Содержание, виды и функции рыночной конкуренции в экономике

🙂

Рыночный механизм, как экономическая форма, имеет свое индивидуальное содержание. Исходя из трактовки рыночного механизма в разных источниках, можно определить рыночный механизм как совокупность экономических, организационных и правовых методов, которые обеспечивают реализацию действия рыночной системы.

В рыночной экономике, где в приоритете частная собственность и свобода деятельности, главным элементом такого механизма является конкуренция. Она координирует действия всех участников производственного процесса через спрос и предложение, затраты производства и доходы от реализации.


 

Конкуренция представляет собой все возможные экономические отношения в условиях рыночного хозяйства в виде соперничества с целью завоевания наилучших условий для деятельности и максимизации своей прибыли. Конкуренция самый мощный стимулятор экономического процветания, повышения качества товаров, ускорения научного прогресса и снижения затрат производства. Конкурентные отношения — это взаимодействие между всеми субъектами рынка (населением, производителями, и государством). Это взаимодействие влияет на все сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление, будучи тем «ключиком», благодаря которому рыночная экономика функционирует как часовой механизм.

Что касается определений категории «конкуренция» представителями разных экономических школ, то по определению классической политической экономии, конкуренция — это чуть ли не война ради прибыли, так как методы ради ее достижения бывают часто весьма жесткими. Это соревнование за лучшие поставки и продажи товаров, это война за выживание в экономическом пространстве.

Наличие большого количества определений конкуренции говорит о сложности этого объекта рыночного механизма. Замечу: рынок не давит на субъекты хозяйствования вне конкуренции. Такое положение на рынке связано с равновесным сочетанием двух его сторон: стихийного, конкурентного и стабильного монопольного. Стихийность рынка проявляется в множестве самостоятельных, независимых товаропроизводителей с разными условиями производства и индивидуальными характеристиками товара. Такая борьба хозяйствующих субъектов дает им возможность самостоятельно эффективно ограничивать возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

То есть рыночная конкуренция является объективным элементом нормальной рыночной экономики, в среде которой под влиянием различных факторов, в том числе спроса и предложения, формируется объективная рыночная цена, которая есть результатом успешной или неудачной конкурентной борьбы.

Для того, чтобы победить в конкурентной борьбе производители снижают затраты и соответственно цены на продукцию, совершенствуют качество. Это выглядит как уравновешивание предпринимательского эгоизма. То есть конкуренция направляет этот самый эгоизм в направлении интересов общества.

Адам Смит разработал, широко применяемую экономистами, трудовую теорию стоимости, согласно которой измерением стоимости обмена товара выступает затраченный на его производство труд. Огромным достижением А. Смита является то, что он отделил обычную цену (стоимость товара), которая сформирована затратами труда, от рыночной цены товара, которая формируется спросом и предложением на рынке.

Результативность конкурентной борьбы в конечном итоге определяется как раз отклонениями рыночных цен. Смит говорит об этом так: «Рыночная цена всякого продукта редко продолжительно держатся ниже обычной цены, хотя и может некоторое время оставаться на более высоком уровне. Какая бы часть ее не оплачивалась ниже своей обычной стоимости, субъекты, интересы которых от этого страдают, сразу почувствуют урон и сейчас же вытянут столько из средств от производства этого товара, что его количество, поставленное на рынок, окажется таким, которого хватит только для удовлетворения реального спроса на него».

В конкурентной борьбе субъект рынка может быть:

–лидером, когда его удельный вес на рынке примерно 40%;

–претендентом, когда его удельный вес на рынке примерно 30%;

–последователем, когда его удельный вес на рынке примерно 20%;

–новичком, когда его удельный вес на рынке примерно10%.

Экономисты-классики, в том числе и Д. Риккардо более расширенно трактуют содержание конкуренции. При изучении процесса возникновения конкуренции, используют три подхода:

  1. I) причинно-следственный;

2) функциональный;

3) системный.

С позиции причинно-следственного подхода, конкуренция зародилась в процессе разделения труда и появления частной собственности в ходе истории. А с позиции функционального подхода, конкурентные отношения рассматриваются не как стихийные, а наоборот, как объективные, которые действуют на основании общественных законов. А в рамках системного подхода конкуренция определяется как способ организации рынка, без которого невозможно обойтись.

Но, в любом случае, какими бы не были конкурентные отношения, они имеют и субъективную сторону.

Экономика, в процессе исследований разных подходов для умножения богатства и улучшения благосостояния людей, включает в себя и анализ поведения индивида, который занимается хозяйственной деятельностью на рынке. И очевидно, что такому индивиду, естественно образованному в сфере экономики, характерны такие качества, как соперничество и предприимчивость. Поэтому важным фактором зарождения и функционирования конкуренции является природа человека, которая проявляется еще с младенчества и служит стимулом развития на протяжении всей сознательной жизни.

Конкуренция — это всегда борьба, и не физическая, а экономическая, которая направлена на достижение выгоды и оптимизации процессов производства и реализации товаров, за улучшение качества как натуральных продуктов, так и сферы услуг, за общественное признание. Хотя в прошлом конкуренцию считали разрушителем, поскольку по природе это борьба за самого себя, против всех и всего.

Понятно, что конкуренция не так идеальна, как может сложится о ней мнение из описанного выше.

Содержание конкуренции можно понять, проанализировав ее функции, которых принято выделять шесть:

  1. I) регулирующая;

2) локационная;

3) инновационная;

4) адаптивная;

5) распределительная;

6) контролирующая.

Регулирующая функция проявляется во влиянии конкуренции на производство (предложение) с целью оптимизации его же, то есть соответствия потреблению. Иными словами, эта функция гласит: производите то, что продадите, а не продавайте, что смогли произвести.

Локационная функция конкуренции, или функция размещения, выражается в эффективном размещении производственных факторов на той территории, где они будут наиболее выгодно использованы.

Суть инновационной функции конкуренции проявляется в научных нововведениях, рационализаторских решениях, которые способствуют развитию рыночного хозяйства.

Адаптивная функция направлена на быстрое приспособление субъектов рынка к условиям экономической среды, и дает возможность не только само выживать, но еще и развиваться.

Распределительная функция конкуренции проявляется в прямых и непрямых методах воздействия на распределение валового национального продукта среди участников рыночного механизма.

А контроль конкуренция проявляет путем присмотра за всеми субъектами рынка и недопущения недобросовестного поведения.

Нужно учитывать, что только союз всех функций, обеспечит эффективность функционирования рыночной экономики, и что только конкуренция формирует направления развития рынка.

Успешность конкурентной борьбы обуславливается множеством факторов. Такую систему факторов проанализировал американский исследователь М. Портер. В своей работе он выделил несколько основных факторов, которые и приносят успех в хозяйственной деятельности:

  1. Условия, в рамках которых работает конкуренция: достаточный капитал, развитая инфраструктура, профессиональные кадры, высокие технологии.

Принципиальным есть то, что эти условия должны эффективно использоваться. Важно не только иметь преимущество в факторах производства, но и постоянно их улучшать.

  1. Характеристики спроса: объем, структура, возможность увеличения спроса.

3.Сфера обслуживания. Вся инфраструктура обслуживания сама по себе должна быть конкурентной.

  1. Стратегия развития фирм.
  2. Дело случая. Использовать шанс, если он подвернулся.
  3. Государство, которое второстепенно, но все же играет и свою роль в конкурентной борьбе. Государство может лишь усилить успех прочих факторов.

То есть система всех вышеуказанных факторов дает пищу для размышления, почему та или иная деятельность успешна, а другая — нет.

Таким образом, по своему содержанию конкуренция – это соперничество с целью завоевания наилучших условий для деятельности и максимизации своих доходов.

Основными видами конкуренции являются функциональная, видовая, предметная, ценовая, скрытая ценовая и незаконная конкуренции.

Функции рыночной конкуренции в экономике состоят в регулировании, территориальном действии, внедрении инноваций, адаптации к новым условия, распределении ресурсов и результатов деятельности и контроле.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *