоговых пошлин и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходных активов по бюджетному сбережению доступны конструктивные порядки Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейского банка для их распределения. Для перечисления в бюджетную систему Российской Федерации платежей, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, территориальными органами Федерального Казначейства открыты счета на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального Казначейства между бюджетной системы Российской Федерации».

Вместе с тем при перечислении платежей в бюджетную систему Российской Федерации плательщики допускают ошибки, в связи с чем платежи ошибочно поступают в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, минуя счет органов Федерального казначейства 40101. Ошибочное поступление платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, минуя счет органов Федерального казначейства 40101, не означает, что они не могут быть учтены в соответствующем бюджете. Порядок предусматривает, что если доходы были зачислены на счета бюджетов минуя счет 40101, то такие доходы имеют свой порядок отражения в учете органов Федерального казначейства.

При зачислении платежей в федеральный бюджет на счет Федерального казначейства, открытый на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета», Федеральное казначейство подготавливает Реестр платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства (ф. 0531475) (далее — Реестр), с приложением расчетных документов и направляет его в Управление Федерального казначейства по городу Москве. Данные платежи учитываются Управлением Федерального казначейства на соответствующих лицевых счетах. Помимо этого, такие поступления отражаются Управлением Федерального казначейства по городу Москве в соответствующей отчетности в разделе «Платежи, поступившие в бюджет минуя счет 40101».

При этом если платеж отнесен к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, то Управление Федерального казначейства по городу Москве в установленном порядке осуществляет стандартную процедуру уточнения платежей.

При поступлении платежей в федеральный бюджет на счета, открытые органам Федерального казначейства на балансовом счете 40105, формирования Реестра не требуется. Такие платежи отражаются сразу на лицевых счетах администраторов доходов или на счетах администраторов источников финансирования дефицита бюджета в установленном порядке. Эти платежи также отражают в Журнале регистрации внебанковских операций (ф. 0531459) и в соответствующей отчетности органов Федерального казначейства в разделе «Платежи, поступившие в бюджет минуя счет 40101». Если платеж отнесен органом Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, то в отношении такого платежа орган Федерального казначейства также осуществляет стандартную процедуру уточнения.

Проблема возникает при зачислении платежей на счета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

При поступлении платежей на счета органов Федерального казначейства, открытые на балансовом счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» или на балансовом счете 40204 «Средства местных бюджетов», в первую очередь необходимо определить, что это за платеж. Если такой платеж подлежит зачислению в полном объеме в доход бюджета, на счет которого он поступил, то он отражается органом Федерального казначейства на лицевом счете соответствующего администратора доходов бюджета. Кроме того, данный платеж отражается органом Федерального казначейства в Журнале регистрации внебанковских операций (ф. 0531459) и в соответствующей отчетности органов Федерального казначейства в разделе «Платежи, поступившие в бюджет минуя счет 40101». Если поступивший платеж является налоговым платежом либо подлежит распределению полностью или частично в другой бюджет, то в данном случае такой платеж отражается на лицевом счете финансового органа как невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) и включается органом Федерального казначейства в Реестр. На общую сумму Реестра орган Федерального казначейства осуществляет перечисление средств с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)счет 40101. При этом в расчетном документе на перечисление итоговой суммы на счет органа Федерального казначейства в поле 104 указывается код бюджетной классификации невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, а в поле «Назначение платежа» указывается соответствующий код бюджетной классификации невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты).

В данном случае на лицевом счете финансового органа в текущий операционный день отражается поступление невыясненного платежа, а в следующий операционный день на лицевом счете финансового органа отражается выбытие невыясненного платежа. При этом если кассовое обслуживание осуществляется органом Федерального казначейства с открытием финансовому органу лицевого счета бюджета (код 02), то на этом счете также отражается поступление невыясненного платежа, а потом его выбытие.

Следует обратить внимание на то, что в случае открытия финансовому органу лицевого счета бюджета (02) происходит двойное отражение платежей, поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет): на лицевом счете бюджета (02) и лицевом счете администратора доходов бюджета (04).

После зачисления данных средств на счет органа Федерального казначейства 40101 орган Федерального казначейства в установленном порядке осуществляет уточнение платежей, включенных в Реестр.

На лицевом счете администратора доходов бюджета (04) отражаются все платежи: как поступившие на счет органа Федерального казначейства 40101, так и поступившие на единые счета бюджетов. Кроме того, как отмечалось ранее, платежи, поступившие в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, отражаются в отчетности органов Федерального казначейства как операции, проведенные минуя счет органа Федерального казначейства 40101, в частности, в третьем разделе Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468). I и III разделы Справки о перечислении поступлений в бюджеты подлежат направлению органами Федерального казначейства всем администраторам поступлений в бюджет.

Распределение доходов между бюджетами разных уровней на счете 40101 производится в соответствии с законодательно утвержденными нормативами отчислений. Не все операции по зачислению доходов регионального бюджета учитываются на счете 40101, так как часть доходов, в частности трансферты из Федерального бюджета учитываются органами Федерального казначейства минуя счет 40101.

Другими словами, на единый счет каждый день поступают доходы, определяется федеральная доля и каждый день физически ее отправляют в Москву на корневой счет. Деньги приходят концентрируются, что-то из них размещается посредством активных операций управления ликвидностью ЕКС (РЕПО, Депозиты и др инструменты), а на утро деньги отправляются назад.

ЕКС включает в себя следующие средства:

Средства федерального бюджета.

Средства во временном распоряжении и средства бюджетных и автономных учреждений.

Средства центральных дирекций государственных внебюджетных фондов.

Средства юридических лиц – казначейское сопровождение.

Средства территориальных управлений государственных внебюджетных фондов.

В перспективе предлагается привлекать также средства субъектов РФ и муниципальных образований.

В результате централизации функций современного казначейства и консолидации всей информации появляется инструмент прогнозирования финансовых показателей в долгосрочной перспективе и поддержания необходимого уровня ликвидности на счетах.Целью управления ликвидностью является обеспечение покрытия временных кассовых разрывов через привлечение денежных средств (пассивные операции) и получения дохода от управления временно свободными средствами.

Рассмотрим инструменты управления ликвидностью более подробно. На данный момент в арсенале Федерального казначейства целый перечень инструментов, предназначенных для управления ликвидностью и в перспективе только расширение этого списка.

Самый первый инструмент управления свободными средствами на ЕКС начал использоваться в 2008 году и представлял собой предоставление депозитов от 5 до 294. Затем в 2014 году были введены бюджетные кредиты субъектам РФ и депозиты от 8 до 29 дней в иностранной валюте. После этого в 2015 году было введено проведение сделок РЕПО «overnight» и предоставление бюджетных кредитов муниципалитетам. И наконец в 2016 году ко всему этому перечню инструментов добавились сделки РЕПО «forward».

За счет использования высвобожденных «неработающих» денежных средств снижается потребность в краткосрочном кредитовании.

В число приоритетных задач современного единого счета входят:

мониторинг финансовых потоков и, как следствие, расчет консолидированной денежной позиции в режиме реального времени;

эффективное управление ликвидностью;

контроль и бюджетирование расходных операций;

оптимизация процентных доходов / расходов, получаемых / уплачиваемых за денежные средства на расчетных счетах.

Можно выделить следующие основные характеристики централизованного казначейства, необходимые для решения поставленных задач:

единый центр принятия решения по вопросам управления ликвидностью, привлечения и размещения денежных средств;

единый стандарт обслуживания денежных потоков (единый стандарт платежной дисциплины);

единая аналитическая система.

Необходимо отметить, что создание и развитие централизованного казначейства — это сложный, трудозатратный и дорогостоящий процесс.

Одним из перспективных направлений правительственной программы по созданию централизованного казначейства является реформирование системы бюджетных платежей, в результате которого к окончанию 2017 г. платежные операции сектора государственного управления должны осуществляться с использованием одного банковского счета, открытого Федеральному казначейству в платежной системе Банка России.

Учитывая информационную насыщенность системы счетов ФК, ее многоуровневую иерархическую структуру и функциональную сложность и принимая во внимание международные тенденции развития платежных систем, необходимо все переводы денежных средств, осуществляемые с использованием платежной системы ЦБР, производить в условиях применения онлайновых технологий и современных электронных средств обработки, передачи и защиты информации.

Возрастающий в экономике страны спрос на срочные платежи, требующие более быстрого их осуществления при надежном управлении возникающими рисками, обусловил создание в России системы валовых расчетов в режиме реального времени.

Подобные системы действуют уже более чем в 80 странах мира, в том числе во всех странах Европейского союза и практически во всех промышленно развитых странах. Как правило, владельцем и оператором таких систем является центральный (национальный) банк. В России функционирует система валовых расчетов в режиме реального времени Банка России и именуется как система банковских электронных срочных платежей (сокращенно — система БЭСП).

Система БЭСП — это система которая использует спутниковые технологии. ЦБ специально запустил 2 спутника которые «обнимают» Россию с двух сторон на геостационарной орбите и с помощью них платежи, требуемые Федеральному казначейству в регионы и из регионов через спутник, проводятся в любой момент времени в стандарте одна минута. Эта система бесплатна для Федерального казначейства, так же централизована на федеральном уровне и обеспечивает валовые расчеты в режиме реального времени по срочным платежам для всех участников системы независимо от их территориального расположения.

Система БЭСП создана как дополнительная система и функционирует наряду с системами внутрирегиональных электронных расчетов (ВЭР) и межрегиональных электронных расчетов (МЭР) независимо от этих систем. Участники системы БЭСП вправе также проводить свои платежи через платежную систему Банка России с применением систем ВЭР и МЭР.

Управления федерального казначейства вступают в систему БЭСП в качестве ассоциированных участников расчетов системы БЭСП на безвозмездной основе.

По согласованию с Центральным банком Российской Федерации территориальные органы федерального казначейства будут являться участниками системы БЭСП в части счетов, открытых на балансовых счетах № 40105 «Средства федерального бюджета» и № 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».

На ряду с внедрением БЭСП, достаточно быстрыми темпами развивается направление кэш-пулинга. Отметим, что БЭСП, является материальной основой, позволяющей проводить номинальный кэш-пулинг.

В модели номинального кэш-пулинга положительные и отрицательные остатки на счетах участников пула рассматриваются обслуживающим банком совместно при взимании и уплате процентов. При этом физических перемещений денежных средств между счетами участников пула не происходит. В таком пуле мастер-счет отсутствует, все счета участников пула обслуживаются по одинаковым правилам.

Практическая реализация данной модели может быть различной и, как правило, является ноу-хау банка, предлагающего номинальный кэш пулинг.

Номинальный пулинг идеально подходит для тех субъектов, в которых с той или иной степенью регулярности возникает избыточная ликвидность у одних при одновременном недостатке ликвидности у других.

В то же время существует целый ряд техник и приемов, позволяющих с помощью номинального пулинга существенно повысить доходность от размещения временно свободных денежных средств федерального казначейства, обладающего избыточной ликвидностью.

Следует отметить, что для кэш-пулинга в целом и особенно для номинальной его реализации важнейшими факторами, влияющими на получаемый дополнительный доход, являются точность и глубина прогнозирования движения денежных средств группы.

Комиссия, уплачиваемая казначейством банку за номинальный пулинг, как правило, выше, чем за виртуальный, поскольку включает плату за риск и некоторые другие расходы. Однако с учетом факторов, описанных в предыдущем разделе, совокупная стоимость номинального пулинга может оказаться ниже стоимости виртуального.

Итак, следует отметить тот факт, что продукты семейства «кэш пулинг» переживают сейчас на российском рынке банковских услуг этап бурного развития. Весь комплекс перечисленных преимуществ прямого участия в системе БЭСП и кеш-пулинга может быть применим к ФК, решающему задачу совершенствования системы бюджетных платежей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *